50% годовых: когда франшиза выгоднее золота

Обновлено 17 мая, 11:03
Arsenii Palivoda / Shutterstock
Arsenii Palivoda / Shutterstock

На франчайзинге можно зарабатывать больше, чем на акциях или золоте, однако франшиза требует иного подхода, нежели классическое инвестирование. Рассказываем о специфике инвестиций во франчайзинг

По данным Минэкономразвития РФ, за последние пять лет выручка малого и среднего бизнеса выросла на 40%. Позитивную динамику обеспечивает не только увеличение среднего чека, что включает неизбежную инфляционную премию, но и рост количества покупок. Число предприятий и предпринимателей, работающих в малом и среднем бизнесе (МСБ), в 2023 году достигло рекордных 3,6 млн. И есть основания полагать, что цифры будут расти.

В ответ усиливается интерес к инвестициям в малый и средний бизнес. Насколько перспективны прямые вложения в проекты МСБ, запускаемые по франчайзингу? Для каких категорий инвесторов они подходят? Можно ли использовать франшизу как альтернативный инвестиционный инструмент, позволяющий зарабатывать больше и стабильнее, чем на вложениях в акции, золото или недвижимость?

Сколько можно заработать

Прямые вложения в бизнес доходнее, чем распространенные инвестиционные инструменты. За период с 2019 по 2023 год индекс потребительского рынка Мосбиржи вырос на 46%, стоимость золота по курсу ЦБ РФ повысилась на 110%, индекс московской недвижимости «ДомКлик» увеличился на 69%. А успешные проекты МСБ обладают доходностью больше 40% годовых и за пять лет способны окупиться несколько раз.

В сфере услуг стартовые затраты до ₽3 млн окупаются в среднем за 1-1,5 года. Более крупные инвестиции, направляемые в рестораны, супермаркеты, парки развлечений и превышающие ₽15 млн, возвращаются за 2-4 года. Дальше — чистая прибыль. Но для того чтобы так произошло, важно построить бизнес грамотно и эффективно.

Ирина Измайлова, директор по развитию компании «ЯсноРестораны»:

«Среди наших проектов — грузинские рестораны «Хочу Пури». Сегодня для открытия в среднем необходимо вложить ₽60 млн, возврат инвестиций составляет до 24 месяцев. А если оценить развитие партнерского ресторана, открытого в 2019 году, тогда его создание обходилось в ₽45 млн. При рентабельности 53% годовых эта инвестиция окупилась за два года, и затем годовая прибыль ежегодно увеличивалась еще на 7%. В результате такой наш партнер вернул инвестиции к началу 2021 года, а к концу 2023 года заработал ₽82 млн».

Все риски предпринимательства

Но означают ли подобные кейсы, что вкладывать в создание нового бизнеса выгоднее, чем приобретать классические инвестиционные инструменты? Эксперты считают, что так вопрос ставить нельзя.

«Вложения в МСБ — это отдельный вид инвестирования, который не конкурирует с фондовым рынком или рынком недвижимости, — обращает внимание председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России», генеральный директор аналитического центра «БизнесДром» Павел Самиев. — Один и тот же человек может вкладывать и в бизнес, и в ценные бумаги, и в коммерческие помещения. При этом, принимая решение об инвестировании в разных направлениях, он ставит разные цели и формирует разные стратегии».

Классические инвестиционные инструменты стандартизованы, они обладают однотипными параметрами, позволяющими предсказуемо оценивать доходность и риски. Покупка облигаций, недвижимости или драгоценных металлов не требует личного участия в управлении инвестициями: эту работу можно делегировать финансовой компании или банку. В свою очередь, каждая прямая инвестиция уникальна, и ее невозможно использовать как источник пассивного дохода. Собственнику бизнеса всегда приходится в той или иной степени лично вникать в операционные процессы, кроме того, он подвержен всем рискам, характерным для предпринимательства.

«Рентабельность разных точек одной сети зависит от множества факторов, в том числе от уровня операционного менеджмента на местах. Сохранить за собой роль пассивного инвестора при покупке франшизы можно только в том случае, если у тебя есть наемный директор, которому ты можешь доверить управление бизнесом», — подчеркивает управляющий партнер фонда «ТилТех капитал» Илья Кобяков.

wavebreakmedia / Shutterstock
wavebreakmedia / Shutterstock

Фактор франчайзинга

Как в таком случае нужно относиться к вложениям во франшизу? «Франчайзинговый проект нужно сравнивать не с классическими инвестициями, а с другими предпринимательскими проектами, — считает Кобяков. — А чтобы такое сравнение провести, начинать следует с фундаментального анализа рынка в выбранной нише, изучения истории франчайзинговой компании и конкурентов, консультаций с реальными франчайзи и собственниками подобных бизнесов».

Очевидно, что работать по франчайзингу предпринимателю должно быть выгоднее, чем без франчайзинга. Только тогда инвестирование в партнерство себя оправдывает. Приобретение франшизы-пустышки — одна из распространенных причин, по которым теряют деньги начинающие предприниматели. С настроем на пассивное инвестирование такой риск только усиливается.

Примечательно, что фонды, инвестирующие в МСБ, не работают с предприятиями, созданными франчайзи. А головным компаниям сетей сам факт наличия партнерской программы инвестиционной привлекательности не добавляет. «Фонд может вложиться в компанию, которая создала франшизу. Но то, по какой модели она масштабируется, для него маловажно. Ему важны размер и рыночные результаты сети», — отмечает Павел Самиев.

Нюансы управления

I am Aea / Shutterstock
I am Aea / Shutterstock

Наилучших результатов добиваются серийные франчайзи. Нередко их точки действуют в разных регионах, и свои предприятия владельцы посещают время от времени. Но они тщательно отбирают директоров и как правило обладают огромным опытом в сфере, где приобретают франшизу. В первую очередь они менеджеры и предприниматели, и только затем — инвесторы. У некоторых на десять франчайзинговых магазинов приходится до сотни торговых точек, созданных в качестве наемного управленца. Такие франчайзи — самые желанные партнеры сетей.

Роман Орешкин, руководитель онлайн-гастромаркета Secret Kitchen:

«Мы работаем в формате, основу которого составляет доставка блюд сразу четырех гастрономических направлений — японского, азиатского, итальянского и американского. Мы запустили франшизу в 2021 году, наши первые франчайзи инвестировали по ₽18,5 млн и окупили вложения за 26 месяцев. Таким образом, рентабельность составила 46% годовых, и всего за первые три года проект в среднем принес ₽25 млн чистой прибыли без учета налогов. Но онлайн-ресторан — сложный бизнес. Поэтому мы стремимся сотрудничать с людьми, готовыми погружаться в детали операционных процессов и быть амбассадорами нашего бренда».

Впрочем, возможна и такая модель управления, которую практикуют собственники одного из ресторанов Secret Kitchen. Первый из них продолжает работать топ-менеджером крупной корпорации и является пассивным инвестором. А второй покинул компанию, где раньше работал, и стал управляющим франчайзингового проекта.

По наблюдениям Ильи Кобякова, в успешных компаниях потребительского рынка именно управление является ключевой компетенцией, которую крайне сложно воспроизвести. Но, тем не менее, изредка встречаются франшизы, которые стремятся освободить инвесторов от участия в операционном менеджменте. Кто-то подчиняет франчайзинговые точки управляющей компании и направляет в них своих проверенных менеджеров, кто-то включает во франчайзинговый пакет систему владельческого контроля.

Ирина Измайлова, директор по развитию компании «ЯсноРестораны»:

«В нашей компании управление ресторанами, работающими в разных городах, контролирует целая экосистема. Компетенции, обязанности, полномочия сотрудников описаны подробнейшим образом. Диапазон решений, которые принимает директор ресторана, формализован и понятен. А специально для собственников разработана удобная матрица целевых показателей, позволяющая контролировать ход проекта. По согласованию с нами партнер лично нанимает только управляющего и шеф-повара. И затем он созванивается или встречается со своим управляющим один-два раза в месяц. Такая модель позволяет не участвовать в работе над операционными задачами. Среди наших партнеров — представители разных отраслей, включая топ-менеджеров крупных корпораций, которые пришли в ресторанный бизнес, чтобы диверсифицировать личные инвестиции. Мы рекомендуем иметь в портфеле рестораны трех наших брендов».

Франшиза «Хочу Пури» советует владельцам не экономить на менеджменте. Зарплату управляющего она устанавливает в ₽100 тыс., что немало для региональных рынков труда. Нужно подчеркнуть, что система владельческого контроля возможна только в бизнесе с многомиллионными оборотами. Маленькими франчайзинговыми фирмами управляют непосредственно их собственники: иначе финансовая модель франшизы разваливается.

«Прямые инвестиции в бизнес подходят для людей, которые имеют достаточно большой капитал и не вкладывают в свой проект последние миллионы, — резюмирует Павел Самиев. — Да, есть шанс заработать много. Но не нужно забывать, что многие малые предприятия, в том числе и созданные по франшизе, убыточны».

Инвестиции во франчайзинг станут отдельной темой на ПМЭФ-2024. 5 июня в рамках панельной дискуссии, организованной РБК Франшизы, спикеры обсудят, как начинающему инвестору подобрать бизнес-модель с оптимальной доходностью и что делать после покупки франшизы.

Поделиться
Авторы
Теги