Партнер, а не подчиненный: роль франчайзи в бизнесе

Обновлено 06 марта, 14:36
Freepik
Freepik

Франчайзи — предприниматель, который приобретает право вести бизнес под существующим брендом. Что он получает, кроме известной торговой марки, и что за это должен — разбираемся в статье

По данным Businessmens.ru, в 2023 году количество франчайзи в России выросло на 28% относительно 2022 года. Франчайзи, если объяснять суть термина самыми простыми словами, — это предприниматель, который покупает у компании-франчайзера право пользоваться торговой маркой и бизнес-моделью. Стать франчайзи — стать партнером сильного бренда на определенных условиях.

Основные характеристики франчайзи

  • Инвестирует в бизнес собственные средства и получает прибыль.
  • Платит паушальный взнос — единовременный платеж, который дает право присоединиться к сети и работать под торговой маркой компании-франчайзера.
  • Отчисляет роялти — ежемесячные платежи в формате процента от выручки либо фиксированной суммы. Но есть франшизы, в которых паушальный взнос или роялти минимальны или отсутствуют вовсе.

Различия между франчайзи и владельцем бизнеса

Запуск по франчайзингу — более быстрое и эффективное решение, нежели построение бизнеса с нуля.

Пример: Олег планирует запустить собственный ресторан быстрого питания. Для успешной работы ему потребуется придумать название, разработать меню, оптимальное по соотношению цены и качества, найти проверенных поставщиков, организовать работу кухни и зала в соответствии со всеми санитарными и противопожарными правилами, бороться за внимание и лояльность клиентов. Или же Олег становится франчайзи одной из популярных сетей общепита и получает готовые схемы запуска бизнеса, а также консультации франчайзера по всем вопросам.

Придумать удачную стратегию развития проекта не всегда просто, особенно новичку в бизнесе. Для франшиз параметры окупаемости и прибыльности известны заранее: если франчайзи соблюдает все условия и рекомендации управляющей компании, он может прогнозировать затраты и доход.

Еще одно достоинство франчайзинговой модели — в снижении расходов на продукцию и оборудование. Зачастую у франчайзера есть свои проверенные поставщики, которые предоставят все необходимое со скидкой.

Конечно, работа по франшизе дает и свои ограничения. Ключевые решения, связанные с развитием бренда, принимает управляющая компания. Так, купив франшизу бургерной, вы не сможете со временем превратить ее в пиццерию, даже если этот формат покажется вам более выгодным.

Unsplash
Unsplash

Франчайзи и его роль во франчайзинге

Франчайзи, не являясь собственником бренда, все равно остается ключевой фигурой в развитии бизнеса. Главная ошибка, которую может совершить франчайзи, — посчитать, что франшиза будет источником пассивного дохода. Как и любой другой предприниматель, франчайзи вкладывает свои силы и время в развитие проекта и несет ответственность за его прибыльность.

Пример: Олег купил кофейню по франшизе, не вникая в особенности работы такого заведения. Он решил, что желающих выпить кофе по пути в офис всегда будет достаточно, а известная сеть не нуждается в дополнительной рекламе. В результате через два месяца точка закрылась, поскольку люди не обращали внимание на новую вывеску и покупали кофе там, где привыкли делать это раньше. Новый владелец, который выкупил точку, в рекордные сроки вывел ее в плюс. Секрет в том, что он тщательно вникал во все процессы — от закупки сырья до найма персонала, а также следовал маркетинговой стратегии, предложенной франчайзером.

Для того чтобы каждое из преимуществ франчайзинга работало, франчайзи необходимо вовлекаться в проект. Необязательно контролировать каждого сотрудника и любую закупку лично, но важно понимать, как идет работа в целом, ориентироваться на советы и рекомендации опытных партнеров и не ждать автоматической самоокупаемости франшизы.

Unsplash
Unsplash

Права и обязанности франчайзи

Франчайзи, в зависимости от договора, может:

  • Использовать товарный знак и фирменный стиль бренда.
  • Применять финансовые и рекламные модели компании.
  • Иметь доступ к техническим разработкам компании, в том числе к уникальным (специальное программное обеспечение, приложения для смартфонов и т. д.).
  • Рассчитывать на юридическую, маркетинговую и операционную поддержку франчайзера.
  • Сотрудничать с поставщиками на льготных условиях.
  • Управлять бизнес-процессами в рамках установленных договоренностей.

При этом франчайзи обязан:

  • Придерживаться корпоративной политики и правил применения фирменного стиля компании.
  • Допускать представителей управляющей компании на свою территорию для проверок, обучения и т. д.
  • Выплачивать предусмотренные договором взносы.
  • Соблюдать партнерскую этику и не покупать франшизы одновременно у нескольких компаний-конкурентов.

Взаимоотношения между франчайзи и франчайзером

Отношения между франчайзи (покупателем франшизы) и франчайзером (владельцем франшизы) регламентируются договором, чаще всего договором коммерческой концессии. На данный момент в российском законодательстве не существует специального раздела, который регулировал бы сферу франчайзинга. Основные законы, на которые ориентируются стороны при заключении соглашений, — это глава 54 Гражданского Кодекса РФ о коммерческой концессии, а также глава 70 Гражданского Кодекса РФ об авторском праве.

Необходимые качества франчайзи

Портрет идеального франчайзи включает в себя не только традиционный для любого предпринимателя набор черт: лидерские качества, высокая финансовая грамотность и организаторские навыки. Чтобы стать франчайзи, необходимо:

  1. Обладать высокой лояльностью к бренду. Франчайзи разделяет ценности компании, понимает миссию и готов участвовать в ее реализации. В некоторых случаях покупателями франшиз становятся клиенты компании: им нравится продукт или услуга, они уверены в качестве и видят потенциал для собственного развития.
  2. Держать баланс между работой по регламенту и творческим подходом. Франшиза подразумевает стандарт и единство во многих аспектах — регламентах работы, уровне сервиса, визуальных решениях. Но это не значит, что партнер не имеет права голоса. Компании приветствуют инициативность франчайзи и поощряют ее. Идеи по улучшению и развитию бренда могут обсуждаться с представителями управляющей компании и другими партнерами. В случае если партнер прав и идея удачная, ее транслируют на всю сеть: франчайзи учатся друг у друга и перенимают положительный опыт.
  3. Прислушиваться к советам франчайзера. Для одних компаний опыт не имеет значения, они готовы обучать франчайзи с нуля, подсказывать и направлять, другие ждут, что будущий партнер обладает хотя мы минимальными предпринимательскими навыками. В любом случае франчайзеры ценят прежде всего людей, которые готовы погружаться в проект и вникать во все его тонкости.

Преимущества статуса франчайзи

  • Партнерство с сильным брендом, которому не требуется раскрутка.
  • Экономия времени и сил на старте.
  • Готовые решения и бизнес-планы, которые доказали свою эффективность.
  • Помощь на старте при подборе локаций и персонала.
  • Доступ к базе проверенных поставщиков.
  • Лояльные клиенты в момент запуска — люди, которые уже доверяют бренду.
  • Поддержка в процессе работы.

Чек-лист успешного франчайзи

В одной и той же франшизе разные точки показывают разные результаты. Чтобы стать успешным франчайзи, необходимо:

  • Следовать рекомендациям франчайзера. Решения и стратегии, которые он предлагает, проверены временем и другими партнерами.
  • Относиться к бизнесу по франшизе так же ответственно, как к собственному проекту.
  • Предлагать собственные креативные идеи в рамках общего плана развития компании.

Интересоваться опытом коллег-франчайзи и внедрять наиболее ценные идеи.

Freepik
Freepik

Роль франчайзи в развитии бренда

Самое быстрое масштабирование бизнеса — по франшизе, а значит, для успешного развития важны ответственные партнеры. Хорошие показатели первой франшизной точки часто стимулируют франчайзи открывать вторые и третьи, наращивать собственную сеть внутри сети. Если франшиза растет быстро и уверенно, если новые точки появляются во всех районах города, в разных населенных пунктах страны, это говорит как о грамотном управлении со стороны франчайзера, так и о надежных партнерах-франчайзи.

Поделиться
Теги