Лучшее время для старта: какие франшизы открывает молодежь

Обновлено 19 апреля, 09:30
G-Stock Studio / Shutterstock
G-Stock Studio / Shutterstock

Бизнес стремительно молодеет: сегодня тренды задают миллениалы, но их уже теснит «цифровое поколение» — зумеры. Выясняем, как поколенческие ценности влияют на рынок и какие франшизы выбирает молодежь

По данным Минтруда России, средний возраст российских предпринимателей — 37 лет, то есть в категориях популярной теории поколений Штрауса — Хау, большинство бизнесменов в России — миллениалы. Впрочем, как утверждает Минэкономразвития, за последние пять лет в бизнес пришло немало зумеров — людей, родившихся после 2000 года. Число предпринимателей в возрасте до 25 лет увеличилось со 148 тыс. в 2019 году до 243,5 тыс. в 2023-м.

Теория поколений не идеальна, ее часто критикуют за стереотипизацию человеческого поведения и чрезмерные обобщения. Кроме того, Уильям Штраус и Нил Хау в своих описаниях поколений ориентировались в основном на американский и британский исторический материал, так что применять теорию для других стран следует с осторожностью. Тем не менее, этот подход успешно используется в прикладных гуманитарных дисциплинах, например в маркетинге, кадровой аналитике и PR, по всему миру. Некоторые поколенческие установки отчетливо проявляются в подходах к ведению бизнеса и выбору франшиз.

Наталья Фромм, клинический психолог, основатель НПЦ «Мозговичок»:

«Молодое поколение стремится быть мобильным и не привязываться к конкретным локациям, такие люди предпочтут франшизы по реализации товаров и услуг через интернет. Вообще, все, что связано с IT, найдет у молодежи отклик, поскольку эта сфера для них близка как для потребителей.

Еще одно направление, которое, скорее всего, заинтересует молодых франчайзи, — это сфера услуг, особенно развлекательный сегмент. Молодое поколение тяготеет к получению положительных эмоций и легкому, приятному взаимодействию между людьми. А вот производственные франшизы, вероятно, не вызовут у молодежи особого ажиотажа, ведь это довольно консервативный бизнес с жестко регламентированными процессами».

Работа = любимое дело

Современные молодые люди хотят получать удовольствие от работы и ценят процесс выше результата. Миллениалы и зумеры разрушили стереотип о работе как чем-то неприятном и утомительном, с чем приходится мириться исключительно ради денег. Одна из причин их интереса к франшизам — возможность выбрать проект, который действительно придется по душе, позволит реализовать идеи и воплотить мечты.

Руслан Ефимов, руководитель отдела продаж франшизы по ремонту телефонов Pedant.ru:

«Молодые франчайзи нередко приходят в наш бизнес из-за увлечения техникой. Так, Никита, один из действующих партнеров Pedant.ru, впервые попытался открыть свой ремонтный сервис в 22 года, но вскоре понял, что ему не хватает опыта для запуска с нуля, и обратился к франчайзингу. Сервисный центр по франшизе он открыл в сентябре 2022 года в Москве и с нашей поддержкой спустя восемь месяцев вышел на окупаемость. Сейчас у Никиты уже две мастерских по ремонту техники, и есть планы на открытие третьей».

По мнению Руслана Ефимова, молодые предприниматели приходят в бизнес с энтузиазмом, желанием развиваться и готовностью учиться. Они обладают открытым умом, легко усваивают новые знания, стремятся быть в курсе последних тенденций в сфере ремонта техники. Такие франчайзи не отступают перед трудностями и не останавливаются на достигнутом, постоянно повышая планку результатов.

Pedant.ru
Pedant.ru

Шеринг — синоним свободы

Миллениалы и зумеры ценят свободу и мобильность: снимают квартиры, берут машины в шеринг и предпочитают работать в дистанционном или гибридном формате по гибкому графику. Молодые предприниматели нередко выбирают шеринговые франшизы (аренда самокатов, инструментов, зарядных устройств), а также франшизы коворкингов и автоматизированных складов.

Георгий Картушин, руководитель отдела франчайзинга сервиса аренды пауэрбанков EnerGo:

«Средний возраст наших франчайзи — 30 лет, самому молодому — 20, самому взрослому — 52 года. У молодых предпринимателей глаза горят, они готовы познавать продукт и схемы реализации. Молодые больше понимают в современных технологиях и маркетинге, охотнее принимают советы в бизнесе. Обучать приходится многому, но информация воспринимается хорошо, главное — вовремя подсвечивать проблемы и проводить работу над ошибками».

Что касается ответственности, то здесь, по словам Георгия Картушина, многое зависит от происхождения инвестиций. Если средства заемные, то у молодого предпринимателя появляется дополнительная мотивация к развитию бизнеса, ведь он отвечает еще и перед третьей стороной — кредитором. Если же средства собственные, некоторое молодые люди в момент неудачи опускают руки и прощаются со своими деньгами.

Цифровизация и технологии

Миллениалов еще называют первым «поколением большого пальца» — из-за привычки управляться с мобильными цифровыми устройствами. В их детстве еще не было гаджетов, но миллениалы быстро их освоили и чувствуют себя уверенно в цифровом мире. Более юные зумеры и вовсе буквально родились со смартфонами в руках, а навык обращения с техникой получили одновременно с умением ходить и говорить. Неудивительно, что при выборе франшиз молодежь предпочитает компании с развитой IT-составляющей

Елена Самсонова, руководитель регионального развития партнерской сети сервиса аренды пауэрбанков «Бери Заряд»:

«У нас инновационная франшиза, это новый рынок и вид бизнеса, который существует в России всего шесть лет. С молодыми в этом смысле работать проще, они ловят общий вайб, энергетику. Средний возраст наших партнеров — до 35 лет. Самому молодому франчайзи 21 год, франшизу купили ему родители-бизнесмены. Для них оптимальный путь научить ребенка вести бизнес — приобретение франшизы, поскольку есть четкая инструкция, молодого человека курируют, ему помогают, и в результате он осваивает базовые принципы коммерции. Франчайзи, которые открыли дело при помощи родителей, у нас несколько, и большинство из них вырастает в опытных предпринимателей. Один из первых франчайзи брал деньги у отца на открытие бизнеса, а сейчас он входит в топ-10 партнеров компании».

Как отмечает Елена Самсонова, для молодых предпринимателей франшиза — это зачастую первый бизнес, и учить приходится почти всему: финансовой аналитике, техникам переговоров и продаж, операционным процессам. В этом есть свой плюс, ведь учить с нуля проще, чем переучивать.

Поскольку у франшизы обширная география — от Калининграда до Владивостока — существуют и региональные особенности: там, где много молодежи, франшиза развивается быстрее, чем в более консервативных населенных пунктах.

Freepik
Freepik

Многозадачность и восприятие информации

Информационный бум, с которым столкнулись миллениалы и зумеры, повлиял на их поведенческие стратегии. Молодые люди научились многозадачности: они способны, например, одновременно слушать лекцию, заниматься в спортзале и в перерывах решать рабочие вопросы без ущерба результативности. Кроме того, молодежь демонстрирует более высокий уровень финансовой грамотности. Еще до открытия бизнеса миллениалы и зумеры, как правило, обладают рядом базовых экономических знаний и навыков. Помимо этого, они проявляют больше гибкости в коммуникации и часто отдают предпочтение франшизам, построенным на общении с людьми — образовательным проектам или франшизам общепита.

Ольга Чекарева, создательница и владелица сети стритфуда ShaurMeals:

«Средний возраст партнеров ShaurMeals — 29 лет, более 20% франчайзи — моложе 25 лет. Самый молодой партнер купил франшизу, когда ему было 22 года, его зовут Влад, он владелец точки в Минске. У него прекрасные результаты — 1,2–1,3 млн российских рублей в месяц, в сезон, наверное, будет больше 1,5 млн. Это очень ответственный франчайзи, с ним легко и удобно работать».

По словам Ольги Чекаревой, главное препятствие для молодежи — это бюрократические процедуры: молодым франчайзи трудно даются согласования в государственных ведомствах, например в Роспотребнадзоре. Иногда возникают проблемы с организацией рутинных процессов, однако все это можно решить благодаря наставничеству франчайзера.

Freepik
Freepik

На смену миллениалам и зумерам, согласно теории поколений, придет «альфа». Такое обозначение для родившихся после 2010 года ввел австралийский исследователь Марк Маккриндл. Пока их сложно охарактеризовать, поскольку самым старшим представителям этой группы сейчас 12–14 лет. Маккриндл полагает, что поколение «альфа» будет развиваться в русле нарастающей цифровизации и глобализации: для них не будут иметь значения государственные, языковые и демографические границы, а главными ценностями станут научный прогресс и креативность.

Наталья Фромм, клинический психолог, основатель НПЦ «Мозговичок»:

«Футурологи действительно прогнозируют появление нового поколения, которое сделает ставку на технологии, стирающие границы между виртуальным и физическим миром. Но сможет ли это поколение использовать доставшееся им IT-наследство во всей полноте — большой вопрос. Ведь наряду с широтой увлечений им будет свойственна некоторая поверхностность, нежелание погружаться в предмет, проводить глубокие исследования. Есть опасения, что избыток разнообразной информации сыграет с новым поколением злую шутку: эти люди будут постоянно отвлекаться. Как известно, есть три столпа идеального продукта: качественно, быстро, дешево. Но именно показатель «качественно», вероятнее всего, у нового поколения будет страдать».

С учетом предполагаемой специфики поколения «альфа» именно франчайзинг может стать оптимальной моделью для предпринимателей будущего. Благодаря четким инструкциям, а также наставничеству со стороны франчайзера, молодые предприниматели смогут сосредоточиться на генеральной линии развития бизнеса, не отвлекаясь на «побочные раздражители». При этом важно, чтобы у франчайзи поколения «альфа» всегда оставалось пространство для творчества. Молодежь уже сейчас предпочитает такие франшизы, где владелец прислушивается к мнению партнеров и внедряет новые идеи, которые пойдут на пользу всей сети. Очевидно, что в будущем инновационность и демократичность станет одним из определяющих факторов успеха франшизы.

Поделиться
Авторы
Теги