Войти в сеть: предприниматели предпочитают открывать сетевые магазины
Восемь из десяти открытых в 2023 году торговых точек — это сетевые магазины, подсчитал «Первый ОФД». Чаще всего открывались продуктовые магазины среднего размера и магазины «у дома»
Аналитики платформы «Первый ОФД» выяснили, что в 2023 году 82% открытых торговых точек — это магазины, входящие в крупные торговые сети. По данным на конец прошлого года, их общее количество у крупных продуктовых сетей превысило 124 тыс. Лидерами оказались X5 Group, «Магнит», Mercury Retail Group, «Лента», «Светофор». Так, «Пятерочка» в 2023 году открыла более 2 тыс. новых точек — количество франчайзинговых магазинов за прошедший год выросло на 37,5%. Кроме того, в прошлом году компания запустила франшизу магазинов малого формата «Около» площадью от 90 до 150 кв. м.
По словам Вячеслава Третьякова, гендиректора сетей магазинов низких цен One Price и «Ценадар», у крупных сетей по сравнению с несетевой розницей более низкие цены на товары. «Так, в розничных магазинах на ассортимент набавляют в среднем 20%. Крупные торговые сети делают огромные закупки у производителей, получают за это такие же значительные скидки и могут позволить предлагать товары по более низким ценам, — отметил эксперт. — Кроме того, у сетей гораздо больше возможностей по перераспределению финансовых ресурсов, поддержанию убыточных, но перспективных точек. Магазины одной сети за счет совместной рекламы, ассортимента и качества обслуживания получают гарантированный поток покупателей».
На рынке офлайн-ретейла растет популярность специализированных магазинов. В прошлом году самыми востребованными нишами оказались магазины одежды (9%), магазины строительных товаров (5%), магазины автозапчастей (4%), а также зоомагазины и магазины по продаже алкогольной продукции (по 3%). Так, крупнейшими игроками сегмента одежды стали Gloria Jeans (710 точек), O'STIN (более 630 точек) и «Спортмастер» (более 450 точек). Среди магазинов стройматериалов лидерство удерживает Leroy Merlin. В сети открыто 111 гипермаркетов в 65 городах России, а общий оборот составляет 530 млрд руб. Индустрия товаров для животных также активно развивается, и за последний год темпы роста продаж в этой категории ускорились на 23,8%. Так, крупнейшая сеть зоомагазинов «Четыре лапы» в прошлом году открыла 60 магазинов, а всего к концу года по стране насчитывалось 500 точек.
Другой тренд, который отмечают лидеры сетевого ретейла, — постепенное сокращение средней площади магазинов и их приближение к покупателям. В частности, «Магнит» и «ВкусВилл» запустили новый формат «у дома»: средняя площадь магазинов не превышает 100 кв. м, а в ассортименте — только самые востребованные базовые продукты. По словам Вячеслава Третьякова, формат дрогери (магазины у дома) сейчас самый востребованный. «Но важен ассортимент: это должны быть товары для постоянных повторных покупок. В магазине должно быть все для каждого члена семьи, включая детей и животных, и с обязательным сезонным уклоном», — подчеркнул эксперт.