Внимание к деталям: как читать договор франшизы
Составление франчайзингового договора — это прерогатива владельца франшизы. Задача франчайзи — проверить документ на наличие сомнительных условий. Как читать договор франшизы — разбираемся вместе с юристами
В России франчайзерам доступно несколько вариантов юридического оформления отношений с партнерами. Суть франчайзинговой модели — в передаче в аренду комплекса исключительных прав, а с учетом специфики российского законодательства лучше всего для этого подходит договор коммерческой концессии (ДКК). Тем не менее, согласно данным Franshiza.ru за 2023 год, только 53% отечественных франшиз работают по такому договору.
Помимо ДКК, нередко используется лицензионный договор, его оформляют 26% франчайзеров. Лицензионный договор, как и ДКК, вполне способен защитить ноу-хау владельца бренда, однако он не позволяет, к примеру, установить обязательный перечень поставщиков или назначить единые для всех франшизных точек розничные цены. При этом лицензионный договор не требует регистрации товарного знака, что становится решающим аргументом для франчайзеров, не успевших пройти эту процедуру до старта продаж франшизы. Все прочие форматы соглашений — договоры поставки, оказания услуг, дистрибуции — сопровождают отношения, которые в чем-то могут быть похожи на франчайзинг, но франчайзингом в строгом смысле не являются, поскольку не предполагают передачу исключительных прав.
В российской практике договор коммерческой концессии — это наиболее мощный и адаптивный юридический инструмент, который обеспечивает безопасную передачу ноу-хау, а также определяет права и обязанности сторон по всем ключевым аспектам партнерства. Не существует универсального шаблона ДКК — вернее, подобные шаблоны можно найти в интернете, но они дают лишь общее представление об этом документе. Каждый договор составляется с учетом особенностей конкретной франшизы, а затем согласуется с будущими франчайзи. Именно на стадии согласования потенциальному партнеру следует быть особенно внимательным и добиваться корректировки договора в случае, если там обнаружатся ошибки или непрозрачные условия. Лучше всего привлечь к этому опытного специалиста по коммерческому праву, однако для понимания базовых механизмов ДКК юридическая подготовка не требуется. Мы попросили экспертов по правовым аспектам франчайзинга Екатерину Смирнову и Екатерину Валькову рассказать, на что необходимо обратить внимание при чтении договора франшизы.
Договор коммерческой концессии: ключевые элементы
Анализ договора начинается с преамбулы документа. Как отмечает специалист по защите интеллектуальной собственности Екатерина Валькова, договор должен иметь название, предусмотренное законом. «Когда в преамбуле написано «договор коммерческой концессии», а не «договор франшизы» или «соглашение о сотрудничестве», это означает, что франчайзер ориентируется в законодательстве», — поясняет юрист.
В преамбуле также перечисляются стороны договора — правообладатель и пользователь. Важно, чтобы франчайзер в действительности являлся обладателем того комплекса прав, который он предоставляет франчайзи. Это стоит проверить заранее, запросив у владельца франшизы свидетельство о регистрации товарного знака, патенты и иные правоустанавливающие документы.
Далее в ДКК должно следовать подробное описание предмета договора, а именно комплекса исключительных прав, передаваемых пользователю. Во-первых, в этом разделе обязательно указывается дата и номер регистрации товарного знака в реестре Роспатента. Во-вторых, фиксируется перечень ноу-хау со ссылками на конкретные документы. Кроме того, в случае передачи пользователю оригинального программного обеспечения, в предмете договора уточняется название, назначение и версия ПО. Также в этом разделе может быть дана ссылка на приложение к договору, в котором перечислены иные объекты интеллектуальной собственности, например дизайн-проект.
Помимо перечня передаваемых объектов, устанавливаются и правила их использования. Эксперт по правовым аспектам франчайзинга Екатерина Смирнова рекомендует обратить внимание на следующие пункты раздела:
- Виды допустимого использования конкретного объекта (например, воспроизведение, копирование, распространение, доведение до общего сведения, введение в оборот, предложение к продаже).
- Цели использования (ведение предпринимательской деятельности, реклама).
- Срок использования (не должен превышать срок охраны самого объекта в соответствии с законом).
- Территория разрешенного использования (страна, регион, город, район).
Третий ключевой раздел ДКК — это «финансовые отношения сторон». Договор коммерческой концессии подразумевает обязательное вознаграждение правообладателю за предоставляемый комплекс исключительных прав. Обычно подобное вознаграждение выплачивается в виде паушального взноса и роялти. В разделе должны быть прописаны точные суммы, валюта, сроки погашения, реквизиты сторон, а также момент, когда обязательство по переводу денежных средств считается исполненным (например, зачисление на расчетный счет франчайзера).
Договор может и не предусматривать паушального взноса, но вот если отсутствуют роялти — это, по мнению Екатерины Вальковой, явный признак некачественной франшизы. «Правильно оформленные исключительные права стоят недешево. Разработка названия, отрисовка логотипа, регистрация в Роспатенте, рекламные кампании — все это требует средств», — комментирует эксперт.
На следующий раздел — «права и обязанности сторон» — юристы рекомендуют обращать особое внимание. Именно на пункты этого раздела стороны ссылаются в случае возникновения претензий по надлежащему исполнению договора. «Чем четче прописаны эти положения, тем лучше стороны могут понимать, на что они вправе рассчитывать, а самое главное, в случае судебного спора франчайзеру или франчайзи легче будет отстаивать свою позицию», — подчеркивает Екатерина Смирнова.
В договоре коммерческой концессии необходимо предусмотреть следующие моменты:
- Поиск и обустройство помещения: кто это будет делать и в какие сроки.
- Сроки запуска франшизной точки.
- Обязанности по обучению персонала.
- Перечень услуг, оказываемых франчайзером.
- Предоставление отчетности, проведение аудита франшизного предприятия.
- Возможность отказа сторон от договора с описанием условий, при которых подобный отказ возможен.
«Перед подписанием договора имеет смысл сравнить обещания правообладателя из коммерческого предложения по продаже франшизы с текстом договора. Зачастую бывает, что на этапе продаж обещания одни, а в договоре совсем иные», — рекомендует Екатерина Валькова.
В этом же разделе артикулируются требования конфиденциальности: как происходит доступ к коммерческой тайне и иной конфиденциальной информации, на кого он распространяется, какие последствия наступают в случае утечки или разглашения. Нередко положения, касающиеся режима конфиденциальности, выносятся в особый раздел.
Последний из обязательных разделов ДКК касается ответственности сторон. Согласно принципу свободы договора, закрепленному в Гражданском кодексе (ст. 421 ГК РФ), стороны могут заключать любые приемлемые для них соглашения. Франчайзер вправе заложить в договор огромные штрафы, пени, неустойки за каждый неверный шаг партнера, и если франчайзи подпишет подобный документ, все это получит юридическую силу. Раздел об ответственности сторон также требует самого пристального изучения. На этапе согласования ДКК франчайзи имеет возможность запросить обоснование для чрезмерных штрафов и добиться смягчения условий.
Нюансы и подводные камни ДКК
В договоре коммерческой концессии, помимо базовых разделов, как правило, есть и дополнительные: их нехватка затрудняет конструктивное партнерство между франчайзером и франчайзи. С другой стороны, в таких факультативных разделах могут содержаться и различные непрозрачные пункты. Первое, что должно насторожить франчайзи, — отсутствие четко прописанного срока действия договора.
Закон позволяет заключать бессрочный ДКК (в пределах срока действия товарного знака), но подобный договор можно расторгнуть в уведомительном порядке без веских оснований — просто по желанию одной из сторон. Ни о каком стабильном партнерстве в этом случае говорить не приходится. При этом по истечении срока ДКК франчайзи, согласно ст. 1035 ГК РФ, имеет приоритетное право на продолжение сотрудничества. В законе говорится, что франчайзер не может отказать в заключении нового договора прежнему партнеру и продать франшизу другому предпринимателю на тех же условиях.
Нередко владельцы франшиз добавляют в ДКК пункты, запрещающие франчайзи заниматься деятельностью в аналогичной сфере. Такой запрет допустим только тогда, когда речь идет об использовании ноу-хау франчайзера. Во всех остальных случаях, как подчеркивает Екатерина Валькова, подобные ограничения незаконны — они противоречат ст. 37 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на свободный труд.
Считается хорошим тоном вводить в ДКК раздел о переуступке прав, поскольку он позволяет потенциальному франчайзи сразу оценить степень своей свободы в рамках партнерства. Обычно франчайзер оставляет за собой возможность переуступить свои права и обязанности по договору третьему лицу в уведомительном порядке без согласия франчайзи. Последний, в свою очередь, в большинстве случаев не может совершить переуступку без письменного согласия франчайзера.
В более гибких франшизах владелец товарного знака обязуется не препятствовать франчайзи в переуступке прав без объяснения причин. Ответственные франчайзеры также стараются вынести в отдельный блок понятия, применяемые в договоре: это позволяет избежать разночтений, особенно если документ насыщен специфической терминологией.
Детальный анализ договора коммерческой концессии требует не только юридических знаний, но и «насмотренности» — опыта работы с ДКК в различных отраслях франчайзинга. В каждом конкретном случае важно не только определить, соответствует ли договор требованиям закона, но еще и выявить риски, которыми чреваты «условия под звездочкой», а также грамотно сформулировать корректировки соглашения. Услуги экспертов по ДКК обычно недешевы, но экономия на этом этапе может обернуться в перспективе значительными убытками из-за проблемных мест в договоре.