Отыграть назад: можно ли вернуть деньги за франшизу
Франшиза — это бизнес, а бизнес — это риск, даже если модель опробована другими предпринимателями. Рассказываем, должен ли продавец франшизы вернуть деньги за убыточную франшизу и как решать подобные споры
Бизнес по франшизе экономит время, средства и силы франчайзи, но важно понимать: не бывает автоматически самоокупаемых франшиз. Добросовестный франчайзер никогда не станет обещать легкий заработок, но предложит, вместе с правами на работу под своим брендом, пакет услуг по поддержке бизнеса. Подписывая договор франшизы, покупатель рассчитывает получить сильный бренд, проверенную бизнес-модель, ноу-хау, обучение персонала и поддержку на всех этапах работы. Если франчайзер не оправдал доверия, франчайзи может добиться возврата вложенных средств. Как это выглядит в теории и на практике?
Финансовые вложения и риски от франшизы
Первоначальные инвестиции франчайзи складываются из паушального взноса и расходов, сопутствующих запуску конкретного бизнеса: затрат на ремонт, закупку оборудования и т.д. С момента запуска франшизы к ним прибавляются ежемесячные платежи — роялти.
Франшиза не дает стопроцентной гарантии успеха: заключая контракт, покупатель должен понимать, что за развитие проекта отвечает он сам, а не франчайзер. На бизнес влияет множество факторов: регион открытия, качество персонала, ситуация в стране и мире. Иногда франшиза «не выстреливает», и в этой ситуации естественно желание франчайзи расторгнуть контракт. Требовать назад деньги или нет, покупатель решает в зависимости от того, что он считает главной причиной провала.
Правовые аспекты возврата средств
Возврат по договору
Отдельного закона о франчайзинге в России нет, спорные вопросы в этой области регулируется Гражданским Кодексом РФ: общие правила расторжения договора прописаны в ст. 1037. Условия возврата денежных средств обычно не упоминаются в договоре коммерческой концессии (ДКК), который заключается при продаже франшизы. Но в нем обязательно присутствуют пункты об обязанностях франчайзера — их неисполнение станет законным поводом для возврата средств.
Руслан Ефимов, руководитель отдела продаж франшизы Pedant.ru:
«В нашем случае возврат средств гарантируется: соответствующий пункт прописывается в договоре. Если франчайзи поймет, что ему сложно, что у него изменились цели, или еще по каким-то причинам разочаруется в бизнесе, мы вернет ему паушальный взнос, деньги за обучение и прочие отчисления в пользу компании. Эта гарантия действует в течение 30 дней после запуска франшизной точки. Но как показывает практика, наши франчайзи крайне редко прибегают к опции возврата по гарантии».
Права и обязанности продавца франшизы
Франчайзер имеет право на получение от покупателя первоначального взноса и ежемесячных выплат и при этом несет ответственность:
- за уровень ноу-хау — это должны быть коммерчески ценные и неизвестные третьим лицам сведения о профессиональной деятельности;
- за качество поддержки и обучения.
Раньше франчайзер отвечал за правильную передачу товарного знака — на момент заключения договора он должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Но с 2014 года, согласно поправкам к Гражданскому Кодексу, наличие регистрации не имеет значения. Если франчайзи получил от франчайзера материалы, необходимые для запуска и работы, условия договора считаются исполненными — вернуть деньги за франшизу из-за отсутствия регистрации знака нельзя.
Пути и средства решения споров
Переговоры и медиация
Переговоры партнеров и последующее соглашение, которое устраивает обе стороны, — оптимальный выход из спорной ситуации. Так можно сэкономить не только деньги, которые неизбежно уйдут на судебные издержки, но и время, а также сохранить репутацию продавца и покупателя.
Альтернативный способ досудебного урегулирования конфликтов — медиация, процесс, в котором независимый посредник помогает сторонам прийти к компромиссу.
Обращение в суд
Если франчайзер и франчайзи не могут договориться, начинается судебное разбирательство. Прецедентов, когда франчайзи выиграл процесс и получил назад деньги от продавца франшизы, немного, но все же в российской юридической практике они есть.
Когда возможно расторжение договора?
Основание и порядок для расторжения должны быть указаны в самом контракте. Но вернуть деньги за франшизу получится только в случае, если собраны доказательства нарушения договора франчайзером.
Примеры невыполнения условий договора продавцом франшизы
- Франчайзер продает права на работу под своим брендом двум или более предпринимателям на одной территории, хотя в договоре прописано эксклюзивное представительство. Нарушение этого пункта — повод для возврата денег.
- Франчайзер под видом ноу-хау передал покупателю сборник общедоступных советов по ведению бизнеса. Формально даже ссылка на облачное хранилище с набором документов может считаться инструкциями по ведению бизнеса, но с помощью грамотных юристов реально доказать несостоятельность такого подхода.
- Франчайзер не оказывает обещанную по договору поддержку. Одна из главных ценностей франчайзинга — возможность получить помощь в сложной или экстренной ситуации. Здесь партнер рискует понести реальные убытки, например в случае простоя из-за отсутствия своевременной технической поддержки.
Обоснованные причины отказа в дальнейшем сотрудничестве
Некоторые действия франчайзера трудно интерпретировать как основание для возврата денег, но они тоже могут стать поводом для расторжения договора:
- Значительное несовпадение реальных и обещанных финансовых показателей при исполнении всех инструкций и рекомендаций франчайзера.
- Чрезмерное давление со стороны франчайзера, его нежелание учитывать текущую ситуацию в регионе партнера.
- Недостаточное либо поверхностное обучение.
Как защитить себя при покупке франшизы
Изучить договор
Тщательное изучение договора — залог спокойствия при покупке франшизы. Особое внимание стоит обратить на пункт о порядке расторжения и сроке действия договора, а также на пункт с обязанностями сторон. В договоре не должно быть сомнительных или двусмысленных формулировок, которые позволят недобросовестному продавцу уйти от ответственности.
Получить консультацию
Для полной уверенности в безопасности сделки лучше консультироваться с юристом или специалистом по франчайзингу. Кроме того, полезно пообщаться с другими партнерами франчайзера, узнать их опыт и их мнение о франшизе. Если отзывы будут положительными, а юрист не увидит ничего подозрительного в контракте, скорее всего, глобального провала не произойдет.
Возврат средств
Судебные разбирательства, в ходе которых покупатель может вернуть деньги за франшизу, иногда затягиваются на несколько лет. При этом нет никаких гарантий, что суд примет решение в пользу покупателя франшизы. Если суд сочтет неубедительными доказательства истца, в возврате будет отказано. Здесь важны цифры и факты: провал в бизнесе — понятие относительное, суду потребуются конкретные, измеримые аргументы.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.