Что читать о франшизах: книги про Dunkin’ Donuts и Krispy Kreme
![Freepik](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/19/347117222993196.webp)
Развитие франшиз в сфере общепита напрямую связано с контролем качества продуктов. У сетей Dunkin' Donuts и Krispy Kreme на двоих более 15 тыс. точек по всему миру. Как им удается удерживать репутацию? Читаем
«Спасибо за возражение! Как культура критики принесла мировую известность Dunkin' Brands» Найджела Трэвиса
![Бомбора, 2022 (фото: Bombora.ru)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/08/347117223792082.webp)
«Спасибо за возражение!» — книга Найджела Трэвиса, экс-гендиректора Dunkin' Brands — корпорации, объединяющей сети Dunkin' Donuts и Baskin Robbins, — о том, как создать в компании атмосферу сотрудничества и почему доверительные отношения лучше авторитарного руководства и жесткой иерархии. Трэвис возглавлял Dunkin' десять лет — с 2008 по 2018 год, а до этого работал в Blockbuster и Papa John's, так что накопил внушительный опыт управления персоналом в больших сетях. За время его руководства под брендом Dunkin' открылось 3 300 новых точек продаж пончиков и началось активное развитие франшизы за рубежом. И, конечно, по словам автора, этот успех — заслуга сотрудников компании и результат демократичного стиля управления без титулов.
По мнению Найджела Трэвиса, чтобы компания успешно двигалась вперед, ее сотрудники должны дискутировать, возражать, задавать вопросы и выдвигать идеи. А для этого нужно создать в компании атмосферу, в которой нет давления, страха и подковерных интриг, зато есть открытое взаимодействие и поощрение конструктивной критики со стороны подчиненных. Для лучшего контакта с командой Трэвис предлагает уделять внимание общению с персоналом, причем не только по рабочим вопросам. Как пример он приводит практику своих встреч с коллегами, так называемых «кофейных бесед», цель которых — в неформальной обстановке обменяться знаниями, обсудить разногласия и выразить эмоции по поводу работы.
Книга просто и увлекательно еще раз говорит о том, что именно люди двигают бизнес вперед. И чтобы устоять в непростые времена, руководителям нужна гибкость и готовность меняться, а для этого в свою очередь необходимы открытый подход и поощрение новых идей.
«Обсуждение чего-либо в кругу людей с разными точками зрения полезно: происходит переоценка данных, генерация идей по решению задач или разработке стратегий. Во всем этом не обойтись без вопросов и ответов, замечаний и анализа. Под цивилизованной дискуссией я понимаю соблюдение этики и определенных правил обсуждения. Но самое важное — интересы компании должны стоять на первом месте у каждого участника. Цивилизованная дискуссия — это не смертельная схватка, никто не пытается повергнуть противника, никого не поливают грязью»
Making Dough: The 12 Secret Ingredients of Krispy Kreme's Sweet Success
![John Wiley & Sons, 2003 (фото: Amazon.com)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/20/347117224219204.webp)
Книгу о другой американской франшизе пончиков — бренде Krispy Kreme — на русский язык не переводили и в России не издавали, но она доступна на Amazon. Название можно перевести как «Приготовление теста: 12 секретных ингредиентов сладкого успеха Krispy Kreme», книгу написал известный публицист Кирк Казанян, автор многочисленных бестселлеров о построении брендов. Чтобы понять, в чем секрет непотопляемости Krispy Kreme — а компания прошла через несколько кризисов, — автор разговаривает с сотрудниками компании, экспертами в области бизнес-аналитики и клиентами и приходит к выводу, что все дело — в работе с аудиторией, в пиар-стратегии и благотворительной деятельности.
История Krispy Kreme насчитывает 87 лет. За это время компания из скромной пекарни выросла до глобальной сети с 2 000 точек и годовой выручкой порядка $1,7 млрд. В 2000-х годах империя пончиков переживала бурный рост, который едва не закончился разорением, однако ей удалось удержать позиции. И в Making Dough автор с участием экспертов без прикрас анализирует стратегии, которые чуть не привели компанию к падению. Одна из них — непродуманная франчайзинговая политика. Krispy Kreme продавали франшизы всем подряд, что негативно повлияло на качество обслуживания и самой продукции. Чтобы исправить ситуацию, руководство стало уделять больше внимания тщательной проверке будущих владельцев франшизы и часто отказывать даже опытным предпринимателям, если они не соответствовали имиджу компании. Krispy Kreme осознали, что репутация важнее быстрого масштабирования и сиюминутной прибыли. Книга — поучительная история для всех предпринимателей, которые мечтают о быстром росте с помощью франчайзинга. Лучше учиться на ошибках мировых гигантов, чем повторять их.