Бремя первых: кто из основателей российского франчайзинга пережил 90-е

Обновлено 03 апреля, 10:57
Unspalsh
Unspalsh

Первые франшизы появились в России в 1994 году. Это были бренды Baskin Robbins, «Дока-пицца» и «1С». Что произошло с этими сетями? Какие из них развиваются до сих пор, а какие закрылись и почему? Разбираемся

Baskin Robbins: иностранцы в России

Первую в России франшизу купил москвич Владимир Страшнов. В 1993 году он работал директором недавно приватизированного кафе, расположенного на проспекте Мира. Дела шли неблестяще. И чтобы вдохнуть в свое дело новую жизнь, Страшнов обратил внимание на предложение перевести бизнес под бренд американского кафе-мороженого Baskin Robbins.

Бизнес в России американцы вели к этому моменту пять лет, первое кафе открылось в столичной гостинице «Россия». В 1990 году было зарегистрировано совместное предприятие «Баскин Роббинс Совьет Интернэшнл», преобразованное позднее в АО «БРПИ». Мороженое поставлялось из Канады и продавалось в кафе и киосках, работавших под вывеской Baskin Robbins в Москве, Санкт-Петербурге и Новгороде. Первые точки были корпоративными, однако в 1993 году всемирно известный бренд решил использовать многолетний опыт развития по франчайзингу и в России.

Франшизу Baskin Robbins Страшнов и его партнеры купили за $10 тыс. Еще $20 тыс. ушли на ремонт помещения в стиле бренда. Первые поставки мороженого из Канады были оформлены как товарный кредит. Обновленное кафе распахнуло двери в 1994 году и уже через год окупило инвестиции. Позже Владимир Страшнов вместе с партнерами приобрел и вторую франшизу бренда — заведение открылось в 1999 году в районе Павелецкого вокзала, а инвестиции составили уже $100 тыс.

В 1996 году АО «БРПИ» открыло собственную фабрику по производству мороженого в Москве, и необходимость в импорте отпала. К концу девяностых в России работало уже несколько десятков франчайзинговых кафе Baskin Robbins. Сегодня в 110 городах России и СНГ открыто уже более 300 кафе-мороженых, и подавляющее большинство из них были запущены Baskin Robbins вместе с партнерами. Однако купить эту франшизу в России уже нельзя: в 2022 году правообладатель в лице компании Inspire Brands лишил российского мастер-франчайзи права использовать товарный знак Baskin Robbins. Старейшая партнерская сеть России теперь работает под названием BRandICE и продолжает развиваться по франшизе.

Пресс-служба АО «БРПИ»
Пресс-служба АО «БРПИ»

«Дока-пицца»: соблазниться и не разориться

В 1993 году Международная ассоциация франчайзинга зарегистрировала франшизу «Дока-пицца», созданную предпринимателем из Тольятти Владимиром Довганем. Она стала первой российской компанией, которая начала развиваться по франчайзинговой модели.

До франшизы фирма Довганя «Дока» занималась производством оборудования для выпечки пиццы на Оренбургском заводе металлоконструкций. Чтобы обеспечить сбыт печек, было решено создать сеть пиццерий в содружестве с предпринимателями из других городов. Оказалось, что такую технологию расширения бизнеса практикует весь мир. Довгань ее изучил и описал в кандидатской диссертации — первой в России по теме франчайзинга. Он же стал автором первого руководства по этому виду бизнеса, изданного на русском языке.

Условия франшизы были такими: партнеры «Доки» должны были приобрести технологическую линию по производству пиццы, которая стоила $12-15 тыс., а взамен освобождались от паушального взноса и роялти. Достаточно было оплатить использование товарного знака и раз в месяц делать отчисления в фонд — из него финансировалась реклама, которую постоянно показывали по центральному телевидению. Слоган «Дока-пицца» — нельзя не соблазниться» стал символом времени. В договоре о сотрудничестве головная компания также обещала франчайзи бесплатно обучить двух сотрудников и предоставить не менее двух оригинальных рецептов. Успех был головокружительным: за считанные месяцы на постсоветском пространстве появилось больше 600 заведений под названием «Дока-пицца».

Однако франшиза прекратила свое существование уже в 1996 году. Резко взлетели цены на нержавеющую сталь, из которой делали оборудование, и «Доке» стало невыгодно его выпускать. По этой же причине исчез смысл продолжать развивать сеть общепита, которая это оборудование покупала и продвигала на рынке. К тому же в управлении пиццериями выявилось огромное количество проблем, справиться с которыми команда Довганя не смогла. Чтобы сэкономить, партнеры начали повсеместно нарушать утвержденную франчайзером рецептуру, так что недовольные посетители пиццерий придумали поговорку, переиначив рекламный слоган: «Дока-пицца» — нельзя не отравиться».

Бросить проект в такой ситуации было проще, чем развивать. Однако некоторые бывшие партнеры продолжают использовать товарный знак «Дока-пицца» — одноименные пиццерии до сих пор работают в Москве, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Комсомольске-на-Амуре.

Галина Радаева, председатель совета директоров Профессионального союза участников рынка франчайзинга:

«Я не работала на франчайзинговом рынке в период его зарождения. Но, предполагаю, что крах сети Владимира Довганя вызвали те же самые проблемы, по которым франшизы закрываются сегодня. Стабильность партнерства зависит прежде всего от стабильности бизнес-модели франчайзера и соответствия формата франшизы требованиям его потребителя. Второе, что важно: новые франчайзи должны понимать, куда они пришли, и быть готовы работать по установленным правилам. Для этого им недостаточно просто предложить интересный продукт. Нужно создать ориентированную на качество корпоративную культуру, в деталях отработать бизнес-процессы, что быстро не сделаешь. И наконец, франчайзинг — это отдельный тип бизнеса, который требует личного внимания основателя компании».

«1С»: драйверы партнерства

Третьим пионером российского франчайзинга стала фирма «1С» из Москвы, разработавшая платформенную систему для автоматизации управления и учета на предприятиях, которую можно настраивать под особенности различного бизнеса. В 1994 году она начала строить инфраструктуру внедрения и сопровождения своих программных продуктов, предложив объединиться под брендом «1С» дилерам и программистам. Франчайзинговая программа была составлена так, чтобы вместе с «1С» было выгоднее работать, чем в одиночку. К концу 1996 года из 1500 дилеров, с которыми сотрудничала «1С», под ее флаг встали 590.

Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С»:

«Условия франчайзинга компания выработала в 1994–1996 годах, и с тех пор они принципиально не менялись. Сегодня большая часть заработка наших партнеров — плата, которую они получают от пользователей за внедрение и сопровождение программных продуктов. Эти деньги остаются у франчайзи почти полностью. И еще примерно 15–25% дохода им приносит продажа лицензий на использование ПО. По основному ассортименту программ «1С: Предприятие» франчайзи перечисляют в «1С» 45% суммы, вырученной за лицензии. Таким образом, их официальная скидка составляет 55% от фиксированной розничной цены программы. А так как мы делаем программы для широкого применения, спрос на них широк и стабилен.

Случается, что IT-специалисты начинают сотрудничать с нами, вложив в дело месячную зарплату. Если не считать стоимость аренды офиса, чтобы стартовать по программе «1С: Франчайзинг» в минимальных масштабах, бывает достаточно 80 тыс. руб., 21 тыс. из которых — паушальный взнос. Из франчайзи первой волны, пришедших в нашу сеть до 1997 года, 87% успешно проработали более 15 лет, пережив несколько экономических кризисов. Сегодня комплексные услуги по автоматизации управления и учета на базе наших программных продуктов оказывают более 8400 организаций сети «1С: Франчайзинг». В них работают более 100 тыс. сотрудников. Их основная задача — изучить бизнес-процессы заказчика, понять, какие именно программные решения нужны его бизнесу, и эффективно реализовать их на платформе «1С: Предприятие».

Пресс-служба «1С»
Пресс-служба «1С»

Как и 30 лет назад, вход в партнерскую сеть «1С: Франчайзинг» — один из самых доступных среди франшиз. Немногие вендоры программного обеспечения решаются на развитие по франчайзингу. До сих пор в России никто из них не смог построить такую колоссальную сеть франчайзи. А в 2013 году на основе опыта первого партнерского проекта стартовал второй — «1С: БухОбслуживание», сеть предприятий, предлагающих аутсорсинг бухгалтерского учета.

Галина Радаева, председатель совета директоров Профессионального союза участников рынка франчайзинга:

«Глава фирмы «1С» Борис Нуралиев — гениальный предприниматель, опередивший свое время. «Франчайзинг не просто зашит в модель бизнеса «1С». Эта компания сумела сформировать потребность в нем у разных участников рынка ПО. С одной стороны, «1С» создала набор управленческих программ, которые можно кастомизировать под потребности конкретного бизнеса. С другой, она дала возможность стать предпринимателями множеству IT-специалистов. Именно сочетание этих факторов обеспечило программе «1С: Франчайзинг» массовость и долголетие».

Поделиться
Авторы
Теги