Туризм, логистика и еда: топ-10 перспективных франшиз в 2024 году
HoReCa, производство и фулфилмент оказались самыми здоровыми отраслями российского бизнеса. То же касается и франчайзинга. Опираясь на исследование, рассказываем, в каких сферах стоит открывать франшизы в 2024 году.
Маркетинговая платформа Calltouch, банк «Точка» и рекрутинговый портал hh.ru изучили более 500 тыс. компаний в 20 отраслях и представили обновленный Индекс здоровья российского бизнеса — инструмент для комплексной оценки предпринимательской активности. Анализ проводился по восьми критериям: обороты компаний, налоги, соотношение регистраций и ликвидаций, количество открытых вакансий, уровень зарплаты, посещаемость сайтов компаний, обращения потенциальных клиентов и конверсия сессий на сайтах в лиды. По каждому параметру начислялось от 1 до 100 баллов, которые затем умножались на удельный вес этого параметра. Из суммы всех показателей формировалось итоговое значение — индекс здоровья той или иной индустрии. К концу второго квартала 2023 года совокупный показатель по всем индустриям составил 69 баллов: такую высокую оценку отечественный бизнес получил впервые за последние четыре с половиной года. Впрочем, в отдельных отраслях эта цифра еще больше: так, сегмент HoReCa набрал рекордные 86 баллов. Расскажем, какие направления франчайзинга в нынешних условиях можно считать наиболее выгодными и перспективными.
Другая еда
Вегетарианская еда перестала быть чем-то нишевым и вышла на мировой рынок общепита: так, веганские и вегетарианские позиции появились в меню KFC, Mcdonald's и Burger King. По данным Союза производителей растительной продукции, данная сфера растет на 18% ежегодно. Гендиректор компании «Еда будущего» Сергей Иванов считает, что за ближайшие десять лет произойдет замена натурального мяса на растительное. Иванов рассказал об этом в рамках конференции российских агрохолдингов.
Среди вегетарианских франшиз можно назвать бренды Supergood, «Сойка», Fast Vegan, Copper Branch, «Высший Вкус», которые предлагают самые разные форматы партнерства — от стрит-ретейла до фирменного магазина или ресторана. Веганские сегменты появились и в крупных сервисах доставки, например, в «Яндекс.Лавке». В 2023 году этот сервис запустил первую франшизную точку в тестовом режиме.
Производство
Согласно Индексу здоровья бизнеса за третий квартал 2023 года, предприятия в сфере машиностроения и производства промышленного оборудования набрали 62 балла, что стало самым высоким показателем в отрасли за последние пять лет. По мнению аналитика Инвестиционной группы «ИВА Партнерс» Артема Шахурина, российская промышленность успешно осваивает ниши, оставленные зарубежными компаниями, встраивается в систему параллельного импорта и выходит на новые рынки.
Создатель экосистемы франчайзинга FranchCamp Константин Урванцев считает, что в нынешних условиях стало особенно актуальным развитие франшиз производства. «Сейчас производственных франшиз почти нет, а ведь они могли бы внести существенный вклад в импортозамещение. Скажем, производитель запчастей открывает франчайзинговые заводы по всей стране, чтобы они изготавливали продукцию и реализовывали ее на местных рынках. Это позволит сэкономить ресурсы, упростит логистику, даст возможность создать рабочие места в регионах», — поясняет эксперт.
Логистика и транспорт
В начале 2023 года консалтинговое агентство Strategy Partners представило отчет, согласно которому объемы российского рынка логистики увеличиваются на 5–8% ежегодно с 2020 года. Лидируют в этой отрасли автоперевозки: по данным Росстата, за первые два месяца 2023 года на долю автотранспорта пришлось свыше 783 млн т грузов — это в четыре раза больше объема железнодорожных перевозок за тот же период. Франчайзинг в сфере грузоперевозок развивается уже не первый год. Так, компания ПЭК — один из лидеров отрасли, согласно рейтингу «Надежный перевозчик России», — запустила франшизу в 2021 году и на сегодняшний день располагает сетью из 105 партнерских предприятий. Франчайзи ПЭК работают в b2b- и b2c-сегментах и предоставляют услуги по приему, хранению, транспортировке и выдаче различных грузов.
Внутренний туризм
Текущая геополитическая ситуация стала драйвером роста внутреннего туризма в России. Согласно статистике Ростуризма, за 2022 год было совершено 154 млн путешествий внутри страны. Аналитики АТОР считают, что к концу 2023 года популярность российского туристического рынка увеличится на 30%. Сейчас в России действуют как классические туристические франшизы («Слетать.ру», «ЧипТрип»), так и нишевые агентства, разрабатывающие оригинальные маршруты. К последним можно отнести, например, проекты «Глазами Инженера» и «Пешеход Тур».
По словам создателя отраслевой выставки BuyBrand Екатерины Сойак, в России начался этап развития крупных инфраструктурных проектов с долгосрочными инвестициями — строятся гостиницы, создаются курорты. «А там, где есть курорт, нужны парикмахерские, кафе, рестораны, прачечные, сувенирные и табачные лавки, сервисы такси и прочее. Во всех этих сегментах есть франчайзеры, и они дают возможность быстро запуститься в перспективной локации», — убеждена она.
Реклама
Рынок рекламных услуг пережил спад в 2022 году, однако затем ситуация стала улучшаться. Согласно Индексу здоровья бизнеса, третий квартал 2023 года отрасль завершила с приростом в 12 пунктов по сравнению с тем же периодом прошлого года. По мнению коммерческого директора Calltouch Артура Саркисяна, спрос на рекламу восстанавливается во многом благодаря новым брендам и компаниям, которые возвращаются на рынок после кризиса 2022 года: и те, и другие нуждаются в активном продвижении. На сегодняшний день франчайзинговую модель развития в основном используют агентства, занимающиеся лидогенерацией и разработкой рекламных стратегий для привлечения клиентов в интернете.
Экологичность
Как сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко, в России в 2023 году на экологическое направление выделили ₽289 млрд, которые пойдут в том числе на поддержку малого и среднего бизнеса. Франчайзинговые программы сегодня реализуют заводы по сбору, сортировке и переработке отходов (например, «Вторпроект»), а также компании, изготавливающие продукцию из вторсырья («Умная SREDA»). Кроме того, на экологичные форматы переходят франшизы из других сфер бизнеса: мобильные автомойки (Ecowash Mobile), экохимчистки («Лаванти»), магазины экологичных моющих средств («Потоскун»).
К экологическому направлению можно отнести и производство органической косметики. В этом сегменте уже есть несколько известных франшиз: Organic Kitchen, Natura Siberica, Sativa, Ecomake, Eco Face Bar, Savonry, Botanicus. Бренд Oomph, заменивший британский Lush в 2022 году, также предполагает в будущем запустить свою франчайзинговую программу.
Нишевый фитнес
Согласно франчайзинговому рейтингу журнала Entrepreneur, быстрее всего сейчас развиваются именно недорогие нишевые фитнесы. Такому бизнесу проще сформировать свою целевую аудиторию, нежели многопрофильным фитнес-центрам, так как упор делается на одно или несколько специфических направлений. К подобным франшизам относятся студии йоги и пилатеса (Yogi Room), залы танцевального фитнеса, школы скалолазания, центры пренатального и послеродового фитнеса («Бенефит»).
DIY + edutainment
DIY — аббревиатура фразы «Do It Yourself», что в перевод значит: «Сделай сам» — популярное направление досуга, реализуемое в различных творческих мастерских, студиях и центрах. По данным портала «Актион. Культура», в 2022 году в России действовало свыше 41 тыс. подобных организаций, некоторые из которых, например, Galevich Art School, развивают свои франчайзинговые программы. Сюда же можно отнести и edutainment-франшизы, такие как клуб умной игры «Мозгобойня», открывший уже 183 франшизных точки в России и за рубежом.
Ментальное здоровье
На фоне глобальных кризисов последних лет в России заметно повысился уровень стресса: Страховой Дом ВСК отмечает, что зимой 2023 года количество заявок на психологическую помощь выросло на 15%. В связи с растущим спросом, количество сервисов и частных центров ментального здоровья постоянно увеличивается. Так, согласно исследованию 2GIS и портала психологической помощи YouTalk, с 2020 по 2022 годы в Москве стало на 62% больше профильных компаний, похожую динамику демонстрируют и другие российские города-миллионники. Среди популярных франшиз в этой сфере можно назвать Mental Help, Psy Group, и 12К.
Животные
В первом полугодии 2023 года 30% россиян завели домашних животных. Такую статистику представили аналитики Rambler&Co и «СберМаркетинга». Несмотря на растущие цены, хозяева по-прежнему готовы вкладываться в содержание любимых питомцев: по данным НАФИ, к 2023 году расходы в этом сегменте выросли в среднем на ₽10 тыс. Среди перспективных франчайзинговых направлений зообизнеса можно выделить магазины товаров для животных («Бетховен», «Мокрый нос»), груминг-салоны (Doggo) и ветеринарные клиники («Зайцев+»). Также стоит упомянуть франшизы кинологических центров, например DogPride и Active Dog.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.