Бизнес за чужой счет: у кого взять деньги на покупку франшизы

Обновлено 08 мая, 09:53
Pra Chid / Shutterstock
Pra Chid / Shutterstock

Нехватка средств на покупку франшизы — еще не повод отказываться от запуска бизнеса. Инвестиции можно привлечь из внешних источников. Как это сделать, рассказывает основатель экосистемы FranchCamp Константин Урванцев

Открыть бизнес с минимальными вложениями и быстро разбогатеть возможно только в мечтах. В реальности предпринимателям нередко не хватает личных сбережений на запуск с нуля или покупку франшизы. Деньги приходится искать на стороне. Одним из наиболее популярных решений является кредитование. Согласно свежему отчету Банка России, в феврале 2024 года объем кредитов для предприятий МСП составил 1,2 трлн руб. — это на 30,1% больше, чем в январе текущего года. Однако кредитование — далеко не самый выгодный вариант привлечения стартового капитала. По данным того же ЦБ, на февраль 2024 года почти 16% заемщиков имели просроченную задолженность. Так что прежде чем брать кредит на открытие дела, начинающему предпринимателю стоит рассмотреть альтернативные источники финансирования. А их немало — есть из чего выбрать.

из личного архива
из личного архива

Константин Урванцев

3F

3F/FFF — аббревиатура от слов «Friends, Family and Fools» («друзья, семья и дураки») — метод привлечения инвестиций, доступный каждому. В этом случае открытие бизнеса финансируют близкие предпринимателя, которые заведомо относятся к нему с симпатией и не назначают жесткие условия. С другой стороны, если проект окажется неуспешным и возникнут проблемы с возвратом денег, это неизбежно приведет к ухудшению отношений. Необходимо заранее обсудить все возможные сценарии и заключить письменные договоры — даже с проверенными друзьями.

Краудфандинг

Краудфандинг, то есть привлечение средств от неограниченного числа микроинвесторов через специальные интернет-платформы, такие как «Бумстартер» или «Планета», — это гибкий инструмент, который позволяет найти деньги на запуск тем, у кого нет связей в деловом мире. Чаще всего краудфандинг практикуется в виде пожертвований и вознаграждений: в первом случае деньги вносятся безвозмездно или за символическую награду от фаундера, а во втором — в обмен на продукцию или услуги стартапа в будущем.

Помимо этого, существует краудфандинг в формате кредита, когда деньги выдаются под процент, а также краудфандинг через покупку доли в корпоративных правах с целью получения дивидендов в будущем. Форматы краудфандинга различаются в зависимости от платформы, кроме того, инвестиционные площадки могут назначать верхний и нижний порог финансирования, а также вводить ограничения по тематике проектов. Нарушение правил краудфандинга может привести к приостановлению кампании и блокировке средств.

Акселераторы

Бизнес-акселераторы — это организации и программы, оказывающие различные виды поддержки за плату или в обмен на долю в капитале компании. Они обеспечивают стартапам доступ к дополнительным ресурсам и повышенную видимость, но в то же время лишают предпринимателя полного контроля над бизнесом, диктуя свои условия реализации проекта. Например, «Бизнес-инкубатор МГУ» принимает бизнес-идеи любого направления, обеспечивает одобренным кандидатам юридическую поддержку, проводит обучение и помогает привлечь инвестиции от венчурных фондов.

Для молодых франшиз или тех компаний, которые только планируют создавать франшизу, действует акселератор в экосистеме FranchCamp. Заявитель может приехать в Москву и разработать франшизу на инвестиционные деньги, которые покроют обучение, затраты на маркетинг и другие расходы в процессе акселерации.

Studio Romantic / Shutterstock
Studio Romantic / Shutterstock

Частные инвесторы

Начинающий предприниматель может обратиться к частным инвесторам — физическим лицам, готовым вложить деньги в проект для приумножения своих капиталов. Сложность заключается в том, что обычно такие инвестиции привлекаются только благодаря деловым знакомствам.

Особую категорию частных инвесторов составляют так называемые бизнес-ангелы — люди, которые из собственных средств финансируют перспективные проекты на начальных стадиях запуска. В отличие от обычных инвесторов, бизнес-ангелы могут пойти на риск и поддержать малоизвестные стартапы. Они активно участвуют в открытии бизнеса, поддерживая новичков не только деньгами, но и ценными рекомендациями. Предприниматели без связей в деловой среде могут обратиться в клубы бизнес-ангелов и, пройдя отбор, найти своего инвестора. Согласно данным Dsight, в 2023 году бизнес-ангелы поддержали 43 стартапа — на 19% больше, чем в 2022 году.

Венчурные фонды

Венчурный фонд представляет собой сумму капиталов нескольких инвесторов, вкладывающих деньги в развитие проектов определенной направленности. Венчурные фонды отличаются жестким отбором кандидатов на финансирование и, как правило, рассматривают уже действующие проекты, которые уверенно генерируют продажи. Из плюсов — возможность привлечь значительные средства, недоступные обычным инвесторам: так венчурный фонд DST Global вложил в один из IT-стартапов 200 млн долларов. Однако, как показывает статистика Агентства инноваций Москвы, в 2023 году на фоне нестабильной ситуации в экономике венчурные фонды сократили объем финансирования на 91% по сравнению с 2022 годом.

Управляющая мультифранчайзинговая компания

Мультифранчайзинговые компании создаются для объединения начинающих франчайзи и потенциальных инвесторов. Эксперты подобных компаний тщательно отбирают франшизы, проводят подробное обучение для франчайзи и модерируют отношения между всеми участниками сделки: такой подход позволяет инвесторам избежать рисков и вложить деньги в проекты, которые имеют высокие шансы на успех. В частности, в 2023 году мультифранчайзинговой компании «УК ФранчКэмп» удалось привлечь около 30 млн руб. от различных инвесторов на запуск 15 новых франшизных предприятий.

Существует множество способов найти инвесторов, но без тщательного анализа целевой аудитории, потенциальных конкурентов, финансовых затрат, без бизнес-плана и стратегии шансов получить достойное финансирование довольно мало. Начинающим предпринимателям рекомендуется подготовить хорошую презентацию своего проекта и внимательно изучить все доступные варианты внешнего финансирования, чтобы выбрать наиболее подходящий.

Подробнее об инвестициях во франшизу я и мои гости расскажем на Петербургском международном экономической форуме. 5 июня проект «РБК Франшизы» организует панель «Франчайзинг как инвестиция». Среди гостей и экспертов — инвесторы, франчайзеры, представители органов власти и организаций поддержки предпринимателей.

Поделиться
Авторы
Теги