Кто такой франчайзер и как им стать: объясняем на примерах

Обновлено 06 марта, 14:36
Freepik
Freepik

Франчайзер — это владелец бизнеса, который масштабирует свой бренд с помощью партнеров. Разбираемся, в чем специфика такого подхода и как стать эффективным франчайзером

Франчайзер — это лицо или компания, которой принадлежит франшиза. Франчайзер распоряжается брендом, торговой маркой, фирменным стилем, правами на бизнес-модель. Простыми словами, франчайзер — владелец франшизы. Он может продавать права на свой логотип, название, технологии и стратегии, но при этом остается основным руководителем бизнеса.

Различия между франчайзером и франчайзи

Слова звучат похоже, и их легко спутать, но между франчайзи и франчайзером есть ключевое различие. Франчайзер — тот, кто продает франшизу, франчайзи — тот, кто покупает.

Ключевые характеристики франчайзера

  • Владеет бизнесом и всеми правами на него.
  • Принимает основные решения по развитию компании.
  • Определяет, какую поддержку и в каком объеме получит франчайзи.
  • Имеет право выбора: франчайзер может отказать потенциальному партнеру, если тот не соответствует необходимым требованиям.
  • Устанавливает суммы выплат для франчайзи — паушального взноса и роялти.

Что нужно сделать, чтобы стать франчайзером

Переход к статусу франчайзера — один из этапов развития бизнеса. В тот момент, когда руководство компании понимает, что есть перспектива и возможности для кратного быстрого роста, бизнес упаковывают во франшизу. Упаковка бизнеса подразумевает, что франчайзер может обеспечить будущему франчайзи комплекс документов, рекомендаций и практических мероприятий для открытия точки.

Путь становления франчайзера

Прежде чем масштабироваться через франшизу, бизнес должен доказать свою эффективность. Как правило, проходит несколько лет, прежде чем к проекту начинают проявлять внимание потенциальные партнеры или инвесторы, а владелец переходит к модели франчайзинга.

Freepik
Freepik

Подготовка к открытию франшизы

1. Анализ существующей бизнес-модели. Между просто эффективным бизнесом и эффективной франшизой есть разница. Прежде чем масштабироваться, необходимо проанализировать все текущие процессы во всех сферах — от найма персонала до технического обслуживания и поддержки. Если в ходе аудита будут выявлены проблемные зоны, придется сначала их проработать.

2. Разработка УТП и форматов партнерства. Чем больше вариантов взаимодействия франчайзер предлагает для франчайзи, тем интенсивнее будет развиваться его сеть.

Пример: Сергей владеет несколькими успешными кофейнями и планирует расширяться. Самый прибыльный формат среди его собственных заведений — уличные киоски в формате to go. Но для партнеров он предлагает четыре варианта: островок в ТЦ, полноценная кофейня с выпечкой и завтраками, уличный павильон и автокофейня. Это позволяет масштабироваться быстрее: одни форматы востребованы в маленьких городах, другие — в мегаполисах, уличные павильоны доходны круглый год в регионах с теплым климатом, а на севере охотнее заходят в традиционные кафе.

3. Расчет финансовой модели. Франчайзеру необходимо проработать систему финансового взаимодействия таким образом, чтобы франшиза приносила прибыль ему и была выгодна для партнера. На этом этапе определяется, каким будет размер паушального взноса — единовременного платежа, который дает франчайзи право пользоваться торговой маркой и другими возможностями франчайзера. А также рассчитывается роялти — ежемесячная выплата, которая может быть процентом от дохода либо фиксированной суммой.

4. Стандартизация бизнес-процессов. Франчайзер должен четко понимать, как будет проходить его взаимодействие с партнером на всех этапах — от подписания договора до поддержки в текущей работе.

5. Формирование команды для работы с партнерами. Для того чтобы все франчайзи получали должный уровень поддержки, требуется отдельный штат работников либо перераспределение полномочий между существующими сотрудниками.

6. Юридическое обеспечение франшизы. Новый формат работы потребует отдельных договоров и детальной проработки будущих соглашений.

7. Выход на франчайзинговый рынок. На этом этапе франчайзер определяет каналы и способы продвижения, маркетинговую стратегию по привлечению и удержанию будущих партнеров.

Freepik
Freepik

Правовой статус франчайзера

У франчайзинга существует несколько форм и видов, которые отличаются в зависимости от сферы бизнеса и направления деятельности:

  • Классический франчайзинг: подразумевает работу по договору коммерческой концессии, с паушальным взносом и роялти.
  • Мастер-франчайзинг: в этом случае право на продажу франшизы переходит к мастер-франчайзи, который в свою очередь самостоятельно развивает сеть на определенной территории (такой формат хорошо подходит, например, для выхода за рубеж).
  • Товарный франчайзинг: франчайзи торгует продукцией франчайзера.
  • Производственный франчайзинг: франчайзер передает партнеру технологии для выпуска товара.
  • Сервисный франчайзинг: франчайзер передает права на ту или иную интеллектуальную собственность, например на открытие обучающего центра.

Ответственность и преимущества франчайзера

Франчайзеру в своей стратегии необходимо учитывать развитие всей сети и понимать перспективы роста в масштабах региона, страны, а иногда и нескольких стран.

Плюсы и минусы для франчайзера

В чем выгода франчайзера:

  • Дополнительный заработок за счет паушального взноса и роялти.
  • Быстрый рост сети — одно из главных достоинств модели: открывать точки по франшизе проще и быстрее, чем собственные филиалы.
  • Отсутствие ограничений по регионам: успешная франшиза способна существовать в любом городе и любой стране.
  • Эффективное управление: франчайзи, в отличие от наемных управляющих, гарантированно заинтересованы в успехе своих предприятий.
  • Экономия: развиваться по франшизе дешевле, чем инвестировать в собственные точки.

Риски франчайзера:

  • Недобросовестные партнеры, которые безответственно относятся к статусу франчайзи и покупают франшизу просто в расчете на пассивный доход.
  • Репутационные риски: ошибки одного франчайзи могут бросить тень на всю сеть.

Нарушение партнерами финансовых обязательств.

Freepik
Freepik

Ответственность франчайзера перед франчайзи

Все права, обязанности и ответственность франчайзера перед франчайзи закреплены в договоре. Формально в паре «франчайзер — франчайзи» главным является франчайзер, поскольку именно ему принадлежит успешный бренд, готовый к масштабированию. Тем не менее франчайзер — не равно «начальник», а франчайзи не значит «подчиненный». Они партнеры, и, чем более взаимовыгодно и комфортно для обеих сторон сотрудничество, тем успешнее бизнес: как у компании в целом, так и у отдельно взятой точки франчайзи.

Особенности развития сети франчайзинга

Франчайзинг — достаточно простой способ масштабировать бренд. Однако в случае интенсивного развития франчайзеру важно следить, чтобы партнерские точки не конкурировали между собой на одной территории.

Процесс развития и масштабирования франчайзинговой сети

  1. Компания ведет свой бизнес успешно и эффективно, ее модель подходит для масштабирования. Владелец бренда принимает решение стать франчайзером.
  2. Происходит упаковка франшизы собственными силами компании либо с помощью сторонней фирмы.
  3. Приходят первые партнеры: в зависимости от популярности бизнеса на их поиск может уйти время, или, наоборот, проект настолько востребован, что люди заранее ждут старта продаж франшизы.
  4. Франчайзинговая сеть растет внутри своего и близлежащих регионов.
  5. Проект масштабируется по всей стране, открываются точки в большинстве крупных регионов.
  6. Франшиза выходит на международный рынок, возможно с продажей прав мастер-франчайзи.

Стратегии привлечения и поддержки франчайзи

Для рекламы франшизы и расширения партнерской сети франчайзер может создать отдельный лендинг или раздел на уже существующем сайте компании, посещать тематические выставки и форумы, работать с контекстной и таргетированной рекламой. Кроме того, полезно разместить свое предложение на маркетплейсах франшиз.

Поделиться
Теги