Как открыть бизнес по франшизе: пошаговая инструкция
По статистике, 97% бизнесов, открытых по франшизе, работают на рынке более пяти лет, в то время как 60% компаний, открытых самостоятельно, не преодолевают этот рубеж. Рассказываем, в чем секрет успеха франчайзинга
По статистике Международной ассоциации франчайзинга, в мире сейчас зарегистрировано более 16,5 тыс. франчайзеров и около 1,2 млн франчайзи. Годовой оборот франшизных сетей превышает 1,5 трлн долларов. Торговая палата США провела исследование глобального рынка и выяснила, что 97% франчайзи работают более пяти лет, при этом 60% предприятий, открытых без франшизы, не способны преодолеть пятилетний рубеж. Почему?
Определение франчайзинга
Франчайзинг — это рыночные отношения между двумя сторонами, где одна сторона (франчайзер) передает права на использование бренда и предоставляет пакет услуг для запуска бизнеса партнеру (франчайзи) за определенную плату. Простыми словами, открыть бизнес по франшизе значит использовать действующий бренд и бизнес-модель для запуска своего предприятия. Франчайзи платит владельцу паушальный взнос, приобретая права на использование товарного знака, а также пакет услуг по запуску и поддержке бизнеса. Таким образом, франчайзер получает дополнительный доход и масштабирует бренд, а франчайзи открывает свое дело, не заботясь о стратегиях и планах.
После открытия бизнеса владелец бренда также получает ежемесячную долю дохода франчайзи, это называется «роялти», процент таких платежей зависит от компании. При этом франчайзер обеспечивает партнеру доступ к своим ноу-хау, обучение, поддержку, рекламу и другие услуги, оговоренные в контракте.
Франчайзи становится полноправным собственником бизнеса, однако он должен соблюдать как минимум два важных условия. Во-первых, своевременно выплачивать роялти и другие взносы, если они предусмотрены договором. Во-вторых, соблюдать регламенты работы и поддерживать определенный уровень качества, чтобы его бизнес соответствовал репутации бренда. Франчайзер, в свою очередь, обязан предоставить право на работу под своим торговым знаком и пакет услуг для открытия бизнеса. На начальном этапе именно франчайзер играет ключевую роль в этом партнерстве.
Преимущества франчайзинговой модели бизнеса
Франшиза идеально подходит для тех, кто только начинает свой путь в бизнесе. Она зачастую требует несколько больших вложений, но это окупается за счет бонусов, которые дает франчайзинг. Среди преимуществ работы по франшизе можно выделить:
-
Готовый бизнес-план. Франчайзер предлагает партнеру проверенную стратегию развития и четкий план действий.
-
Известный бренд. Бизнес, открытый по франшизе, уже имеет свою аудиторию. При создании бизнеса с нуля потребуются ресурсы для его раскрутки, которая не всегда оказывается эффективной.
-
Обучение. Большинство франчайзеров заинтересованы в грамотных и эффективных партнерах, а потому готовы передать франчайзи свой опыт.
-
Поддержка владельца. Франчайзи всегда может обратиться за советом и быть уверенным, что ему помогут. Такой подход сводит к минимуму ошибки предпринимателя.
-
База поставщиков. Франчайзи не нужно тратить время на поиски поставщиков; кроме того, он получает возможность закупать товар на льготных условиях.
-
Снижение рисков. Франшиза решает большую часть проблем как на старте, так и в дальнейшем. Франчайзер знает, как действовать в кризисных ситуациях, и при необходимости поможет амортизировать скачки спроса или перебои с поставками.
Подготовка к открытию
Для открытия бизнеса по франшизе с минимальными вложениями в первую очередь надо детально изучить рынок и оценить свои возможности. Речь идет о выборе ниши, поиске надежной компании, определении бюджета. Иногда франшизный бренд оказывается не таким успешным, как заявлено, а франчайзер не заинтересован в развитии бизнеса. Чтобы избежать подобных проблем, нужно понимать, какая компания действительно перспективна, хочет расти и готова помочь в этом.
Изучение рынка франшиз
За последние два года количество предложений по франшизам резко выросло и спрос на них тоже. Чтобы не запутаться в обилии франшиз, можно воспользоваться аналитикой специализированных сервисов и каталогов.Важно заранее оценить свои финансовые возможности, чтобы сузить круг поиска: инвестиции во франшизу могут варьироваться от сотен тысяч до десятков миллионов.
Перед покупкой франшизы следует изучить максимум доступной информации о компании: историю бренда, условия партнерства, отзывы клиентов и действующих франчайзи, участие в судебных спорах. Также стоит оценить активность франчайзера на отраслевых мероприятиях. У всех компаний разные взносы, роялти, пакеты услуг, инвестиции и требования к партнеру, поэтому для лучшего представления можно сравнить несколько самых востребованных франшиз, чтобы выбрать наиболее подходящую.
Определение хорошей и рентабельной франшизы
В первую очередь рекомендуется выяснить, сколько лет выбранной франшизе: чем дольше она присутствует рынке, тем лучше. Затем нужно оценить, как компания справляется с кризисными ситуациями. Франшизы, которые продолжили работать после пандемии 2020 года и экономического кризиса 2022 года, — отличный пример успешного бизнеса. Также стоит обратить внимание на количество франчайзинговых точек (это прямой показатель уровня франшизы) и на количество точек, открытых одним партнером. Чем шире партнерская сеть внутри франшизы, тем более устойчивый это бизнес. Когда партнеры открывают две и более точки, это указывает на эффективность бизнес-модели, а также на рентабельность, прибыльность и надежность франшизы.
Рентабельная франшиза будет регулярно приносить хорошую прибыль владельцу, поэтому при приобретении важно ознакомиться с финансовыми отчетами компании, сроком окупаемости и дополнительными затратами. Обычно информация об обороте и прибыли указывается на сайтах, но реальные цифры могут оказаться другими, поэтому, чтобы не потерять свои вложения, стоит пообщаться с уже действующим франчайзи компании. Не следует открывать франшизу, если финансовые показатели скрываются.
Процесс открытия франшизного бизнеса
Обычно открытие бизнеса по франшизе требует гораздо меньше времени и усилий, чем самостоятельный запуск. Вот основные шаги, которые нужно выполнить будущему франчайзи:
-
Изучение и выбор франшизы.
-
Обсуждение всех деталей с владельцем.
-
Подписание договора.
-
Оплата паушального взноса.
-
Подготовка к открытию при поддержке франчайзера (регистрация бизнеса, поиск помещения, закупка товара и оборудования, наем персонала, реклама).
-
Открытие франчайзинговой точки.
-
Дальнейшая работа в тесном контакте с управляющей компанией.
Заключение договора и начало работы
Есть несколько договоров, которые подходят для оформления сотрудничества по франшизе:
-
Договор коммерческой концессии (по такому договору можно получить права на использование торгового знака и готовой бизнес-модели);
-
Лицензионный договор (здесь речь идет о правах на интеллектуальную деятельность, от ДКК он отличается тем, что этот договор может быть заключен физическими лицами);
-
Договор возмездного оказания услуг (можно использовать для любых услуг, которые оказывает франчайзер);
-
Агентский договор (агент представляет заказчика в деятельности или на территории, указано, что представитель ведет определенную работу за счет средств заказчика).
В договоре всегда прописываются обязанности франчайзера и франчайзи, а также финансовые условия сотрудничества. Управляющая компания предоставляет все необходимые ресурсы, доступ к коммерческим данным, обучает франчайзи, помогает с поиском и обустройством помещения, оказывает юридическую и маркетинговую поддержку. На этапе подготовки к открытию франчайзи, как правило, сопровождает персональный куратор. Большинство франчайзеров продолжают помогать своим партнерам и после запуска бизнеса: делятся актуальными маркетинговыми наработками, оптимизируют операционные процессы, консультируют по правовым вопросам.
Поддержка и развитие бизнеса
Франшиза — это полноценное партнерство, в котором заинтересованы обе стороны. Франчайзи стремится повысить доходность предприятия и в перспективе открыть новые точки, а франчайзер хочет масштабировать свой бренд и получить процент от прибыли франчайзи. Чем лучше франчайзер подготовит партнера на старте, тем больше он получит в дальнейшем. Опытные владельцы франшиз никогда не упускают из виду своих франчайзи: проверяют соблюдение стандартов бренда, расширяют ассортимент товаров и услуг, внедряют новые технологии и маркетинговые стратегии.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическую и полезную информацию для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.