Все о франшизе: рассказываем простыми словами

Обновлено 05 марта, 14:08
Freepik
Freepik

Спрос на франшизы в 2023 году вырос на 57,7%. Этот формат бизнеса набирает популярность в России, но не все понимают, что такое франчайзинг. Как устроены франшизы и в чем преимущества работы под известным брендом?

Что такое франшиза

Слово «франшиза» означает схему работы под готовым брендом компании с возможностью использования ее бизнес-модели. Франшиза ー это партнерство, при котором владелец бренда предоставляет другому предпринимателю возможность использовать готовую модель бизнеса, торговую марку, технологии и другие ноу-хау. При этом все стартовые и дальнейшие расходы берет на себя тот, кто покупает франшизу. По сути, предприниматель-франчайзи просто вкладывается в свое дело, опираясь на проверенные методики владельца франшизы — франчайзера. Такой вариант отлично подходит для новичков в бизнесе. Франчайзер также получает свою выгоду: он может продвигать свой бренд на рынке, не тратя собственные ресурсы. В большинстве случаев он даже получает дополнительное финансирование за счет роялти — взносов, которые платит франчайзи.

Франчайзинг пользуется популярностью за счет простоты и выгоды. Предположим, начинающий предприниматель хочет открыть свой ресторан, но не знает всех тонкостей этого бизнеса: с чего начать, где найти подходящее помещение, как понять надежность поставщиков, какое закупать оборудование, как подбирать персонал. При самостоятельном открытии все эти проблемы решить не так уж и просто, и многие предприятия быстро прогорали именно из-за ошибок на старте. Франшиза решает эти проблемы: достаточно вложить нужную сумму денег и иметь представление о бизнесе в целом, а подробные инструкции предоставит франчайзер.

Основные характеристики франшизы

При покупке франшизы предприниматель платит владельцу бренда паушальный взнос. Это разовое отчисление за пакет услуг, предоставляемых франчайзером. Кроме того, многие франшизы подразумевают регулярное внесение роялти — платежа за право использовать ноу-хау франчайзера. Чаще всего роялти не превышает 10% от месячной прибыли или выручки, иногда это может быть фиксированная сумма, а иногда роялти и вовсе может отсутствовать. Однако в таком случае в договоре нередко появляются другие обременения, например обязанность франчайзи закупать продукцию только у франчайзера. Также владелец франшизы может назначить иные регулярные сборы — маркетинговый (за торговую аналитику и рекламу), сервисный (за обслуживание фирменного ПО) и так далее.

Каждая компания предлагает свои условия партнерства. Но есть классический набор, куда входят:

  1. Торговая марка. Вы получаете уже готовый и зарегистрированный бренд, под которым можете работать.
  2. Брендбук. Это правила по использованию бренда: дизайн помещения, униформа сотрудников, вывеска и логотипы, позиционирование продукции.
  3. Фирменные стандарты. В этом случае франчайзер предоставляет технологии работы компании, которые франчайзи должен соблюдать.
  4. Подробные инструкции по ведению бизнеса.
  5. Поддержка. Обычно франчайзер разрабатывает бизнес-план для партнеров, обучает франчайзи и персонал франшизных точек, помогает с подбором помещения, передает базу поставщиков и лояльных клиентов.

Какие франшизы существуют

В зависимости от деятельности выделяют три вида франшиз:

  1. Производственная франшиза. В этом случае франчайзи получает технологию производства определенного товара, включая инструкции по использованию сырья и оборудования. Однако товар обязательно должен соответствовать стандартам качества компании, франчайзи не может это менять. Пример таких франшиз ー всем известные Coca-Cola и Pepsi.
  2. Товарная франшиза. Франчайзи имеет право на открытие магазинов и продажу товаров, которые закупает управляющая компания. Чаще всего так работают продуктовые магазины и магазины одежды, например «Фасоль» от компании Metro.
  3. Сервисная франшиза. Тут франчайзи оказывает определенные услуги по регламентам франчайзера: это могут быть кафе, рестораны, клиники, развлекательные организации и так далее.

Как работает франшиза

В первую очередь заключается франчайзинговый договор между сторонами, по другому он называется договором коммерческой концессии. Там обязательно прописываются права на интеллектуальную собственность и оказание услуг по франшизе. После чего франчайзи оплачивает паушальный взнос и приступает к запуску бизнеса под руководством франчайзера.

Freepik
Freepik

Принципы работы франшизы

Владелец со своей стороны предоставляет различные ресурсы для удачного запуска. Пакеты франшиз могут отличаться, но там всегда будет готовая бизнес- и финансовая модели. Франшиза ー это способ получения выгоды для обеих сторон, поэтому в интересах франчайзера приложить усилия для успешного запуска нового бизнеса. Компании помогают в поиске и обустройстве помещения, подборе персонала, нередко у покупателя есть персональный куратор и полное сопровождение до открытия. В перечень услуг может входить помощь юристов и маркетологов.

После открытия франчайзеры нередко продолжают помогать своим франчайзи: дают советы по оптимизации бизнеса, проводят обучающие мероприятия, предоставляют техническое и юридическое сопровождение. Таким образом, владелец расширяет свою сеть и получает прибыль, предоставляя уже готовые материалы, а покупатель открывает свой бизнес по готовой схеме. Простыми словами, благодаря франшизе бизнес стал гораздо проще для новичков.

Значимость франшизы в бизнесе

Благодаря франчайзингу рынок растет, но количество конкурентов не увеличивается, так как новые точки открываются под уже существующим брендом. К тому же это позволяет вывести на рынок новых игроков на основе сотрудничества, которое может принести пользу бизнесу в будущем.

Роль франшизы для предпринимателей

Франшиза привлекательна как для новичков, так и для опытных предпринимателей. Для новичков это отличная возможность войти в бизнес и при этом быть уверенными в успехе, так как бренд компании уже раскручен и узнаваем. Если же открывать бизнес с нуля с новой торговой маркой, понадобится и время, и средства. К тому же для хорошего старта и дальнейшей работы нужны эффективные стратегии и модели ведения бизнеса, которых обычно нет у новичков. Более опытные предприниматели, как правило, уже владеют нужными знаниями и выбирают франшизу конкретного бренда, который поможет им добиться максимальной прибыли.

Франчайзер в свою очередь получает возможность расширить свой бизнес без финансовых вложений и с дополнительным доходом от роялти и паушального взноса.

Преимущества работы под брендом франшизы

Работа по франшизе дает множество преимуществ, в отличие от самостоятельного открытия бизнеса.

Во-первых, это деятельность от имени уже известного бренда, что значительно сокращает потребность в дополнительной рекламе. К тому же у компании-франчайзера есть устоявшаяся репутация и пул клиентов.

Во-вторых, это поддержка от владельца бренда. Как правило, франчайзеры сопровождают клиента до самого открытия, нередко помогают в построении бизнеса в первое время, а далее оказывают консультативную и рекламную поддержку.

В-третьих, это возможность сэкономить на закупках оборудования, материалов, продуктов. Чаще всего у франчайзеров уже есть проверенные поставщики, которые предлагают выгодные цены, так что франчайзи может существенно сэкономить на материальном обеспечении бизнеса.

Почему франшиза может быть выгодной

Вложения в франшизу зачастую превышают сумму, которая понадобилась бы на открытие собственного аналогичного бизнеса, однако такие затраты окупаются в будущем при удачном запуске. Такой вариант отлично подходит тем, кто хочет быстро и просто открыть свой бизнес. Несмотря на большую сумму вложений на старте, позже франчайзи экономит средства на некоторых аспектах ведения бизнеса.

Возможности для предпринимателей на рынке франчайзинга

Франшиза особенно выгодна, если вы выходите на конкурентный рынок, где за место бьется слишком много компаний. Без франшизы немалая часть бюджета уйдет на раскрутку бренда и привлечение внимания покупателей, а открытие под известной маркой автоматически обеспечивает целевую аудиторию.

Freepik
Freepik

Очень часто франчайзеры предоставляют рекламную поддержку: готовые стратегии, помощь PR-менеджеров и SMM-команды, к тому же у компании уже есть готовые рекламные каналы. Этот подход сэкономит деньги предпринимателя, учитывая цены на услуги специалистов в данной сфере.

И наконец, запуск по франшизе упростит юридическую составляющую бизнеса, ведь опытный франчайзер сможет быстро уладить все вопросы, связанные с оформлением документов.

Поддержка и обучение от франчайзера

Многие франчайзи ー это новички в бизнесе, а значит, у них может не быть необходимых знаний. Чтобы избежать таких ситуаций, большинство франчайзеров проводят обучение в разных форматах. Франчайзи учится анализу эффективности, коммуникации с аудиторией, работе в стрессовых ситуациях и многому другому. В некоторых компаниях могут быть дополнительные курсы по маркетингу, юридической грамотности, тимбилдингу. При этом даже после обучения франчайзи не останется с бизнесом один на один: франчайзер и его команда всегда придут на выручку в сложной ситуации.

Поделиться