Кто такой франчайзер и как им стать: объясняем на примерах
Франчайзер — это владелец бизнеса, который масштабирует свой бренд с помощью партнеров. Разбираемся, в чем специфика такого подхода и как стать эффективным франчайзером
Франчайзер — это лицо или компания, которой принадлежит франшиза. Франчайзер распоряжается брендом, торговой маркой, фирменным стилем, правами на бизнес-модель. Простыми словами, франчайзер — владелец франшизы. Он может продавать права на свой логотип, название, технологии и стратегии, но при этом остается основным руководителем бизнеса.
Различия между франчайзером и франчайзи
Слова звучат похоже, и их легко спутать, но между франчайзи и франчайзером есть ключевое различие. Франчайзер — тот, кто продает франшизу, франчайзи — тот, кто покупает.
Ключевые характеристики франчайзера
- Владеет бизнесом и всеми правами на него.
- Принимает основные решения по развитию компании.
- Определяет, какую поддержку и в каком объеме получит франчайзи.
- Имеет право выбора: франчайзер может отказать потенциальному партнеру, если тот не соответствует необходимым требованиям.
- Устанавливает суммы выплат для франчайзи — паушального взноса и роялти.
Что нужно сделать, чтобы стать франчайзером
Переход к статусу франчайзера — один из этапов развития бизнеса. В тот момент, когда руководство компании понимает, что есть перспектива и возможности для кратного быстрого роста, бизнес упаковывают во франшизу. Упаковка бизнеса подразумевает, что франчайзер может обеспечить будущему франчайзи комплекс документов, рекомендаций и практических мероприятий для открытия точки.
Путь становления франчайзера
Прежде чем масштабироваться через франшизу, бизнес должен доказать свою эффективность. Как правило, проходит несколько лет, прежде чем к проекту начинают проявлять внимание потенциальные партнеры или инвесторы, а владелец переходит к модели франчайзинга.
Подготовка к открытию франшизы
1. Анализ существующей бизнес-модели. Между просто эффективным бизнесом и эффективной франшизой есть разница. Прежде чем масштабироваться, необходимо проанализировать все текущие процессы во всех сферах — от найма персонала до технического обслуживания и поддержки. Если в ходе аудита будут выявлены проблемные зоны, придется сначала их проработать.
2. Разработка УТП и форматов партнерства. Чем больше вариантов взаимодействия франчайзер предлагает для франчайзи, тем интенсивнее будет развиваться его сеть.
Пример: Сергей владеет несколькими успешными кофейнями и планирует расширяться. Самый прибыльный формат среди его собственных заведений — уличные киоски в формате to go. Но для партнеров он предлагает четыре варианта: островок в ТЦ, полноценная кофейня с выпечкой и завтраками, уличный павильон и автокофейня. Это позволяет масштабироваться быстрее: одни форматы востребованы в маленьких городах, другие — в мегаполисах, уличные павильоны доходны круглый год в регионах с теплым климатом, а на севере охотнее заходят в традиционные кафе.
3. Расчет финансовой модели. Франчайзеру необходимо проработать систему финансового взаимодействия таким образом, чтобы франшиза приносила прибыль ему и была выгодна для партнера. На этом этапе определяется, каким будет размер паушального взноса — единовременного платежа, который дает франчайзи право пользоваться торговой маркой и другими возможностями франчайзера. А также рассчитывается роялти — ежемесячная выплата, которая может быть процентом от дохода либо фиксированной суммой.
4. Стандартизация бизнес-процессов. Франчайзер должен четко понимать, как будет проходить его взаимодействие с партнером на всех этапах — от подписания договора до поддержки в текущей работе.
5. Формирование команды для работы с партнерами. Для того чтобы все франчайзи получали должный уровень поддержки, требуется отдельный штат работников либо перераспределение полномочий между существующими сотрудниками.
6. Юридическое обеспечение франшизы. Новый формат работы потребует отдельных договоров и детальной проработки будущих соглашений.
7. Выход на франчайзинговый рынок. На этом этапе франчайзер определяет каналы и способы продвижения, маркетинговую стратегию по привлечению и удержанию будущих партнеров.
Правовой статус франчайзера
У франчайзинга существует несколько форм и видов, которые отличаются в зависимости от сферы бизнеса и направления деятельности:
- Классический франчайзинг: подразумевает работу по договору коммерческой концессии, с паушальным взносом и роялти.
- Мастер-франчайзинг: в этом случае право на продажу франшизы переходит к мастер-франчайзи, который в свою очередь самостоятельно развивает сеть на определенной территории (такой формат хорошо подходит, например, для выхода за рубеж).
- Товарный франчайзинг: франчайзи торгует продукцией франчайзера.
- Производственный франчайзинг: франчайзер передает партнеру технологии для выпуска товара.
- Сервисный франчайзинг: франчайзер передает права на ту или иную интеллектуальную собственность, например на открытие обучающего центра.
Ответственность и преимущества франчайзера
Франчайзеру в своей стратегии необходимо учитывать развитие всей сети и понимать перспективы роста в масштабах региона, страны, а иногда и нескольких стран.
Плюсы и минусы для франчайзера
В чем выгода франчайзера:
- Дополнительный заработок за счет паушального взноса и роялти.
- Быстрый рост сети — одно из главных достоинств модели: открывать точки по франшизе проще и быстрее, чем собственные филиалы.
- Отсутствие ограничений по регионам: успешная франшиза способна существовать в любом городе и любой стране.
- Эффективное управление: франчайзи, в отличие от наемных управляющих, гарантированно заинтересованы в успехе своих предприятий.
- Экономия: развиваться по франшизе дешевле, чем инвестировать в собственные точки.
Риски франчайзера:
- Недобросовестные партнеры, которые безответственно относятся к статусу франчайзи и покупают франшизу просто в расчете на пассивный доход.
- Репутационные риски: ошибки одного франчайзи могут бросить тень на всю сеть.
Нарушение партнерами финансовых обязательств.
Ответственность франчайзера перед франчайзи
Все права, обязанности и ответственность франчайзера перед франчайзи закреплены в договоре. Формально в паре «франчайзер — франчайзи» главным является франчайзер, поскольку именно ему принадлежит успешный бренд, готовый к масштабированию. Тем не менее франчайзер — не равно «начальник», а франчайзи не значит «подчиненный». Они партнеры, и, чем более взаимовыгодно и комфортно для обеих сторон сотрудничество, тем успешнее бизнес: как у компании в целом, так и у отдельно взятой точки франчайзи.
Особенности развития сети франчайзинга
Франчайзинг — достаточно простой способ масштабировать бренд. Однако в случае интенсивного развития франчайзеру важно следить, чтобы партнерские точки не конкурировали между собой на одной территории.
Процесс развития и масштабирования франчайзинговой сети
- Компания ведет свой бизнес успешно и эффективно, ее модель подходит для масштабирования. Владелец бренда принимает решение стать франчайзером.
- Происходит упаковка франшизы собственными силами компании либо с помощью сторонней фирмы.
- Приходят первые партнеры: в зависимости от популярности бизнеса на их поиск может уйти время, или, наоборот, проект настолько востребован, что люди заранее ждут старта продаж франшизы.
- Франчайзинговая сеть растет внутри своего и близлежащих регионов.
- Проект масштабируется по всей стране, открываются точки в большинстве крупных регионов.
- Франшиза выходит на международный рынок, возможно с продажей прав мастер-франчайзи.
Стратегии привлечения и поддержки франчайзи
Для рекламы франшизы и расширения партнерской сети франчайзер может создать отдельный лендинг или раздел на уже существующем сайте компании, посещать тематические выставки и форумы, работать с контекстной и таргетированной рекламой. Кроме того, полезно разместить свое предложение на маркетплейсах франшиз.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.