Главные ошибки при выборе франшизы, и как их избежать

Обновлено 05 марта, 14:05
BuyBrand
BuyBrand

Каждый год количество франшиз в России увеличивается минимум на 5% — в начале 2023 года их было более 6 тыс. Как не ошибиться с выбором, рассказывает создатель отраслевой выставки BuyBrand Екатерина Сойак

По данным Российской ассоциации франчайзинга, спрос на покупку франшиз к 2023 году вырос на 67% по сравнению с годом ранее. Предприниматели выбирают из более чем 6 тыс. отечественных и зарубежных брендов. Как не разочароваться в выборе франшизы и вложить деньги в бизнес, который точно будет работать и приносить прибыль, рассказала Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG. На протяжении более чем 20 лет компания занимается организацией отраслевой выставки и форума BUYBRAND, объединяющих франчайзеров и потенциальных франчайзи. Екатерина назвала главные ошибки, на которых участники рынка спотыкаются из года в год, и рассказала, как их избежать.__

Недооценивают объем ресурсов

Главная ошибка при покупке франшизы, которая создает негативную репутацию для франчайзинга в целом, — франчайзи недооценивают объем ресурсов, которые им придется потратить на запуск по франшизе. Из-за наличия на рынке сырых и некачественных франшиз, покупка которых ведет к финансовым потерям, франчайзинг как форма ведения бизнеса приобрел токсичный налет в общественном сознании. Масло в огонь подливают франчайзи, которые не знают, какая именно франшиза им подойдет, а какая нет.

Первый вопрос, который должен задать себе любой покупатель франшизы: «Сколько денег у меня есть?» Нереалистичная оценка своих финансовых ресурсов — одна из самых болезненных ошибок начинающих франчайзи. Предприниматели зачастую рассчитывают на гипотетические средства, которые они собираются занять у друзей или получить в качестве кредита в банке.

Я часто слышу: «Мне не дают кредит на бизнес, но я могу получить потребительский заем и использовать его для открытия франшизы». Это допустимо, но выдержит ли финансовая модель выплату дополнительных процентов банку? Наш опыт консалтинга показывает, что предприниматели часто не понимают, во сколько им обойдутся заемные деньги и как кредит повлияет на окупаемость франшизы.

BuyBrand
BuyBrand

Екатерина Сойак

Более верная стратегия при открытии любого бизнеса, в том числе по франшизе, — рассчитывать на свои силы. И сначала просчитать фактический объем средств, которые есть в наличии, а уже потом, опираясь на эту сумму, искать франшизу.

Не проверяют финансовую модель

Реальные расходы всегда превышают идеальные или прогнозируемые. Ко всем цифрам, которые озвучивает франчайзер, стоит сразу прибавлять 20%. И не только к суммам, которые нужно будет вложить на старте, но и к тому сроку окупаемости, который заявляет франчайзер. Так, если он говорит, что вложения вернутся через полтора года, то, скорее всего, в реальности это произойдет через два. А сумма инвестиций может варьироваться в зависимости от региона, формата и даже сезона.

Необходимо подробно расспрашивать, на что конкретно придется потратить средства, и отдавать себе отчет в том, что полный возврат инвестиций через месяц, даже если вам это обещает франчайзер, — нереален. Да, бывают случаи, когда франчайзинговые точки через месяц-два выходят на операционную прибыль, — это значит, что на этом этапе франчайзи перестает только вкладывать и начинает зарабатывать, но такие случаи очень редки.

Не общаются с франчайзи

Предприниматели зачастую полагаются только на отзывы о франшизе, которые есть в интернете, и не общаются с действующими франчайзи напрямую. Правильным будет запросить у франчайзера контакты его партнеров, но быть готовым к тому, что, скорее всего, он предоставит далеко не полный список, а только тех, кто остался всем доволен. Останавливаться на этом — еще один промах при покупке франшизы. Чтобы сделать правильный выбор, нужно получить максимум информации о компании и результатах ее взаимодействия с партнерами из первых уст — то есть, от действующих франчайзи.

Не понимают рисков запуска зарубежной франшизы

Многих привлекают иностранные франшизы. Работать с ними можно по-разному, например, через мастер-франшизу — предприниматель приобретает право самостоятельно использовать бренд и перепродавать лицензию на его использование на определенной территории. Или купить франшизу у мастер-франчайзи. Или купить франшизу только на одну точку непосредственно у франчайзера — такое встречается не часто, и это самый рискованный вариант партнерства с иностранной франшизой, особенно если она из сферы услуг или общепита.

Если иностранный франчайзер соглашается продать франшизу только на одну точку, то он, скорее всего, или молодой, или небольшой. Владелец вряд ли знаком с российским рынком, так что адаптировать все стандарты под страну, искать поставщиков и разрабатывать локальные маркетинговые программы придется франчайзи. Это долго, дорого и трудозатратно.

Поделиться
Авторы
Теги