Туризм, логистика и еда: топ-10 перспективных франшиз в 2024 году

Обновлено 03 апреля, 10:56
Freepik.com
Freepik.com

HoReCa, производство и фулфилмент оказались самыми здоровыми отраслями российского бизнеса. То же касается и франчайзинга. Опираясь на исследование, рассказываем, в каких сферах стоит открывать франшизы в 2024 году.

Маркетинговая платформа Calltouch, банк «Точка» и рекрутинговый портал hh.ru изучили более 500 тыс. компаний в 20 отраслях и представили обновленный Индекс здоровья российского бизнеса — инструмент для комплексной оценки предпринимательской активности. Анализ проводился по восьми критериям: обороты компаний, налоги, соотношение регистраций и ликвидаций, количество открытых вакансий, уровень зарплаты, посещаемость сайтов компаний, обращения потенциальных клиентов и конверсия сессий на сайтах в лиды. По каждому параметру начислялось от 1 до 100 баллов, которые затем умножались на удельный вес этого параметра. Из суммы всех показателей формировалось итоговое значение — индекс здоровья той или иной индустрии. К концу второго квартала 2023 года совокупный показатель по всем индустриям составил 69 баллов: такую высокую оценку отечественный бизнес получил впервые за последние четыре с половиной года. Впрочем, в отдельных отраслях эта цифра еще больше: так, сегмент HoReCa набрал рекордные 86 баллов. Расскажем, какие направления франчайзинга в нынешних условиях можно считать наиболее выгодными и перспективными.

Другая еда

Вегетарианская еда перестала быть чем-то нишевым и вышла на мировой рынок общепита: так, веганские и вегетарианские позиции появились в меню KFC, Mcdonald's и Burger King. По данным Союза производителей растительной продукции, данная сфера растет на 18% ежегодно. Гендиректор компании «Еда будущего» Сергей Иванов считает, что за ближайшие десять лет произойдет замена натурального мяса на растительное. Иванов рассказал об этом в рамках конференции российских агрохолдингов.

Среди вегетарианских франшиз можно назвать бренды Supergood, «Сойка», Fast Vegan, Copper Branch, «Высший Вкус», которые предлагают самые разные форматы партнерства — от стрит-ретейла до фирменного магазина или ресторана. Веганские сегменты появились и в крупных сервисах доставки, например, в «Яндекс.Лавке». В 2023 году этот сервис запустил первую франшизную точку в тестовом режиме.

Freepik.com
Freepik.com

Производство

Согласно Индексу здоровья бизнеса за третий квартал 2023 года, предприятия в сфере машиностроения и производства промышленного оборудования набрали 62 балла, что стало самым высоким показателем в отрасли за последние пять лет. По мнению аналитика Инвестиционной группы «ИВА Партнерс» Артема Шахурина, российская промышленность успешно осваивает ниши, оставленные зарубежными компаниями, встраивается в систему параллельного импорта и выходит на новые рынки.

Создатель экосистемы франчайзинга FranchCamp Константин Урванцев считает, что в нынешних условиях стало особенно актуальным развитие франшиз производства. «Сейчас производственных франшиз почти нет, а ведь они могли бы внести существенный вклад в импортозамещение. Скажем, производитель запчастей открывает франчайзинговые заводы по всей стране, чтобы они изготавливали продукцию и реализовывали ее на местных рынках. Это позволит сэкономить ресурсы, упростит логистику, даст возможность создать рабочие места в регионах», — поясняет эксперт.

Логистика и транспорт

В начале 2023 года консалтинговое агентство Strategy Partners представило отчет, согласно которому объемы российского рынка логистики увеличиваются на 5–8% ежегодно с 2020 года. Лидируют в этой отрасли автоперевозки: по данным Росстата, за первые два месяца 2023 года на долю автотранспорта пришлось свыше 783 млн т грузов — это в четыре раза больше объема железнодорожных перевозок за тот же период. Франчайзинг в сфере грузоперевозок развивается уже не первый год. Так, компания ПЭК — один из лидеров отрасли, согласно рейтингу «Надежный перевозчик России», — запустила франшизу в 2021 году и на сегодняшний день располагает сетью из 105 партнерских предприятий. Франчайзи ПЭК работают в b2b- и b2c-сегментах и предоставляют услуги по приему, хранению, транспортировке и выдаче различных грузов.

Freepik.com
Freepik.com

Внутренний туризм

Текущая геополитическая ситуация стала драйвером роста внутреннего туризма в России. Согласно статистике Ростуризма, за 2022 год было совершено 154 млн путешествий внутри страны. Аналитики АТОР считают, что к концу 2023 года популярность российского туристического рынка увеличится на 30%. Сейчас в России действуют как классические туристические франшизы («Слетать.ру», «ЧипТрип»), так и нишевые агентства, разрабатывающие оригинальные маршруты. К последним можно отнести, например, проекты «Глазами Инженера» и «Пешеход Тур».

По словам создателя отраслевой выставки BuyBrand Екатерины Сойак, в России начался этап развития крупных инфраструктурных проектов с долгосрочными инвестициями — строятся гостиницы, создаются курорты. «А там, где есть курорт, нужны парикмахерские, кафе, рестораны, прачечные, сувенирные и табачные лавки, сервисы такси и прочее. Во всех этих сегментах есть франчайзеры, и они дают возможность быстро запуститься в перспективной локации», — убеждена она.

Реклама

Рынок рекламных услуг пережил спад в 2022 году, однако затем ситуация стала улучшаться. Согласно Индексу здоровья бизнеса, третий квартал 2023 года отрасль завершила с приростом в 12 пунктов по сравнению с тем же периодом прошлого года. По мнению коммерческого директора Calltouch Артура Саркисяна, спрос на рекламу восстанавливается во многом благодаря новым брендам и компаниям, которые возвращаются на рынок после кризиса 2022 года: и те, и другие нуждаются в активном продвижении. На сегодняшний день франчайзинговую модель развития в основном используют агентства, занимающиеся лидогенерацией и разработкой рекламных стратегий для привлечения клиентов в интернете.

Экологичность

Как сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко, в России в 2023 году на экологическое направление выделили ₽289 млрд, которые пойдут в том числе на поддержку малого и среднего бизнеса. Франчайзинговые программы сегодня реализуют заводы по сбору, сортировке и переработке отходов (например, «Вторпроект»), а также компании, изготавливающие продукцию из вторсырья («Умная SREDA»). Кроме того, на экологичные форматы переходят франшизы из других сфер бизнеса: мобильные автомойки (Ecowash Mobile), экохимчистки («Лаванти»), магазины экологичных моющих средств («Потоскун»).

К экологическому направлению можно отнести и производство органической косметики. В этом сегменте уже есть несколько известных франшиз: Organic Kitchen, Natura Siberica, Sativa, Ecomake, Eco Face Bar, Savonry, Botanicus. Бренд Oomph, заменивший британский Lush в 2022 году, также предполагает в будущем запустить свою франчайзинговую программу.

Нишевый фитнес

Freepik.com
Freepik.com

Согласно франчайзинговому рейтингу журнала Entrepreneur, быстрее всего сейчас развиваются именно недорогие нишевые фитнесы. Такому бизнесу проще сформировать свою целевую аудиторию, нежели многопрофильным фитнес-центрам, так как упор делается на одно или несколько специфических направлений. К подобным франшизам относятся студии йоги и пилатеса (Yogi Room), залы танцевального фитнеса, школы скалолазания, центры пренатального и послеродового фитнеса («Бенефит»).

DIY + edutainment

DIY — аббревиатура фразы «Do It Yourself», что в перевод значит: «Сделай сам» — популярное направление досуга, реализуемое в различных творческих мастерских, студиях и центрах. По данным портала «Актион. Культура», в 2022 году в России действовало свыше 41 тыс. подобных организаций, некоторые из которых, например, Galevich Art School, развивают свои франчайзинговые программы. Сюда же можно отнести и edutainment-франшизы, такие как клуб умной игры «Мозгобойня», открывший уже 183 франшизных точки в России и за рубежом.

Ментальное здоровье

На фоне глобальных кризисов последних лет в России заметно повысился уровень стресса: Страховой Дом ВСК отмечает, что зимой 2023 года количество заявок на психологическую помощь выросло на 15%. В связи с растущим спросом, количество сервисов и частных центров ментального здоровья постоянно увеличивается. Так, согласно исследованию 2GIS и портала психологической помощи YouTalk, с 2020 по 2022 годы в Москве стало на 62% больше профильных компаний, похожую динамику демонстрируют и другие российские города-миллионники. Среди популярных франшиз в этой сфере можно назвать Mental Help, Psy Group, и 12К.

Животные

В первом полугодии 2023 года 30% россиян завели домашних животных. Такую статистику представили аналитики Rambler&Co и «СберМаркетинга». Несмотря на растущие цены, хозяева по-прежнему готовы вкладываться в содержание любимых питомцев: по данным НАФИ, к 2023 году расходы в этом сегменте выросли в среднем на ₽10 тыс. Среди перспективных франчайзинговых направлений зообизнеса можно выделить магазины товаров для животных («Бетховен», «Мокрый нос»), груминг-салоны (Doggo) и ветеринарные клиники («Зайцев+»). Также стоит упомянуть франшизы кинологических центров, например DogPride и Active Dog.

Поделиться
Авторы
Теги