Самая дешевая франшиза фастфуда: смотрим фильм про Chick-fil-A
Франшиза Chick-fil-A считается легендарной в сфере общепита. Но в России о ней мало знают, хотя по количеству точек сеть уступает только McDonalds и Starbucks. Чем еще славится эта франшиза? Смотрим документалку
Документальный фильм Chick-fil-A: A Chicken Empire рассказывает об удивительной истории успеха Сэмюэля Труэта Кэти и его ресторанов быстрого питания Chick-fil-A, которые специализируются на куриных сэндвичах. В России заведения Кэти малоизвестны, но в Америке Chick-fil-A — легендарная франчайзинговая сеть фастфуда, уступающая по количеству торговых точек только McDonalds и Starbucks.
В 2022 году, согласно индексу удовлетворенности клиентов, Chick-fil-A в восьмой раз подряд стала самой любимой сетью быстрого питания в стране. Также у нее самые высокие продажи в расчете на заведение среди всех крупных игроков фастфуда. Для сравнения: среднестатистический ресторан Chick-fil-A зарабатывает около $8,7 млн в год, в то время как годовой объем продаж одной точки McDonalds составляет около $4 млн. И это при том, что каждое заведение Chick-fil-A работает всего шесть дней в неделю и закрывается по воскресеньям, когда проходит воскресная служба.
А началось все в 1946 году с небольшого семейного ресторана Dwarf Grill в Джорджии, который братья Кэти открыли, имея в кармане всего $10 тыс. Многие тогда посчитали, что братья начинают бизнес в неудачное время, ведь только закончилась Вторая мировая война. Сэмюэль Кэти думал иначе: закусочная находилась напротив завода Ford Motor и аэропорта, поэтому должна была привлечь местных рабочих. Так и получилось: сотрудники компаний на протяжении долгих лет были постоянными гостями Dwarf Gril. Постепенно бизнес развивался, и в 1967 году Кэти открыл первый ресторан Chick-fil-A в торговом центре в Атланте. Главным блюдом стал куриный сэндвич, для которого Кэти сам создал уникальный рецепт — он до сих пор хранится в тайне даже от сотрудников сети.
Кэти выбрал медленный рост сети и открывал рестораны преимущественно в торговых центрах. Так выходило дешевле, а удачное расположение обеспечивало постоянный поток клиентов. Параллельно с этим открывались и новые рестораны по франшизе. Сейчас франчайзинговая модель ресторанов Кэти широко известна и считается одной из самых успешных. На это есть несколько причин.
Во-первых, франшиза Chick-fil-A стоит всего $10 тыс., что намного дешевле, чем у других крупных игроков рынка фастфуда. При этом франчайзер, а не франчайзи оплачивает покупку или аренду недвижимости, оборудования и инвентаря. Во-вторых, стать франчайзи Chick-fil-A намного сложнее, чем устроиться на работу в Google, а руководство сети сравнивает отбор с поступлением в Гарвардскую школу бизнеса.
Ежегодно из 8 тыс. потенциальных франчайзи компания одобряет не более 130 человек. Они должны успешно пройти все интервью и доказать, что готовы сами работать в ресторане, а не рассматривают франшизу как источник пассивного дохода. Такой подход практически полностью исключает недобросовестных партнеров, из-за которых сеть может понести убытки.
В документальном фильме о Chick-fil-A рассказывается не столько про сеть, сколько про ее создателя и трудности, через которые ему пришлось пройти на пути к успеху. По словам Кэти, главная особенность его ресторанов — внимание к посетителям и сервису. К примеру, буква A в названии означает, что рестораны используют мясо самого высшего качества, также они отказались от продуктов с трансжирами и других вредных добавок.
Сэмюэль Кэти был убежденным баптистом, что оказало огромное влияние на компанию: заведения закрыты по воскресеньям, на Рождество и на День благодарения. Кэти отмечал, что культура обслуживания Chick-fil-A заключается в том, чтобы относиться к каждому человеку с честью, достоинством и уважением, независимо от его убеждений, расы и вероисповедания.
Фильм состоит из интервью самого Кэти и членов его семьи, а также всех, кто приложил руку к Chick-fil-A. Это душевная и добрая история о том, как можно создать крупнейший бизнес при небольших вложениях, руководствуясь своими принципами и упорством.
О других знаменитых американских франшизах фастфуда вы можете узнать из документального фильма «Еда, которая построила Америку», которому посвящена отдельная статья. Тема франчайзинга поднимается и в игровом кино, например в фильмах «Основатель», «Джой», а также в сериале «Не сработало».
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.