Франшиза или вендинг: как выбрать оптимальную модель бизнеса

Обновлено 02 мая, 13:55
Eduard Borja / Shutterstock
Eduard Borja / Shutterstock

Вендинг и франшизы похожи по способу масштабирования, но эти бизнес-модели нельзя назвать идентичными. В чем их сходства и различия и как совмещаются торговля через автоматы и франчайзинг? Разбираемся с экспертами

Реализация товаров через автоматические торговые аппараты, или вендинг, — формат, который полностью вписывается в современные тренды на мобильность и автоматизацию. В вендинговый аппарат можно поместить самые разные товары, он способен работать круглосуточно, причем на скорость и качество обслуживания не будет влиять человеческий фактор. Установить такой автомат можно в любой точке притяжения трафика: от локального продуктового магазина до международного аэропорта. Для предпринимателя вендинг обычно означает минимальные операционные издержки и гибкий график, однако такой бизнес требует тщательного подбора локации и регулярного мониторинга работы аппаратов. Чтобы снизить риски на старте, многие прибегают к услугам крупных вендинговых сетей или покупают франшизы вендинга.

Рынок вендинга в России и за рубежом

Согласно глобальному аналитическому отчету за 2023 год, который опубликовало агентство Stellar, объем мирового рынка автоматов оценивается в $42 млрд. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие 6-7 лет рынок будет расти на 8,1% ежегодно. В первой тройке наиболее популярных типов вендинга по всему миру — автоматы по продаже еды, горячих и холодных напитков, табачных изделий.

Мировые лидеры по количеству вендинговых аппаратов — Япония и США. В стране восходящего солнца на один автомат приходится 23 человека, а самих автоматов — более 4 млн. Объем продаж японских торговых автоматов за год превышает $40 млрд. На втором месте — США с показателем 35 человек на один вендинговый аппарат. В Европе на одно устройство приходится 110 потенциальных пользователей, а в РФ эта цифра, согласно статистике Nielsen, достигает 500 человек.

По данным исследования компании EMTG, первое место в России по количеству автоматов — у направления вендинга кофе и горячих напитков (50%). На втором месте — снеки и холодные закуски (40%). Третье место занимают автоматы для реализации горячей еды: 10% рынка. Эксперты отмечают, что, хотя российский вендинговый рынок активно развивается, автоматы пока распределены неравномерно: примерно 45% рынка вендинга делят между собой две столицы — Москва и Санкт-Петербург, а 55% приходится на регионы.

Какие бывают вендинговые автоматы

Ira Lichi / Shutterstock
Ira Lichi / Shutterstock

Через вендинговые аппараты можно продавать практически любые товары и услуги, если это технически возможно и вписывается в законодательные нормы.

Кофе, кофейни самообслуживания и снеки

Самое популярное направление вендинга в России и мире — реализация кофе, холодных напитков и снеков. Производители автоматов отмечают, что наценка на товар в снековом автомате в среднем составляет 50%, а в кофемате доходит до 300%. В последние несколько лет на смену стандартному типу кофе-машин приходит новый формат — кофейни самообслуживания, где клиент может сам в удобных условиях приготовить горячий напиток, а после добавить сиропы, сахар и специи по вкусу.

Глеб Харитонов, владелец компании Briskly

«Растущий тренд, которому уже несколько лет, — это кофе-корнеры. Их становится все больше, и, кажется, кофейный вендинг сейчас практически на каждом углу. Но стоит только выехать куда-то в регионы, как понимаешь: в некоторых городах просто нет нормального кофе! Кофейный тренд для маленьких городов сейчас — номер один, просто бери и зарабатывай деньги».

Иван Смирнов, владелец сети кофеен самообслуживания Coffee Spot

«Наша компания уходит от классического представления о вендинге. По классификации мы, конечно, соответствуем понятию вендинга, но Coffee Spot в нашем понимании — в большей степени кофейни самообслуживания, нежели автоматы. Клиент должен подойти, взять стаканчик, налить кофе, добавить по вкусу сиропы, размешать напиток самостоятельно — по сути, это самообслуживание».

Терминалы самообслуживания для покупки билетов

В России в основном распространены автоматы для продажи транспортных билетов, но с помощью вендинга можно реализовывать и билеты на различные развлекательные мероприятия, как это делается за рубежом. Аналитики оценивают среднегодовой прирост мирового рынка автоматов по продаже билетов в 4% и прогнозируют, что к 2028 году его объем увеличится до $6,8 млрд.

Постаматы

Постаматы позволяют онлайн-магазинам доставить заказ непосредственно в ячейку автомата, минимизируя затраты на курьеров и обслуживание полноформатных пунктов выдачи. В России через постамат можно получить заказ не только из отечественных маркетплейсов, но и с азиатских торговых площадок — после доставки покупателю просто приходит SMS с кодом, чтобы он мог ввести его на терминале и забрать свой товар. По данным Агентства инноваций, в РФ около 53 тыс. постаматов, и эта цифра продолжает расти на 10-20% ежегодно.

Микромаркеты

Новая ступень эволюции продуктового вендинга — микромаркеты. Это холодильники, оснащенные автоматизированной системой оплаты и выдачи товара, что превращает их, по сути, в мини-кафе с готовой едой. Часто подобные устройства размещают в офисных центрах: работодателям выгодно, чтобы сотрудники тратили меньше времени на обед, а сотрудникам удобно покупать в шаговой доступности от офиса.

Глеб Харитонов, владелец компании Briskly

«В России вендинговый бизнес еще находится на ранней стадии. Существуют аппараты со снеками и кофейные автоматы, которых больше 15 тыс. по всей России, и их можно найти везде. С одной стороны, они уже несколько устарели, с другой — это очень простой и понятный продукт, который давным-давно себя зарекомендовал. А микромаркеты сейчас еще только развиваются. Думаю, через пять-десять лет старый формат вендинга начнут вытеснять микромаркеты, поскольку они дешевле и ими проще управлять. Рынок будет постепенно меняться».

Шеринг аккумуляторов для устройств

За последние несколько лет в больших городах приобрели популярность франшизы, предоставляющие в аренду внешние аккумуляторы для мобильных телефонов и других гаджетов. Для хранения, возврата и подзарядки аккумуляторов используются вендинговые автоматы, которые устанавливаются в кафе, ресторанах, на железнодорожных станциях и в метро.

Gracethang2 / Shutterstock
Gracethang2 / Shutterstock

Автоматы с игрушками и играми

Вендинговые автоматы с мини-игрушками (слаймы, мячики, брелки) в России можно встретить почти в каждом торговом центре или крупном продуктовом магазине. Существует и другой, не менее популярный формат, знакомый потребителям еще с 1990-х годов: автоматы, позволяющие за деньги попытаться вытащить товар самостоятельно при помощи рычага, который управляет механизмом захвата или разрезания ленты (как в более поздних устройствах, где вместо игрушек предлагается достать из автомата гаджет или даже небольшую сумму денег).

Еще один популярный вариант игрового вендинга — интерактивное зрелище: движущаяся железная дорога, модель города, которую можно «оживить», или аквариум с рыбками, которых за деньги можно покормить и загадать желание.

Водоматы

Автоматы с чистой питьевой водой весьма востребованы в городах, где качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Обычно такие устройства размещают возле жилых комплексов, а для работы нужно только подключение к водопроводу и электросети, которая будет питать сам автомат и фильтр для превращения обычной воды в питьевую воду высокой очистки.

Алина Бронникова, маркетолог компании «Живая вода»

«Российский рынок вендинга воды сейчас свободен на 80%, а в некоторых регионах этот процент еще выше. Вода — продукт первой необходимости, поэтому ее будут покупать всегда. В связи с ухудшением экологической ситуации потребность в чистой воде будет только расти. Наш формат — аквавендинг — требует минимального участия человека в работе аппарата. На обслуживание одного водомата нужно примерно 20 минут в неделю. Поэтому данный бизнес можно назвать формой пассивного дохода».

Автоматы по продаже гаджетов и товаров в дорогу

Такой вендинг пользуется спросом в зонах крупных транспортных узлов, на железнодорожных вокзалах и в аэропортах. Через автоматы с гаджетами можно купить пауэрбанк, наушники и зарядное устройство, а автоматы по продаже товаров в дорогу обеспечивают покупателей всем необходимым для комфортного путешествия — надувными подушками, масками для сна, гигиеническими принадлежностями.

Линзоматы

Автоматы по продаже контактных линз удобны для покупателей, точно знающих, какой именно офтальмологический продукт им нужен. Такой вендинг пользуется популярностью на вокзалах и в аэропортах, в круглосуточных продуктовых магазинах, а также в крупных клиниках, где персонал работает посменно и не всегда имеет возможность выйти в магазин за линзами или раствором для них. Для салонов оптики такие автоматы — дополнительная возможность масштабировать бизнес без крупных затрат.

Цветочный вендинг

Цветочные автоматы, или флавоматы, как их еще называют, пока не очень популярное, но перспективное направление цветочного ретейла. Это компромиссное решение между дорогостоящим для владельца круглосуточным салоном и небольшой торговой точкой с минимумом персонала. Установка цветочного автомата позволяет обеспечить постоянную торговлю без высоких вложений в аренду и зарплату флористов.

Необычный вендинг

В США существуют автоматы, которые создают дубликаты ключей, вендинг с деликатесами — трюфелями и черной икрой, а также устройства, где продаются небольшие картины, статуэтки и другие произведения искусства.

В Европе популярны автопекарни с горячим хлебом, больше всего их на родине багетов — во Франции, а также в Германии и Бельгии. Еще одно европейское ноу-хау — автоматы, где можно купить наживку для рыбалки, в том числе живую.

Необычный японский вендинг — это в первую очередь автоматизированные кабинки для караоке. Кроме того, в Японии есть автоматы, которые делают маникюр, а также вендинг с живыми крабами.

Обратный вендинг (прием тары)

Современные экологические тренды диктуют необходимость не только утилизации, но и переработки отходов. Интеллектуальные устройства, которые позволяют сдать на переработку пластиковую или стеклянную тару и получить небольшое вознаграждение, — хорошее решение для разгрузки инфраструктуры раздельного сбора мусора.

Елена Каликина, руководитель отдела маркетинга компании «ЭкоПойнт»

«В прямом вендинге товары находятся внутри аппарата и продаются после внесения необходимой суммы. В обратном вендинге пользователь сначала помещает в аппарат что-то (в нашем случае вторичные ресурсы, такие как ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки, макулатуру или стеклянные бутылки), а уже затем забирает бонус. Вендинговые экопункты можно размещать в жилых массивах, на производстве, в торговых центрах, — это современная альтернатива пунктам приема тары».

Автоматы по приготовлению еды (автопиццерии и автопекарни)

Эта идея пришла в Россию из Европы и уже прижилась в нескольких крупных городах.

В 2022 году в московском метро был установлен пицца-автомат, который замешивает тесто и выпускает пиццу нескольких сортов на выбор. Также в нашей стране постепенно появляются бургероматы и роботизированные киоски с мороженым и смузи.

REPORT / Shutterstock
REPORT / Shutterstock

Вендинг и франшизы

Вендинг в чистом виде не тождественен франшизе: несмотря ряд сходств, эти бизнес-модели различаются по ключевым параметрам.

Сходства:

  • Масштабируются через партнерскую сеть.
  • Предлагают готовую бизнес-модель.
  • Обеспечивают централизованные поставки.
  • Дают доступ к базе знаний и консультируют партнеров (не все вендинговые сети).

Различия:

  • Франшиза передает комплекс исключительных прав, включая товарный знак.
  • Партнеры получают расширенное обучение и сопровождение от франчайзера.
  • Франчайзи ограничены регламентами головной компании (партнеры в вендинге — нет).
  • Франшиза подразумевает выплату паушального взноса и роялти.

Вендинг как инструмент вполне подходит для франчайзинга. Существуют франшизы, которые специализируются исключительно на вендинговых автоматах. Такие компании заключают договор коммерческой концессии и предоставляют партнерам обучение, консультации и право пользования товарным знаком. Развитие в таком формате дает возможность достаточно быстро масштабировать сеть за счет того, что вендинговый автомат можно ввести в эксплуатацию быстрее и дешевле, чем стационарную торговую точку.

Наконец, существуют гибридные форматы, сочетающие франшизу и вендинг.

К примеру, можно приобрести франшизу, которая предоставляет бренд и поставщиков, а потом по согласованию с франчайзером внедрить вендинговые автоматы для продажи продукции или услуг этой франшизы. Еще один вариант предусматривает открытие бизнеса по франшизе, которая исходно работает как со стационарными торговыми точками, так и с вендинговыми устройствами. Продуктовые или кофейные сети часто предполагают именно эту модель.

Иван Смирнов, владелец сети кофеен самообслуживания Coffee Spot

«Наш случай — не классическая франшиза. Можно назвать ее «товарной»: мы все делаем под ключ сами, на каждом этапе сопровождая партнера. Открываем ИП, заключаем все договоры и ищем место для кофейни вместе с партнером, сами настраиваем машины и в итоге передаем партнеру уже готовый, работающий бизнес. В каком-то смысле это франшиза, но мы называем себя партнерской сетью».

Перспективы развития вендинга в России и мире

Bayhu19 / Shutterstock
Bayhu19 / Shutterstock

Эксперты отмечают стремительное развитие отрасли как в России, так и за ее пределами. Уже сейчас некоторые направления вендинга становятся более выгодны, чем привычные форматы ретейла. По мнению Глеба Харитонова, в обозримой перспективе крупные службы доставки готовой еды будут внедрять работу с микромаркетами, так как обслуживание автомата намного дешевле, чем оплата курьерских услуг по каждому заказу.

Другой тренд, о котором говорят эксперты, — внимание к техническим новинкам и автоматизация отрасли во всех аспектах: от обслуживания машин до оплаты и взаимодействия с покупателями. «С развитием ИИ многие процессы автоматизируются, и тогда мы сможем с уверенностью называть себя пассивным бизнесом в полном понимании этого слова», — утверждает Иван Смирнов. Российские компании тестируют различные технические новшества, в том числе, роботизированные системы приготовления и выдачи блюд. По внедрению безналичных расчетов отечественный вендинг уже выходит на передовые позиции: если в Европе большинство автоматов принимают только наличные, то в России больше 90% оплат приходится на банковские карты и системы быстрых платежей. «Следующий шаг — платежные смарт-технологии, основанные на нейросетях и распознавании по биометрии. Такие инновации пока применяются только в странах Азии», — комментирует Харитонов.

Поделиться
Авторы
Теги