Роялти: за что франчайзи платит каждый месяц
За преимущества, которые дает франшиза, люди готовы регулярно доплачивать — ежемесячно перечислять франчайзеру роялти. Разбираемся, что это за платеж, как он рассчитывается и можно ли без него обойтись
С помощью франшизы можно быстро и без особых рисков запустить бизнес, однако за регулярную поддержку франчайзер, скорее всего, потребует роялти. В отличие от паушального взноса, этот платеж будет сопровождать франчайзи на протяжении всего срока работы под чужим брендом. Рассказываем подробно, что такое роялти и почему ежемесячные отчисления в конечном счете выгодны обеим сторонам во франчайзинге.
Роялти во франшизе простыми словами означает регулярный платеж франчайзеру за использование его бренда, фирменного стиля компании, бизнес-модели и услуг. Чаще всего это ежемесячный взнос, который рассчитывается в зависимости от выручки или прибыли. Таким образом, франчайзи платит регулярные взносы за пакет услуг, а франчайзер получает пассивную прибыль от новой точки.
Роль роялти во франчайзинге
Как правило, после запуска франшизной точки франчайзер продолжает поддерживать партнера: предоставляет маркетинговую аналитику, рекламные материалы, софт, консультирует по широкому кругу вопросов. Все это требует времени и средств, как минимум для оплаты услуг персонала, который будет помогать партнеру. Поэтому роялти — это своего рода заработная плата за дополнительные усилия и сопровождение франчайзи.
Как бы странно ни звучало, но роялти полезно для обеих сторон. Отсутствие регулярных платежей считается одним из маркеров некачественной франшизы. Недобросовестному франчайзеру не нужно роялти, ведь он не собирается поддерживать партнеров и развивать сеть, цели такого франчайзера ограничиваются получением паушального взноса. Напротив, если в договоре прописаны ежемесячные выплаты, особенно в формате процента от прибыли, значит франчайзер заинтересован в успехе франчайзи. Роялти — не просто пассивный доход для владельца бренда, а доказательство того, что компания развивается.
Размер и условия роялти
Роялти бывает нескольких видов, от этого и зависит размер платежей. Условия также разнятся, каждая компания устанавливает свои правила выплат и объем услуг, оказываемых франчайзи. Франчайзеру важно подобрать оптимальный для него вариант: слишком низкая ставка не принесет выгоды, а слишком высокая снизит спрос на франшизу.
Один из самых популярных видов роялти — процентная ставка. В таком случае ежемесячно франчайзи платит определенный процент с выручки или прибыли. Подобный формат удобен тем, что если в силу обстоятельств оборот франшизы снизился, то платить придется меньше. При высокой выручке или прибыли размеры роялти соответственно растут.
Средняя процентная ставка обычно не превышает 10%, хотя существуют франшизы с роялти и в 20%. Важно понимать, что вы получаете за такой процент, достаточно ли он уместен. Как слишком высокая, так и слишком низкая ставка должна насторожить франчайзи. При низкой ставке есть вероятность, что франчайзер не будет достаточно вовлечен в проблемы партнеров, а при слишком высокой работа по франшизе может стать невыгодной
Другой вариант — фиксированная сумма роялти — хорош тем, что даже при высоких доходах франшизы объем выплат не изменится. Но если дела у франшизной точки идут не очень хорошо, фиксированное роялти будет выплачивать труднее, нежели процент от прибыли.
Есть франшизы, где роялти может не быть по условиям договора, однако, скорее всего, франчайзи столкнется с иными платежами — за техническое обслуживание, рекламу или маркетинг. Также вместо оплаты роялти владелец франшизы может потребовать, чтобы партнеры закупали сырье, оборудование или продукцию только у него.
Как роялти влияет на доходность франшизы
В наибольшей степени доходы франшизы варьируются при оплате процентной ставки, так как при получении большего дохода франчайзи также платит больше денег владельцу. Однако такая гибкая система амортизирует нагрузку на франчайзи, если доходность франшизной точки упадет. Тем не менее при слишком высокой ставке партнер будет терять значительную часть прибыли, поэтому нужно заранее рассчитывать приблизительные показатели. Фиксированная сумма иногда свидетельствует о том, что франчайзер заинтересован лишь в ежемесячном доходе, а не в развитии бизнеса.
Есть еще два вида роялти:
- Увеличивающееся — размеры растут по мере роста прибыли франшизы.
- Уменьшающееся — при снижении показателей снижают и роялти для поддержки и мотивации партнера.
Размеры роялти обязательно указываются в договоре, в таком случае при невыплатах франчайзер может обратиться в суд. Также роялти являются объектом налогообложения, поэтому процент придется платить и государству. Роялти попадают сразу под два вида налогов:
- НДС. Оплачивается компанией, исключение — зарубежные фирмы. Если компания не зарегистрирована в стране, в которой продана франшиза, то франчайзи выплачивает налог самостоятельно, а потом взимает эту сумму с франчайзера.
- НДФЛ. Процентная ставка налога составляет 20%, платит франчайзи, однако после этого франчайзер возвращает ему средства. В случае когда иностранная компания зарегистрирована в стране со специальным соглашением, обе стороны могут быть освобождены от уплаты этого налога.
Как рассчитать роялти
Размеры роялти зависят от многих факторов: масштабность и популярность сети, сфера бизнеса, город, ставка конкурентов, спрос, а также индивидуальные пожелания и требования владельца бренда.
Есть три главных фактора для оптимального расчета роялти:
- Конкурентная среда. Владелец оценивает предложения других франчайзеров, их условия, уровень цен и спроса на рынке.
- Объем услуг. Следует адекватно оценивать свои усилия, цена должна покрывать затраты владельца на помощь партнеру, но при этом быть подходящей для франчайзи.
- Экономическая целесообразность. Предпочтительно, чтобы роялти приносил франчайзеру прибыль, а не только амортизировал расходы на поддержку партнеров.
При выплате роялти их размер будет напрямую зависеть от вида. Для расчета фиксированной процентной ставки существует формула:
Базовая стоимость × Процент роялти / 100% = Сумма роялти
Базовой стоимостью могут быть разные финансовые показатели, это обговаривается заранее и должно быть отмечено в договоре, но чаще всего это выручка. Существуют также смешанные роялти. В этом случае франчайзи платит процент от продаж, но есть минимальная фиксированная сумма, которая должна быть уплачена, несмотря на проценты. Например, процентная ставка равна 5%, выручка в текущем месяце составила ₽500 тыс., а минимальная сумма роялти — ₽50 тыс. По формуле сумма роялти получается ₽25 тыс., однако из-за наличия минимальной суммы франчайзи заплатит больше.
Мария Кизима, сооснователь компании «Франчайзинг-Интеллект» и платформы Scale it:
«Франчайзинговые сети, которые берут роялти в размере процента от выручки, кажется, рискуют остаться без выплат, если у партнера не будет дохода. Однако на самом деле это хороший показатель заинтересованности франчайзера в прибыльности и эффективности своих партнеров».
Влияние роста или снижения роялти на бизнес
Слишком высокие роялти негативно влияют в первую очередь на франчайзи. При высоком проценте или фиксированной сумме значительная часть выручки будет уходить владельцу, а партнер при этом может получать сумму меньше ожидаемой, учитывая ежемесячные затраты на зарплату персонала, закупку товара, налоги. При пониженном доходе ожидания франчайзи от бизнеса не оправдаются, и он потеряет интерес к развитию предприятия. Слишком низкие роялти также неуместны, они могут негативно влиять на мотивацию франчайзера в плане поддержки партнеров и развития сети в целом.
Роялти — один ключевых элементов франчайзинговой модели, он регулирует сотрудничество между двумя предпринимателями и позволяет развивать бизнес. Для франчайзера стабильный ежемесячный взнос — показатель дохода точки и награда за приложенные усилия, а для партнера это уверенность в поддержке и помощи владельца.
Мария Кизима, сооснователь компании «Франчайзинг-Интеллект» и платформы Scale it:
«Эффективность и успешность франчайзинговой сети напрямую зависит от сильной управляющей компании, которая живет за счет паушальных взносов и роялти, платежей от франшиз. Роялти — лишь малая часть, которая едва покрывает себестоимость затрат на систематическую поддержку, мониторинг, контроль, обучение сотрудников, введение новых продуктов и стандартов. Без роялти у управляющей компании не будет средств для должного функционирования, что негативно скажется на работе каждого партнера сети. Если роялти формально отсутствуют, то скорее всего компания зарабатывает на чем-то еще, например на наценке на товар или на дополнительных скрытых платежах. Так что платить роялти нужно: эти деньги управляющая компания вкладывает в усиление компетенции команды и узнаваемость бренда».
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.