Разрешенная еда: в России растет спрос на халяльные кафе и рестораны

Обновлено 04 июня, 12:55
ElevenStudio / Shutterstock
ElevenStudio / Shutterstock

Халяльные заведения становятся все более популярными в России — спрос на них за последние несколько лет удвоился. Развитие халяльных отелей и кафе поможет значительно расширить клиентскую аудиторию в сегменте HoReCa

Согласно данным исследования Томского государственного университета (ТГУ), проведенного при поддержке Росаккредитации, за последние несколько лет в России удвоилось число запросов на халяльные кафе: с 76 тыс. в 2019 году до 150 тыс. в 2023 году. Сейчас в стране проживает более 20 млн мусульман, поэтому спрос на продукцию и услуги халяль постоянно растет. Только за первый квартал 2024 года количество запросов на подобные заведения выросло больше чем в два раза — до 50 тыс. При этом число поисковых запросов с упоминанием «халяльного продукта» увеличилось за это время почти в пять раз. Для подсчета результатов аналитики с помощью искусственного интеллекта проанализировали почти 20 тыс. сообщений на 527 площадках — в онлайн-СМИ, социальных сетях, блогах и других источниках.

По словам аналитика лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ Полины Басиной, интерес к халяль-заведениям начал возрастать с 2020 года. «Этот год принес свои плоды для российской халяльной отрасли: как сообщали федеральные СМИ, Республика Татарстан в 2020 году увеличила экспорт халяль-продукции до $6,5 млн, это рост в 2,6 раза. Пик запросов со словом «халяль» приходится на 2023 год, что вызвано обсуждением сертификации услуг халяль», — пояснила она.

Увеличивается и спрос на халяльные отели и туры. Ими ежегодно интересуются около 9 тыс. человек. Халяльные отели предполагают наличие в каждом номере экземпляра Корана, направление на киблу, коврик для намаза, кувшин для омовения, а также раздельные для мужчин и женщин бассейны, спортзалы и СПА. В меню не должно быть запрещенных продуктов и алкоголя. На данный момент в России насчитывается 20 тыс. гостиниц, при этом только 13 из них соответствуют требованиям халяль. Такие отели есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи. На фоне роста спроса Роскачество начало сертифицировать отели и рестораны по стандарту Muslim Friendly: планируется, что в 2024 году в стране выдадут 100 сертификатов, основанных на стандартах стран, в которых система Muslim Friendly уже существует.

Как отмечают эксперты, развитие халяльного туризма поможет увеличить число иностранцев из мусульманских стран, которые выбирают Россию для путешествий и деловых поездок. Кроме того, важным драйвером рынка халяль является экспорт, а при получении соответствующего сертификата в «Роскачество-Халяль» продукция может автоматически получить знак «Сделано в России». В таком случае Российский экспортный центр предоставляет субсидию в размере 90% от стоимости сертификации продукции халяль в сертифицированных Роскачеством органах.

Поделиться