Франшизы бывают разные: виды и форматы франчайзинга в России
Российские франшизы без особых потерь прошли кризис 2022 года и теперь успешно работают в рамках импортозамещения. Рассказываем об актуальных форматах и правовых аспектах франчайзинга в России
В начале 2023 года, согласно статистике Franshiza.ru, в России было зарегистрировано 3250 работающих франшизных предприятий. При этом, по данным Российской ассоциации франчайзинга, 95% франшиз в стране — отечественные. Рынок франчайзинга пережил санкции и теперь развивается в русле генерального экономического тренда на импортозамещение. Впрочем, основные форматы и разновидности франшиз остались прежними.
Франчайзинговые форматы
Специалисты различают девять основных форматов франчайзинга. Для удобства мы разделим их на пять форм и четыре вида и рассмотрим каждый.
Формы франчайзинга
- Прямой
Управляющая компания продает франшизу партнеру, который обязуется развивать бизнес на строго отведенной для него территории. Многие франчайзеры, стремящиеся выйти на региональный рынок, предлагают следующую схему: один город — один франчайзи.
- Обратный
Франчайзи реализует товар франчайзера и получает процент с продаж. Такое партнерство имеет ряд важных нюансов, но об этом мы расскажем чуть позже.
- Субфранчайзинг
Франчайзер делегирует партнеру право не только развивать бизнес, но и продавать франшизу третьим лицам. Однако субфранчайзер не получает всех прав франчайзера. Эту форму партнерства компании часто используют для выхода на зарубежный рынок.
- Мастер-франшиза
Работает по принципу субфранчайзинга, но есть существенное отличие: мастер-франчайзи получает все права и полномочия франчайзера. Данный формат, как правило, используют крупные международные компании для масштабной экспансии на международные рынки.
- «Мягкий франчайзинг»
Франчайзи не вносит никаких стартовых инвестиций, но самостоятельно покрывает все текущие траты. Периодически франчайзи платит головной компании определенную сумму. График платежей зависит от конкретного договора.
Виды франчайзинга
- Торговый
Франчайзи покупает франшизу, а вместе с ней право на торговлю продукцией определенного бренда. Это самый распространенный вид франчайзинга для реализации больших объемов товара. В основном сетевые магазины косметики и одежды работают именно таким способом. Примеры: Mango, Zara, Bershka, «Л'этуаль».
- Производственный
По инструкциям управляющей компании франчайзи самостоятельно производит и реализует товары конкретной марки. Это могут быть продукты питания, стройматериалы, косметические средства, бытовая химия. Первооткрывателем среди производственных франшиз в 1899 году стала компания Coca Cola.
- Сервисный
При покупке франшизы партнер получает право оказывать услуги от имени бренда. Франчайзер предоставляет свои оригинальные методики и требует соблюдения стандартов сервиса. К таким франшизам относятся заведения общественного питания, фитнес-клубы, бьюти-салоны, гостиницы. Например, знаменитый McDonald's работает именно по сервисной франшизе.
- Комбинированный
Вид франчайзинга, который объединяет в себе все предыдущие. Например, вы открываете бьюти-коворкинг и помимо сдачи рабочих мест в аренду занимаетесь еще и продажей косметических средств.
Франчайзинг и концессия: различия
Франчайзинг зародился в средневековой Европе, когда власти начали заключать с зажиточными горожанами договоры, дающие эксклюзивное право торговли на определенных территориях. В ответ средневековые франчайзи были обязаны следить за порядком и регулярно выплачивать определенную сумму — прообраз современного роялти.
Законодательное оформление франчайзинг получил только во второй половине XIX века в США. На сегодняшний день самой известной франшизой в мире считается McDonald's. При этом самой большой франшизной сетью общепита остается Subway: сейчас у компании около 40 тыс. заведений по всему миру. В России наиболее масштабные франшизы на данный момент — это «Инвитро», « Шоколадница», «Лукойл» и все тот же Subway.
В России понятия «франчайзинг» на законодательном уровне не существует. Поэтому при покупке франшизы как правило заключается договор коммерческой концессии. Франчайзинг и концессия — практически одно и тоже, но есть нюанс. При франчайзинговом партнерстве взаимодействие между сторонами более тесное. Например, франчайзер чаще всего оказывает франчайзи всестороннюю поддержку на этапах запуска, а также помогает в дальнейшей работе. Соответствующие обязательства франчайзера закрепляются в договоре.
Законы и регулирование
Стоит отметить, что юридическое определение франчайзинга отсутствует не только в России. Аналогичную ситуацию можно наблюдать, например, во Франции и Германии. Все сделки по франшизе оформляются через лицензионные договоры, гражданский и коммерческий кодексы.
В нашей стране отношения между франчайзером и франчайзи регулируются с помощью 54 главы Гражданского кодекса. Однако многие предприниматели убеждены в необходимости отдельного закона. Франчайзинговое партнерство шире, чем подразумевает 54 глава ГК и понятие коммерческой концессии. Ведь коммерческая концессия — это исключительно предоставление прав на интеллектуальную собственность. Тогда как на деле франчайзинг предполагает не просто передачу исключительных прав, но также постоянную техническую, юридическую и консультационную поддержку со стороны франчайзера.
Подводные камни франчайзинга
Каждый вид франчайзинга имеет свою специфику и подводные камни. Однако больше всего государственные институции следят за компаниями, работающими по принципу обратного франчайзинга. Во-первых, потому, что в России обратный франчайзинг пока не получил массового распространения. А во-вторых, ФНС часто воспринимает данный формат как способ нелегального снижения фискальной нагрузки через дробление бизнеса. К сожалению, периодически под удар попадают честные франчайзеры, которым приходится доказывать свою невиновность в суде. Впрочем, в России есть успешные кейсы обратного франчайзинга, и самый известный — франшиза магазинов «Пятерочка». По словам Михаила Кольцова, директора департамента франчайзинга этой сети, «модель обратной франшизы можно сравнить с инвестициями, которые гарантируют стабильный ежемесячный доход. Фактически франчайзер передает предпринимателю готовый бизнес, которым нужно управлять локально».
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.