Как открыть бизнес по франшизе: пошаговая инструкция

Обновлено 11 марта, 13:30
Freepik
Freepik

По статистике, 97% бизнесов, открытых по франшизе, работают на рынке более пяти лет, в то время как 60% компаний, открытых самостоятельно, не преодолевают этот рубеж. Рассказываем, в чем секрет успеха франчайзинга

По статистике Международной ассоциации франчайзинга, в мире сейчас зарегистрировано более 16,5 тыс. франчайзеров и около 1,2 млн франчайзи. Годовой оборот франшизных сетей превышает 1,5 трлн долларов. Торговая палата США провела исследование глобального рынка и выяснила, что 97% франчайзи работают более пяти лет, при этом 60% предприятий, открытых без франшизы, не способны преодолеть пятилетний рубеж. Почему?

Определение франчайзинга

Франчайзинг — это рыночные отношения между двумя сторонами, где одна сторона (франчайзер) передает права на использование бренда и предоставляет пакет услуг для запуска бизнеса партнеру (франчайзи) за определенную плату. Простыми словами, открыть бизнес по франшизе значит использовать действующий бренд и бизнес-модель для запуска своего предприятия. Франчайзи платит владельцу паушальный взнос, приобретая права на использование товарного знака, а также пакет услуг по запуску и поддержке бизнеса. Таким образом, франчайзер получает дополнительный доход и масштабирует бренд, а франчайзи открывает свое дело, не заботясь о стратегиях и планах.

После открытия бизнеса владелец бренда также получает ежемесячную долю дохода франчайзи, это называется «роялти», процент таких платежей зависит от компании. При этом франчайзер обеспечивает партнеру доступ к своим ноу-хау, обучение, поддержку, рекламу и другие услуги, оговоренные в контракте.

Франчайзи становится полноправным собственником бизнеса, однако он должен соблюдать как минимум два важных условия. Во-первых, своевременно выплачивать роялти и другие взносы, если они предусмотрены договором. Во-вторых, соблюдать регламенты работы и поддерживать определенный уровень качества, чтобы его бизнес соответствовал репутации бренда. Франчайзер, в свою очередь, обязан предоставить право на работу под своим торговым знаком и пакет услуг для открытия бизнеса. На начальном этапе именно франчайзер играет ключевую роль в этом партнерстве.

Преимущества франчайзинговой модели бизнеса

Франшиза идеально подходит для тех, кто только начинает свой путь в бизнесе. Она зачастую требует несколько больших вложений, но это окупается за счет бонусов, которые дает франчайзинг. Среди преимуществ работы по франшизе можно выделить:

  1. Готовый бизнес-план. Франчайзер предлагает партнеру проверенную стратегию развития и четкий план действий.

  2. Известный бренд. Бизнес, открытый по франшизе, уже имеет свою аудиторию. При создании бизнеса с нуля потребуются ресурсы для его раскрутки, которая не всегда оказывается эффективной.

  3. Обучение. Большинство франчайзеров заинтересованы в грамотных и эффективных партнерах, а потому готовы передать франчайзи свой опыт.

  4. Поддержка владельца. Франчайзи всегда может обратиться за советом и быть уверенным, что ему помогут. Такой подход сводит к минимуму ошибки предпринимателя.

  5. База поставщиков. Франчайзи не нужно тратить время на поиски поставщиков; кроме того, он получает возможность закупать товар на льготных условиях.

  6. Снижение рисков. Франшиза решает большую часть проблем как на старте, так и в дальнейшем. Франчайзер знает, как действовать в кризисных ситуациях, и при необходимости поможет амортизировать скачки спроса или перебои с поставками.

Подготовка к открытию

Для открытия бизнеса по франшизе с минимальными вложениями в первую очередь надо детально изучить рынок и оценить свои возможности. Речь идет о выборе ниши, поиске надежной компании, определении бюджета. Иногда франшизный бренд оказывается не таким успешным, как заявлено, а франчайзер не заинтересован в развитии бизнеса. Чтобы избежать подобных проблем, нужно понимать, какая компания действительно перспективна, хочет расти и готова помочь в этом.

Изучение рынка франшиз

За последние два года количество предложений по франшизам резко выросло и спрос на них тоже. Чтобы не запутаться в обилии франшиз, можно воспользоваться аналитикой специализированных сервисов и каталогов.Важно заранее оценить свои финансовые возможности, чтобы сузить круг поиска: инвестиции во франшизу могут варьироваться от сотен тысяч до десятков миллионов.

Перед покупкой франшизы следует изучить максимум доступной информации о компании: историю бренда, условия партнерства, отзывы клиентов и действующих франчайзи, участие в судебных спорах. Также стоит оценить активность франчайзера на отраслевых мероприятиях. У всех компаний разные взносы, роялти, пакеты услуг, инвестиции и требования к партнеру, поэтому для лучшего представления можно сравнить несколько самых востребованных франшиз, чтобы выбрать наиболее подходящую.

Freepik
Freepik

Определение хорошей и рентабельной франшизы

В первую очередь рекомендуется выяснить, сколько лет выбранной франшизе: чем дольше она присутствует рынке, тем лучше. Затем нужно оценить, как компания справляется с кризисными ситуациями. Франшизы, которые продолжили работать после пандемии 2020 года и экономического кризиса 2022 года, — отличный пример успешного бизнеса. Также стоит обратить внимание на количество франчайзинговых точек (это прямой показатель уровня франшизы) и на количество точек, открытых одним партнером. Чем шире партнерская сеть внутри франшизы, тем более устойчивый это бизнес. Когда партнеры открывают две и более точки, это указывает на эффективность бизнес-модели, а также на рентабельность, прибыльность и надежность франшизы.

Рентабельная франшиза будет регулярно приносить хорошую прибыль владельцу, поэтому при приобретении важно ознакомиться с финансовыми отчетами компании, сроком окупаемости и дополнительными затратами. Обычно информация об обороте и прибыли указывается на сайтах, но реальные цифры могут оказаться другими, поэтому, чтобы не потерять свои вложения, стоит пообщаться с уже действующим франчайзи компании. Не следует открывать франшизу, если финансовые показатели скрываются.

Процесс открытия франшизного бизнеса

Обычно открытие бизнеса по франшизе требует гораздо меньше времени и усилий, чем самостоятельный запуск. Вот основные шаги, которые нужно выполнить будущему франчайзи:

  1. Изучение и выбор франшизы.

  2. Обсуждение всех деталей с владельцем.

  3. Подписание договора.

  4. Оплата паушального взноса.

  5. Подготовка к открытию при поддержке франчайзера (регистрация бизнеса, поиск помещения, закупка товара и оборудования, наем персонала, реклама).

  6. Открытие франчайзинговой точки.

  7. Дальнейшая работа в тесном контакте с управляющей компанией.

Заключение договора и начало работы

Есть несколько договоров, которые подходят для оформления сотрудничества по франшизе:

  • Договор коммерческой концессии (по такому договору можно получить права на использование торгового знака и готовой бизнес-модели);

  • Лицензионный договор (здесь речь идет о правах на интеллектуальную деятельность, от ДКК он отличается тем, что этот договор может быть заключен физическими лицами);

  • Договор возмездного оказания услуг (можно использовать для любых услуг, которые оказывает франчайзер);

  • Агентский договор (агент представляет заказчика в деятельности или на территории, указано, что представитель ведет определенную работу за счет средств заказчика).

В договоре всегда прописываются обязанности франчайзера и франчайзи, а также финансовые условия сотрудничества. Управляющая компания предоставляет все необходимые ресурсы, доступ к коммерческим данным, обучает франчайзи, помогает с поиском и обустройством помещения, оказывает юридическую и маркетинговую поддержку. На этапе подготовки к открытию франчайзи, как правило, сопровождает персональный куратор. Большинство франчайзеров продолжают помогать своим партнерам и после запуска бизнеса: делятся актуальными маркетинговыми наработками, оптимизируют операционные процессы, консультируют по правовым вопросам.

Freepik
Freepik

Поддержка и развитие бизнеса

Франшиза — это полноценное партнерство, в котором заинтересованы обе стороны. Франчайзи стремится повысить доходность предприятия и в перспективе открыть новые точки, а франчайзер хочет масштабировать свой бренд и получить процент от прибыли франчайзи. Чем лучше франчайзер подготовит партнера на старте, тем больше он получит в дальнейшем. Опытные владельцы франшиз никогда не упускают из виду своих франчайзи: проверяют соблюдение стандартов бренда, расширяют ассортимент товаров и услуг, внедряют новые технологии и маркетинговые стратегии.

Поделиться
Теги