Бизнес-приключения: читаем о франшизах на Уолл-стрит и успехе Disney

Обновлено 07 мая, 11:55
Inside Creative House / Shutterstock
Inside Creative House / Shutterstock

Как стать успешным предпринимателем? Начать с низов и идти наверх, не останавливаясь и не сдаваясь, как герои этой подборки — легендарный гендиректор Disney и владельцы компаний из «12 классических историй Уолл-стрит». Читаем

«Бизнес-приключения. 12 классических историй Уолл-стрит» Джона Брукса

Книга «12 классических историй» Джона Брукса есть в библиотеке многих миллиардеров, включая Уоррена Баффета и Билла Гейтса. Создатель Microsoft назвал ее «лучшей книгой по бизнесу, которую когда-либо читал». Это сборник статей, посвященных корпоративной и финансовой жизни Америки, от журналиста и постоянного автора журнала The New Yorker Джона Брукса. Он долгие годы писал про секреты Уолл-стрит, и эта книга — о них. В ней собраны драматичные истории, рассказывающие не столько о корпорациях-гигантах, сколько о людях в мире финансов, их ошибках, взлетах и падениях, а также о последствиях, к которым могут привести решения руководства.

Одна из историй повествует о Кларенсе Сондерсе — владельце первого супермаркета самообслуживания Piggly-Wiggly Stores. Свой магазин Сондерс открыл в 1916 году. Он был настолько удобен для покупателей, что вскоре Piggly-Wiggly начал разрастаться по франшизе, а уже в 1930-х компания управляла 2660 магазинами по всей стране. Именно Сондерс первым начал использовать то, что сейчас есть в каждом супермаркете: тележки для покупок и кассовые аппараты. Новаторский подход к организации продаж позволил предпринимателю стать весьма успешным и вывести компанию на биржу. Акции Piggly-Wiggly Stores хоть и приносили небольшие дивиденды, но считались надежными.

Так продолжалось, пока бизнесом не заинтересовались биржевые игроки на понижение. Они скупали и продавали акции по более низкой цене, из-за чего те подешевели. В ответ Сондерс взял огромный кредит и скупил более 100 тыс. своих же акций, пытаясь переиграть биржевых брокеров. Борьба на бирже привела к тому, что бизнесмен создал монополию, позволившую ему контролировать стоимость своих активов. Руководство биржи приняло меры: монополии пришел конец, а главу Piggly-Wiggly вычеркнули из торгов. За короткий промежуток времени Сондерс превратился из прославленного победителя Уолл-стрит в банкрота и безработного.

Истории Джона Брукса — не только о падении, но и о взлетах. Это действительно классические бизнес-истории, рассказанные и увлекательно, и поучительно. Читатель не просто узнает факты, но вместе с автором анализирует принятые решения и делает выводы. Именно поэтому книга «12 классических историй» актуальна и по сей день, даже несмотря на то, что описанные в ней события происходили более полувека назад.

«В дневнике он писал, что начинать бизнес — сродни тому, как начинают учиться ходить: сначала ты не понимаешь самых азов, потом ступаешь очень неумело и только намного позже можешь уже не задумываться об очевидных вещах».

«Умение предвидеть. Чему я научился за 15 лет на посту главы Walt Disney» Роберта Айгера

Эта книга тоже есть в библиотеке Билла Гейтса. Роберт Айгер — легендарный человек в индустрии развлечений, один из наиболее успешных генеральных директоров эпохи, которого в 2019 году журнал Time назвал бизнесменом года. Всего за 15 лет он сумел сделать из Disney крупнейший в мире медиаконгломерат: компания подорожала в пять раз, а фильмы стали приносить миллиарды долларов. В своей книге автор рассказывает о том, что значит быть генеральным директором такой огромной фирмы, делится ценностями, советами и главными уроками, которые он вынес на посту главы Disney.

Айгер начинал карьеру в 1970-х как ведущий прогноза погоды на телеканале ABC и за 20 лет работы в компании сменил десятки должностей, пока не стал ее президентом. В 1996 году Disney купила ABC, а в 1999-м Айгер стал президентом Walt Disney International. Это был трудный период для корпорации: последние мультфильмы не могли повторить былой успех, конкуренция с другими студиями усиливалась, среди руководства возникали конфликты. Да и в целом на рубеже веков не было четкого представления, как и в каком направлении двигаться дальше. Что сделал Айгер? Первым делом приступил к спасению мультипликационного направления и подружился с конкурентом — владельцем Pixar Стивом Джобсом. Позже Disney выкупила Pixar, а также совершила немало других крупных приобретений, включая киностудии Marvel Entertainment, Lucasfilm и 21st Century Fox. Сейчас эти студии выпускают все главные кинофраншизы мира и приносят компании миллиарды долларов.

Главная мысль Роберта Айгера звучит так: «Изобретай или умри. Если вами движет страх, не ожидайте открытий и успеха». Этот урок топ-менеджер усвоил еще в начале 1990-х, когда не побоялся выпустить на экраны странный и непонятный «Твин Пикс», который тут же стал мегахитом и перевернул индустрию сериалов. В своей книге Айгер дает советы, как быть эффективным лидером: быть честным перед собой и своими сотрудниками, ценить способности больше, чем опыт, не цепляться за прошлые ошибки и не стесняться спрашивать, если чего-то не знаете. Он учит искать подход к любому человеку, идти на уступки, если это необходимо, и не ограничивать творческую свободу своих сотрудников и партнеров.

«Решение кардинально изменить работающую бизнес-модель требует немалого мужества. Это означает намеренно идти на убытки в ближайшей перспективе в надежде, что в долгосрочной риски окупятся. Методы работы и приоритеты претерпевают глобальные изменения. По мере внедрения новой модели традиционные подходы к ведению бизнеса постепенно оттесняются на обочину и разрушаютсявы начинаете терпеть убытки. Это очень сложный вопрос с точки зрения культуры и установок».

Поделиться
Авторы
Теги