Консолидация и нехватка ПВЗ: главные тренды e-com в 2024 году

Обновлено 23 мая, 11:33
KateV28 / Shutterstock.com
KateV28 / Shutterstock.com

48% россиян проводят в интернет-магазинах по 25 минут каждый день. Рынок e-com активно развивается — на маркетплейсах все еще не хватает селлеров, а в малых городах и населенных пунктах — ПВЗ

Согласно данным Mediascope, шопинг на маркетплейсах — один из самых популярных видов интернет-активности россиян. 78% россиян посещают сервисы интернет-коммерции хотя бы раз в месяц. Из них 48% делают это каждый день, уделяя e-com-площадкам около 25 минут ежедневно. Причем поисковые запросы становятся более разнообразными: в 2022 году этот показатель составлял 5,2 товарной категории на человека, а в 2023 году он вырос до 5,7 категории.

Так, самые популярные из них на маркетплейсах Wildberries и Ozon — «Одежда, обувь и аксессуары» и «Товары для дома». Только с 20 апреля по 20 мая в категории «Одежда» на Wildberries было продано почти 5 млн единиц товаров на общую сумму более ₽127 млрд. У Ozon показатели несколько меньше: селлеры продали 3,8 млн товаров, а выручка составила почти ₽7,5 млрд. Причем после ухода западных брендов, по данным СберМаркетинга и Avito, россияне на 55% чаще стали заказывать одежду отечественного производства.

Высоким спросом пользуются и продукты питания. В этой категории суточные продажи могут доходить до ₽400 млн в пиковые моменты, что связано с расширением ассортимента. Также спросом пользуются товары для детей, автотовары, электроника, косметика и парфюмерия.

В целом, по подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, в первом квартале 2024 года наибольшим спросом в интернете пользовались цифровая и бытовая техника (₽281 млрд), мебель и товары для дома (₽277 млрд), одежда и обувь (₽271 млрд), продукты питания (₽257 млрд) и товары для красоты и здоровья (₽142 млрд). При этом наибольший рост объемов продаж показали аптеки, товары для творчества, инструменты и садовая техника.

Рынок e-commerce продолжает показывать стабильный рост. В 2023 году его объем в рублях вырос на 44% и составил ₽7,8 трлн и 5,03 млрд заказов — их стало на 78% больше, чем в 2022-м. Вместе с этим, по подсчетам аналитиков Data Insight, в прошлом году на онлайн-продажи пришлось 19% от всего ретейла и 37% от рынка непродовольственного ретейла. Эксперты связывают рост рынка со стабилизацией экономической ситуации в стране и прогнозируют, что в 2024 году он составит 30%, а объем продаж достигнет ₽10,2 трлн.

Вместе с ростом рынка e-com продолжается его консолидация. В топе самых популярных площадок — Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», Aliexpress и «Мегамаркет», на которые приходится 80% всех продаж в сегменте интернет-торговли. При этом все площадки, кроме Aliexpress, в 2023-м смогли увеличить свои показатели в сравнении с предшествующим годом. Эксперты отмечают, что емкость рынка маркетплейсов остается огромной — сейчас суммарно на Wildberries и Ozon работают более 550 тыс. селлеров, а к концу года, по прогнозам, их число вырастет до 700 тыс.

Растет и количество пунктов выдачи заказов. По данным на конец марта 2024 года, у Ozon работало 50 тыс. ПВЗ, а у Wildberries — более 37 тыс. Хотя темпы открытия ПВЗ замедляются, в малых городах России и отдаленных населенных пунктах сохраняется высокий потенциал для открытия пунктов выдачи заказов. Об этом говорили эксперты на прошедшем в рамках Московской недели предпринимательства форуме по франчайзингу. Для компенсации дефицита маркетплейсы расширяют финансирование партнерских ПВЗ. О субсидиях на открытие партнерских ПВЗ РБК Франшизы писали ранее.

Читайте также: «Авито» бесплатно подключит к сервису доставки 1500 пунктов выдачи заказов.

Поделиться