Франшизы бывают разные: виды и форматы франчайзинга в России

Обновлено 07 марта, 13:53
Unsplash
Unsplash

Российские франшизы без особых потерь прошли кризис 2022 года и теперь успешно работают в рамках импортозамещения. Рассказываем об актуальных форматах и правовых аспектах франчайзинга в России

В начале 2023 года, согласно статистике Franshiza.ru, в России было зарегистрировано 3250 работающих франшизных предприятий. При этом, по данным Российской ассоциации франчайзинга, 95% франшиз в стране — отечественные. Рынок франчайзинга пережил санкции и теперь развивается в русле генерального экономического тренда на импортозамещение. Впрочем, основные форматы и разновидности франшиз остались прежними.

Франчайзинговые форматы

Специалисты различают девять основных форматов франчайзинга. Для удобства мы разделим их на пять форм и четыре вида и рассмотрим каждый.

Формы франчайзинга

  • Прямой

Управляющая компания продает франшизу партнеру, который обязуется развивать бизнес на строго отведенной для него территории. Многие франчайзеры, стремящиеся выйти на региональный рынок, предлагают следующую схему: один город — один франчайзи.

  • Обратный

Франчайзи реализует товар франчайзера и получает процент с продаж. Такое партнерство имеет ряд важных нюансов, но об этом мы расскажем чуть позже.

  • Субфранчайзинг

Франчайзер делегирует партнеру право не только развивать бизнес, но и продавать франшизу третьим лицам. Однако субфранчайзер не получает всех прав франчайзера. Эту форму партнерства компании часто используют для выхода на зарубежный рынок.

  • Мастер-франшиза

Работает по принципу субфранчайзинга, но есть существенное отличие: мастер-франчайзи получает все права и полномочия франчайзера. Данный формат, как правило, используют крупные международные компании для масштабной экспансии на международные рынки.

  • «Мягкий франчайзинг»

Франчайзи не вносит никаких стартовых инвестиций, но самостоятельно покрывает все текущие траты. Периодически франчайзи платит головной компании определенную сумму. График платежей зависит от конкретного договора.

Freepik
Freepik

Виды франчайзинга

  • Торговый

Франчайзи покупает франшизу, а вместе с ней право на торговлю продукцией определенного бренда. Это самый распространенный вид франчайзинга для реализации больших объемов товара. В основном сетевые магазины косметики и одежды работают именно таким способом. Примеры: Mango, Zara, Bershka, «Л'этуаль».

  • Производственный

По инструкциям управляющей компании франчайзи самостоятельно производит и реализует товары конкретной марки. Это могут быть продукты питания, стройматериалы, косметические средства, бытовая химия. Первооткрывателем среди производственных франшиз в 1899 году стала компания Coca Cola.

  • Сервисный

При покупке франшизы партнер получает право оказывать услуги от имени бренда. Франчайзер предоставляет свои оригинальные методики и требует соблюдения стандартов сервиса. К таким франшизам относятся заведения общественного питания, фитнес-клубы, бьюти-салоны, гостиницы. Например, знаменитый McDonald's работает именно по сервисной франшизе.

Unsplash
Unsplash
  • Комбинированный

Вид франчайзинга, который объединяет в себе все предыдущие. Например, вы открываете бьюти-коворкинг и помимо сдачи рабочих мест в аренду занимаетесь еще и продажей косметических средств.

Франчайзинг и концессия: различия

Франчайзинг зародился в средневековой Европе, когда власти начали заключать с зажиточными горожанами договоры, дающие эксклюзивное право торговли на определенных территориях. В ответ средневековые франчайзи были обязаны следить за порядком и регулярно выплачивать определенную сумму — прообраз современного роялти.

Законодательное оформление франчайзинг получил только во второй половине XIX века в США. На сегодняшний день самой известной франшизой в мире считается McDonald's. При этом самой большой франшизной сетью общепита остается Subway: сейчас у компании около 40 тыс. заведений по всему миру. В России наиболее масштабные франшизы на данный момент — это «Инвитро», « Шоколадница», «Лукойл» и все тот же Subway.

В России понятия «франчайзинг» на законодательном уровне не существует. Поэтому при покупке франшизы как правило заключается договор коммерческой концессии. Франчайзинг и концессия — практически одно и тоже, но есть нюанс. При франчайзинговом партнерстве взаимодействие между сторонами более тесное. Например, франчайзер чаще всего оказывает франчайзи всестороннюю поддержку на этапах запуска, а также помогает в дальнейшей работе. Соответствующие обязательства франчайзера закрепляются в договоре.

Законы и регулирование

Стоит отметить, что юридическое определение франчайзинга отсутствует не только в России. Аналогичную ситуацию можно наблюдать, например, во Франции и Германии. Все сделки по франшизе оформляются через лицензионные договоры, гражданский и коммерческий кодексы.

В нашей стране отношения между франчайзером и франчайзи регулируются с помощью 54 главы Гражданского кодекса. Однако многие предприниматели убеждены в необходимости отдельного закона. Франчайзинговое партнерство шире, чем подразумевает 54 глава ГК и понятие коммерческой концессии. Ведь коммерческая концессия — это исключительно предоставление прав на интеллектуальную собственность. Тогда как на деле франчайзинг предполагает не просто передачу исключительных прав, но также постоянную техническую, юридическую и консультационную поддержку со стороны франчайзера.

Freepik
Freepik

Подводные камни франчайзинга

Каждый вид франчайзинга имеет свою специфику и подводные камни. Однако больше всего государственные институции следят за компаниями, работающими по принципу обратного франчайзинга. Во-первых, потому, что в России обратный франчайзинг пока не получил массового распространения. А во-вторых, ФНС часто воспринимает данный формат как способ нелегального снижения фискальной нагрузки через дробление бизнеса. К сожалению, периодически под удар попадают честные франчайзеры, которым приходится доказывать свою невиновность в суде. Впрочем, в России есть успешные кейсы обратного франчайзинга, и самый известный — франшиза магазинов «Пятерочка». По словам Михаила Кольцова, директора департамента франчайзинга этой сети, «модель обратной франшизы можно сравнить с инвестициями, которые гарантируют стабильный ежемесячный доход. Фактически франчайзер передает предпринимателю готовый бизнес, которым нужно управлять локально».

Поделиться