Этика в действии: как Этический кодекс франчайзинга может изменить рынок

Обновлено 01 апреля, 09:59
Unsplash
Unsplash

Не все франшизы работают по договорам коммерческой концессии. Как сделать рынок цивилизованным с помощью отраслевого кодекса, рассказала Галина Радаева, общественный уполномоченный по вопросам франчайзинга

Отношения между сетями и обладателями прав на использование брендов и технологий регулируются 54-й главой Гражданского кодекса «Коммерческая концессия». Но даже соблюдение юридических формальностей — не гарантия конструктивного партнерства. На сегодняшний день в российском законодательстве не хватает инструментов для гибкого регулирования франчайзинга. При этом франчайзинг, как и любое долгосрочное партнерство, не обходится без спорных моментов и конфликтов. Мелкие разногласия, например по поводу выбора помещения, стороны обычно решают мирным путем, но бывают ситуации, когда приходится обращаться в суд. Самое распространенное основание для иска от владельца франшизы — франчайзи решил расторгнуть договор и создать свой бренд, используя ноу-хау компании-франчайзера. Покупатели франшиз в свою очередь чаще всего жалуются на недобросовестное исполнение обязательств франчайзером. К сожалению, суды в большинстве случаев выносят решения в пользу больших компаний, а не франчайзи.

Галина Радаева (фото предоставлено экспертом)
Галина Радаева (фото предоставлено экспертом)

Сейчас подобные споры разрешаются на основании Гражданского кодекса, который не менялся с 2014 года и не вполне соответствует современным реалиям франчайзинга. С другой стороны, Гражданский кодекс — фундаментальный правовой акт, и было бы нецелесообразно вносить в него поправки, касающиеся исключительно франшиз. Для регулирования франчайзингового рынка нужен отдельный свод правил. В начале 2023 года экспертная группа, действующая при уполномоченном по защите прав предпринимателей, приступила к созданию такого документа — Этического кодекса франчайзинга. В работе над кодексом приняли участие владельцы крупных франшиз, франчайзи, эксперты «Опоры России», Российской ассоциации франчайзинга, Торгово-промышленной палаты и других профильных ассоциаций и ведомств. Документ прошел несколько согласований и на сегодняшний день готов к применению.

Этический кодекс определяет принципы цивилизованных франчайзинговых отношений, формулирует основные понятия в этой сфере, права и обязанности сторон. Он призван устранить недопонимание между партнерами и в целом сделать франчайзинговый рынок в России более стабильным и прозрачным. В документе учтено множество специфических коллизий, например переманивание ценных специалистов из одной компании в другую в рамках единой сети. Это мешает развитию франшиз, и кодекс предлагает решение: франчайзи должен заранее предупреждать франчайзера о возможном переходе сотрудников, чтобы последний смог урегулировать ситуацию без потерь для бизнеса.

Другой пример — давление франчайзера на своих партнеров с целью выкупить их предприятия. Компании нередко запускают франчайзинговую программу только для того, чтобы быстро масштабироваться, а затем пытаются поглотить бизнес-партнеров. Для защиты франчайзи в кодекс введено положение, согласно которому франшизное предприятие может быть выкуплено исключительно по рыночной стоимости, определяемой независимыми экспертами.

Стоит подчеркнуть, что Этический кодекс франчайзинга — не законодательный акт. Он носит добровольный и рекомендательный характер

Он станет инструментом саморегуляции рынка, и его положения будут юридически закрепляться в договорах франчайзинга. Кроме того, некоторые пункты в перспективе могут быть отражены в законах.

Следить за воплощением Этического кодекса в жизнь будет Профессиональный союз участников франчайзингового рынка, в который войдут разработчики и владельцы франшиз, франчайзи, юристы. Я как председатель совета директоров профсоюза планирую, что его участники будут выступать медиаторами в досудебном разрешении конфликтов и представлять интересы бизнеса перед государством.

Поделиться
Теги