ChatGPT рекомендует: выбираем франшизу вместе с нейросетями

Обновлено 21 мая, 15:17
Skorzewiak / Shutterstock
Skorzewiak / Shutterstock

Нейросети научились создавать рекламу, общаться с клиентами и следить за качеством услуг. Что еще они могут дать бизнесу? РБК Франшизы провели эксперимент и выяснили, насколько ИИ хорош в роли консультанта по франчайзингу

Выбор франшизы — принципиальный вопрос для предпринимателей. Существуют разные критерии оценки, рейтинги, каталоги, в которых человеку без опыта сложно разобраться самостоятельно. Начать изучение темы может помочь искусственный интеллект: он знает ответы на все вопросы, обладает доступом к огромной базе данных и готов общаться в любое время дня и ночи.

К помощи нейросетей россияне прибегают все чаще: по данным «Нейростата», с начала 2022 года интерес к технологии вырос более чем в 15 раз. Свыше 58% опрошенных известно о существовании текстовых нейросетей, 53% знают, что нейросеть может ответить на любой вопрос, 34% пользуются этой опцией.

«РБК Франшизы» решили выяснить, насколько нейросети разбираются в теме франчайзинга, и провели эксперимент. Мы задали вопросы двум нейросетям — ChatGPT и YandexGPT — и проанализировали их рекомендации относительно создания и покупки франшиз.

ChatGPT — чат-бот на основе искусственного интеллекта от компании Open AI, лидер по частоте использования среди генеративных нейросетей. Его главный плюс — опыт, нейросеть максимально натренирована в общении с пользователями, понимает контекст диалога и ведет разговор с учетом информации из предыдущих сообщений.

Есть и минусы, главный из которых — ChatGPT учили общаться на информации, датированной 2021 годом и раньше, о более поздних событиях и фактах нейросеть не знает. Другой недостаток — иногда чат-бот лжет, приводит нереалистичную статистику, ссылается на несуществующих людей или источники. Об этом важно помнить и всегда перепроверять информацию, которая кажется подозрительной.

YandexGPT — менее опытная нейросеть, чем ChatGPT, но обладает важным отличием: для ответов пользуется актуальными данными из интернета. Правда, это не спасает ее от основной проблемы всех нейросетей: YandexGPT тоже может вводить в заблуждение.

Как выбрать франшизу? Отвечает ChatGPT

Мы начали с базового вопроса новичка: «Как выбрать франшизу?». Но для более точного и грамотного ответа нейросети необходимо понимать контекст — от чьего лица ChatGPT будет вести разговор, кому станет давать рекомендации, — поэтому мы дополнили запрос некоторыми пояснениями. В результате получился следующий диалог:

РБК Франшизы: Привет! Ты — в роли опытного франчайзи, который давно в бизнесе. У тебя уже есть несколько точек, открытых по франшизе, они успешны и прибыльны. Дай совет начинающим предпринимателям, как выбрать франшизу?

ChatGPT: Привет! Конечно, выбор франшизы — это важный шаг. Начните с анализа своих интересов, навыков и ресурсов. Исследуйте рынок, спрос и конкурентов. Оцените поддержку франчайзера, условия соглашения и потенциал для роста. Не забывайте о важности поддержки и обучения франчайзера для вашего успеха.

РБК Франшизы: Спасибо, но это очень короткий и общий ответ. Можешь рассказать подробнее? Идеально, если распишешь 10 пунктов, как пошагово выбрать франшизу для старта.

ChatGPT: Конечно, вот 10 шагов по выбору франшизы:

1. Исследование рынка. Определите сектор рынка, который вас интересует, и изучите текущие тенденции, спрос и конкурентов в этой отрасли.

2. Анализ собственных интересов и навыков. Определите свои сильные стороны, интересы и навыки, которые могут соответствовать определенной франшизе.

3. Оценка финансовых возможностей. Определите свои финансовые возможности, включая доступные средства для инвестиций и поддержку на первое время.

4. Изучение франшизы. Проведите исследование франшизы, включая ее историю, успехи, условия соглашения и требования к инвесторам.

5. Контакт с текущими франчайзи. Общайтесь с текущими владельцами франшизы, чтобы получить информацию из первых рук о своем опыте работы с франшизой.

6. Анализ потенциала роста. Оцените потенциал роста бизнеса, включая возможности для открытия новых точек, развития бренда и увеличения прибыли.

7. Оценка поддержки франчайзера. Изучите уровень поддержки, обучения и маркетинговой помощи, которую предоставляет франчайзер своим партнерам.

8. Изучение юридических аспектов. Оцените все юридические аспекты соглашения о франшизе, включая условия, права и обязанности сторон.

9. Оценка конкурентной среды. Изучите конкурентную среду в выбранной отрасли и определите, как ваша франшиза может выделиться среди других игроков.

10. Принятие решения. Сравните все аспекты выбранных франшиз и примите обоснованное решение, учитывая свои цели, возможности и риски.

РБК Франшизы: Спасибо! Приведи, пожалуйста, конкретный пример успешной франшизы и оцени мои шансы как новичка присоединиться к этой компании в качестве франчайзи.

ChatGPT: Конечно, одним из примеров успешной франшизы является McDonald's. Эта компания имеет множество успешных франчайзи по всему миру и предлагает широкий ассортимент продуктов, сильный бренд и поддержку франчайзера. Однако для новичка присоединение к McDonald's может быть сложным из-за высоких требований к финансовым инвестициям, опыту в ресторанном бизнесе и местоположению. Обычно для старта требуется значительный капитал, а также опыт работы в ресторанном бизнесе и управлении персоналом. Возможно, стоит начать с более доступной франшизы, которая соответствует вашему опыту и финансовым возможностям. Старт с меньшего масштаба может дать вам ценный опыт и знания, которые в будущем помогут вам присоединиться к более крупным и успешным франшизам, таким как McDonald's.

К вопросу выбора франшизы ChatGPT подошел последовательно и разумно, а при конкретном запросе выдал реалистичный ответ, приведяMcDonald'sкак пример успешной франшизы. По данным за 2021 год, на которые и ориентировалась нейросеть, McDonald's занимал второе место в мире по числу франшизных ресторанов: по франчайзингу работали почти 37 тыс. заведений в 119 странах. Однако углубляться в детали и вести разговор дальше о конкретных компаниях — бессмысленно, поскольку ChatGPT не в курсе трендов рынка и, к примеру, ничего не знает об уходе McDonald's из России.

Вывод: ChatGPT может рассказать о базовых критериях выбора франшиз, которые мало меняются с течением времени. Ответы нейросети не заменят полноценной бизнес-консультации, но помогут сориентироваться в новой области, дадут направления для дальнейшего поиска информации.

Какую франшизу выбрать? Отвечает YandexGPT

Мы попросили YandexGPT дать несколько рекомендаций по выбору российских франшиз и прокомментировать свои решения.

РБК Франшизы: Привет! Ты — в роли опытного франчайзи, который давно в бизнесе. Дай свои рекомендации, какую франшизу лучше открывать в 2024 году и почему. Приведи три конкретных примера.

YandexGPT: В 2024 году рекомендуется открывать франшизы в следующих сферах:

  1. Маркетплейсы: одежда, обувь, детские товары и бытовая техника. Люди предпочитают делать покупки онлайн, экономя время и деньги.
  2. Медицина и здоровье: стоматологические клиники, коррекция зрения, эндокринология и подология. Люди готовы платить за качественные услуги и комфорт.
  3. Услуги для животных: зоосалоны, ветеринарные клиники, груминг-салоны. Домашние животные становятся членами семьи, и люди готовы тратить на них деньги.

Примеры успешных франшиз:

  1. Wildberries — маркетплейс одежды, обуви и аксессуаров.
  2. «Доктор рядом» — сеть стоматологических клиник.
  3. «Четыре лапы» — сеть зоосалонов и ветеринарных клиник.

Нейросеть хорошо аргументирует свой выбор, но ошибается в конкретике: сети стоматологических клиник «Доктор рядом», которая развивалась бы по франшизе, не существует.

РБК Франшизы: Ты — в роли опытного франчайзи, который давно в бизнесе. У тебя открыты несколько кофеен по франшизе, они успешны и прибыльны. Подскажи, какие топ-10 франшиз кофеен есть сейчас на российском рынке?

YandexGPT: Топ-10 франшиз кофеен в России в 2024 году:

  1. «Даблби»
  2. One Price Coffee
  3. Surf Coffee
  4. Coffee Way
  5. Jeffrey's Coffee
  6. Coffee Moose
  7. Cofix
  8. CoffeeLike
  9. DO.BRO
  10. Coffee way

Нейросеть почти не ошиблась: все эти кофейни действительно существуют, и все масштабируются по франшизе, но Coffee way она привела в пример дважды.

РБК Франшизы: Как ты считаешь, почему стоит открыть именно кофейню по франшизе? В чем преимущества старта в этой сфере? Приведи 4-5 аргументов.

YandexGPT: Вот четыре аргумента в пользу открытия кофейни по франшизе:

  1. Известный бренд: при открытии кофейни по франшизе вы получаете имя, которое уже знакомо потенциальным клиентам.
  2. Помощь с дизайн-проектом: франчайзер может предоставить готовый дизайн интерьера или помочь с разработкой собственного.
  3. Налаженные каналы поставки: управляющая компания берет на себя работу с поставщиками, обеспечивая стабильные поставки качественного сырья.
  4. Оборудование: франчайзер обычно предоставляет специальное оборудование для кофейни, часто на особых условиях.

Нейросеть не совсем верно поняла контекст: мы просили объяснить, почему выгодно будет открыть именно кофейню, а она рассказала, почему выгодно открывать именно франшизу. Но в любом случае ее ответ оказался адекватным.

Вывод: YandexGPT неплохо ориентируется на рынке франчайзинга и редко ошибается в конкретике (хотя и ее информацию надо перепроверять). Как все нейросети, она склонна к обтекаемым формулировкам, но чем больше контекста получает, тем менее расплывчатыми становятся ответы.

В финале эксперимента мы решили проверить творческие способности искусственного интеллекта и попросили YandexGPT дать советы предпринимателям, которые хотят создать франшизу. Вот что порекомендовала нейросеть:

  1. Превратите свой бизнес во франшизу, используя нестандартные подходы и инновационные идеи.
  2. Создайте уникальные стиль и атмосферу, которые станут визитной карточкой вашего бренда.
  3. Используйте юмор и самоиронию для привлечения внимания аудитории и создания позитивного имиджа.
  4. Организуйте мероприятия и мастер-классы, которые помогут вашим клиентам научиться чему-то новому и укрепить лояльность к вашему бренду.
  5. Сотрудничайте с известными личностями или блогерами, чтобы расширить аудиторию и повысить узнаваемость бизнеса.

Эксперимент показал, что нейросети могут оказаться полезны для предпринимателей на начальных этапах, когда в огромном потоке информации еще сложно ориентироваться. ChatGPT поможет с базовыми понятиями, а YandexGPT поделится конкретными названиями, компаниями, брендами. В случае с франчайзингом нейросеть — это быстрый бесплатный помощник с огромной базой знаний, который может вдохновить, подсказать и направить в нужную сторону.

О том, какие разновидности франшиз встречаются в России, вы можете узнать из этой статьи, а здесь — прочитать пошаговый гайд по созданию франшизы из действующего бизнеса. Кроме того, в помощь начинающему предпринимателю мы составили рейтинг самых перспективных направлений франчайзинга в 2024 году.

Поделиться
Авторы
Теги