Не сказка: читаем о том, кто стоит за франшизами Subway и «Додо пицца»

Обновлено 05 марта, 14:05
Freepik
Freepik

Многие известные бренды начинались с небольших инвестиций и задачи прокормить себя и свою семью. Даже основатели таких франшиз, как Subway и «Додо Пицца», когда-то были начинающими предпринимателями. Что ими двигало?

«Начни с малого. Правила ведения бизнеса от основателя Subway» Фреда ДеЛюка и Джона Хейза

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Subway — одна из крупнейших мировых франшиз, в ее сети сегодня 43 тыс. ресторанов, работающих в 108 странах, в том числе и в России. Основатель компании, итальянец по происхождению, Фред «Король сэндвичей» ДеЛюка, открыл свою первую бутербродную в Коннектикуте в 17 лет, имея $1000 стартового капитала. Целью было вовсе не создать империю, а заработать на колледж. Но дело пошло и стало таким, каким его знают во всем мире. В своей книге, которая в оригинале называется Start Small Finish Big, ДеЛюка фокусируется не столько на своей истории успеха, сколько на историях таких же предпринимателей, как он. Тех, кто когда-то по той или иной причине открыл свой микробизнес, ставший большим. Например, на истории Пола Орфала, основателя американской сети круглосуточных копировальных центров Kinko's, который страдал дислексией, плохо учился и открыл свой бизнес, понимая, что с такой проблемой его на работу никто не возьмет. Или Томимы Эдмарк, придумавшей приспособления для укладки волос TopsyTail, которые она шила в своей гостиной в свободное от работы в IBM время.

ДеЛюка дает слово всем этим людям, чтобы читатель убедился: великая компания может начаться с хорошей идеи и $60. И чтобы подбодрить начинающего предпринимателя сделать первый шаг и дать ему верное направление, автор делится своими 15-ю уроками по старту и развитию бизнеса. Уроки вполне жизненные: начните с малого, заработайте несколько центов, верьте в себя, будьте дальновидны, доверяйте своим людям и так далее. Хорошая база для новичков.

«Думаю, вы согласитесь, что все вместе эти рассказы воодушевляют, подтверждая реальную возможность создания собственного бизнеса. Надеюсь, что, читая книгу, вы поймаете себя на мысли: я тоже так могу. Вы действительно можете! А это единственный значимый повод начать».

«И ботаники делают бизнес 1+2. Удивительная история основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова» Максима Котина

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Имя Федора Овчинникова, основателя сети «Додо Пицца», знакомо почти каждому бизнесмену, причем не только в нише общественного питания. Начинающие предприниматели берут с него пример, воспринимая как искреннего и упорного в достижении цели человека. Книга «И ботаники делают бизнес» — личный взгляд журналиста Максима Котина на путь предпринимателя из Сыктывкара к решению построить фастфуд-корпорацию с мировым именем.

Это рассказ не совсем про «Додо Пиццу»: о ее актуальных успехах, проблемах и скандалах проще узнать из СМИ и телеграм-каналов сети. Это история о том, кто такой Федор Овчинников и что им двигало, когда он решил в далеком 2006 году открыть в провинциальном городе книжный магазин «Сила ума», публиковать в одноименном блоге ежедневную сводку с бизнес-фронта, открыто рассказывать о проблемах не только с конкурентами, но и с партнерами, поделиться решением продать свою долю в этом бизнесе, чтобы открыть совершенно другой, ставший огромной франчайзинговой сетью и сделавший его миллионером. Тот блог вдохновил многих предпринимателей рассказывать о своем опыте, делиться не только успехами, но и провалами, спокойно относиться к бизнес-трудностям, упорно искать решения проблем и знать, что все можно преодолеть, если верить в свою идею и свой бизнес.

Максим Котин рассказывает историю Овчинникова как сказку, за героями которой интересно следить. Главный герой Федор — простой парень с чистым сердцем и помыслами, романтик и идеалист — по ходу действия превращается из начинающего предпринимателя в Основателя. Однако все изложенные перипетии совсем не сказочные — с ними продолжают сталкиваться и сегодняшние бизнесмены. Поэтому книгу, которая была написана 10 лет назад, интересно читать до сих пор.

«Он понял, что у великого американского коммерсанта Сэма Уолтона имелись веские причины на то, чтобы не искать партнеров с большим мешком денег, а терпеливо работать семь лет, прежде чем открыть второй магазин. Впрочем, дело было сделано — что теперь стенать? Нужно было трудиться дальше. Впереди Федора ждала большая работа, правда, не озаренная уже, как прежде, светом великой надежды, а залитая отравой сомнений. Впереди Федора ждала Воркута».

Поделиться