Отчет IFA 2024: основные тренды франчайзинга и прогноз на ближайший год

Обновлено 26 апреля, 12:09
Freepik
Freepik

Эксперты Международной ассоциации франчайзинга (IFA) опубликовали анализ текущего состояния и перспектив отрасли. Прогноз оптимистичный: индустрия преодолевает трудности и продолжает расширяться

В феврале 2024 года Международная ассоциация франчайзинга (IFA) опубликовала «Отчет о перспективах развития экономики» (2024 Franchising Economic Outlook). В документе проанализированы основные тенденции и показатели индустрии франчайзинга за прошлый год, а также дан прогноз на ближайшие 12 месяцев.

Несмотря на то, что анализ проводился на материале компаний из США, отчет фиксирует проблемы и тренды, общие для и западной, и для мировой франчайзинговой отрасли. В числе сложностей, с которыми сталкиваются предприниматели, эксперты IFA упоминают инфляцию, нехватку инвестиций, обусловленную ростом процентных ставок по кредитам для бизнеса, а также дефицит рабочей силы. По опросам прошлого года, 47% респондентов-франчайзи назвали недостаток подготовленных кадров главной проблемой, которая мешает развивать бизнес.

Франчайзинговая отрасль постепенно преодолевает трудности и продолжает развитие. По данным аналитиков, количество франшиз в Америке за 2023 год выросло на 2,2%, что превысило ожидаемый показатель (эксперты прогнозировали 1,9%).

Согласно прогнозуIFA, наилучшую динамику в 2024 году продемонстрирует сфера бытовых услуг: количество франшиз в этом сегменте увеличится на 3%. На втором месте — фастфуд. Аналитики предполагают, что количество франшиз быстрого питания вырастет на 2,2%. На третьем месте расположится гостиничный бизнес — в 2024 году ожидается рост сегмента на 0,9%.

Надо отметить, что и в России объем франчайзингового рынка растет схожими темпами: аналитическое агентство BusinesStat подсчитало, что оборот российского франчайзинга за 2023 год достиг 2,9 трлн руб. В процентном отношении рост составил 1,4% по сравнению с предыдущим годом.

Основные тенденции франчайзинга

Общепит: преобладает фастфуд

Франшизы общепита постоянно сталкиваются с проблемами из-за роста стоимости инвентаря, расходников и ингредиентов. Согласно опросу IFA от 2023 года, 65% франчайзи фастфуда сообщили, что инфляция влияет на их бизнес. Те же проблемы и у полноформатных ресторанов. Однако ресторанам сложнее удерживать позиции — особенно это касается среднего и высокого ценовых сегментов — поэтому владельцы вынужденно повышают цены. В связи с этим прогнозируется перераспределение спроса от полноформатных ресторанов к заведениям эконом-класса. Предложение в сфере бюджетного общепита тоже растет: примерно 21% новых франшиз — это фастфуд и заведения с едой навынос.

Freepik
Freepik

Проблемы франчайзинга и их решения

Эксперты IFA отмечают в числе основных сложностей франчайзинга вопросы, связанные с подбором и удержанием персонала. В особенности эта проблема касается общепита и других отраслей, где задействуется малоквалифицированный персонал. Сферы, где заняты в основном удаленные сотрудники (IT, консалтинг, финансы), продемонстрировали более низкую текучесть кадров по сравнению с другими нишами франчайзинга.

Чтобы справиться с кадровым голодом, компании активно внедряют различные технические инновации: искусственный интеллект, автоматизированные платежные сервисы, вендинговые решения. Как подчеркивают аналитики IFA, такой подход позволяет оптимизировать операционные процессы и повысить качество обслуживания. Технологические новинки также способствуют лучшему позиционированию бренда в условиях растущей конкуренции во франчайзинге.

Рост популярности франчайзинга

Люди покидают офисы и уходят в бизнес, чтобы сохранить баланс между работой и жизнью и облегчить график — этим эксперты объяснили рост количества франшиз, который, согласно отчету и прогнозам, станет заметным трендом как минимум в ближайшие несколько лет. В России, согласно данным Forbes, ежегодно открывается по 450 новых франшиз в дополнение к уже присутствующим на рынке. Наибольшим спросом среди российских франчайзи пользуются франшизы с малыми вложениями (до 3 млн руб.), которые составляют порядка 83% рынка российского франчайзинга.

Сфера услуг: красота, здоровье, b2b

В отчете IFA зафиксирован явный потребительский тренд на красоту и здоровье. Авторы объясняют это постпандемийным состоянием общества: после локдаунов и изоляции людей волнует здоровье и внешний вид. Но рост сегмента обеспечивается не только салонами красоты и фитнес-клубами. В тренде детские центры, ремонт, клининг, франшизы ухода за пожилыми людьми, а также развлечения. «В условиях экономической неопределенности и роста цен потребители, скорее всего, будут тратить деньги на впечатления и услуги, а не на товары», — комментируют эксперты.

Freepik
Freepik

Ожидается, что рост занятости персонала во франчайзинге будет происходить в основном за счет сферы услуг — как бизнес-услуг, так и персональных или бытовых. Согласно отчету, в 2024 году занятость в этих областях вырастет на 5,1%. Количество франшиз, оказывающих бизнес-услуги, по мнению экспертов, вырастет на 1,8%. Это объясняется стремлением бизнеса использовать аутсорсинг для управления конкретными задачами и функциями.

В России сфера услуг также лидирует, занимая примерно 20% рынка франчайзинга. На втором месте — сегмент розничной торговли (18%), третье, по данным Forbes, делят между собой франшизы общепита и детских товаров (по 15% у каждой сферы).

Поделиться
Авторы
Теги