Дробление и наказание: почему ФНС преследует франшизы

Обновлено 31 июля, 15:00
GaudiLab / Shutterstock
GaudiLab / Shutterstock

ФНС нередко воспринимает франшизную модель как незаконное дробление бизнеса. Что нужно знать франчайзеру, чтобы не попасть под удар? Рассказывает налоговый юрист, управляющий партнер компании «Курсив» Мария Ильяшенко

С точки зрения налоговой службы франчайзинговая модель часто выглядит как типичное дробление бизнеса — фиктивная децентрализация компании с целью получения налоговых льгот. В законе на сегодняшний день нет соответствующего строгого термина, поэтому факт дробления определяется через сумму признаков. Некоторые из них — единый бренд, множество компаний в сети, налоговые льготы, централизованное управление — можно обнаружить у большинства франшиз. Бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева, выступая на ПМЭФ 5 июня 2024 года, заявила, что риск быть обвиненным в дроблении есть у каждого франчайзера. «Создана специальная рабочая группа при Уполномоченном по защите прав предпринимателей, ведутся консультации с налоговой, но проблема пока сохраняется», — прокомментировала ситуацию Татьяна Минеева.

Мария Ильяшенко
Мария Ильяшенко

При подозрении на незаконное дробление бизнеса ФНС лишает компании права на льготное налогообложение и доначисляет НДС и налог на прибыль организации (или НДФЛ, если в речь идет об ИП). Помимо этого, налоговики взимают пени — почти 38% годовых, а также штраф — до 40%. Согласно данным ФНС, озвученным на Всероссийском налоговом форуме в октябре 2023 года, за последние пять лет по делам о дроблении бизнеса суды постановили доначислить ₽506 млрд налогов. Еще столько же компании выплатили во внесудебном порядке, согласившись с результатами налоговых проверок.

В 2025 году может вступить в силу закон, предусматривающий амнистию по дроблению за 2022–2024 годы. Компании освободят от доначислений налогов, пени и штрафов, а также от уголовной ответственности при условии отказа от схемы в последующие периоды. Однако франчайзерам желательно в принципе избегать налоговых проверок, которые могут закончиться подобными обвинениями. Для этого нужно понимать, какое именно дробление считается незаконным, и выстраивать франшизу с учетом требований ФНС.

Дробление бизнеса: нюансы терминологии

Само по себе дробление бизнеса, то есть разделение компании на несколько юрлиц или ИП, закону не противоречит: предприниматель имеет право изменять структуру бизнеса по своему усмотрению. Незаконным дробление становится лишь тогда, когда оно приводит к злоупотреблению налоговыми льготами. В законодательстве термин «дробление бизнеса» вообще не зафиксирован, а ФНС, как правило, использует это словосочетание, подразумевая именно противозаконные схемы. Так, в письме № СА-4-7/15895@ от 11 августа 2017 г. говорится о «фактах получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса».

Как следует из того же письма № СА-4-7/15895@, «исчерпывающий или строго императивный перечень признаков, свидетельствующий… о формальности разделения (дробления) бизнеса, отсутствует <...> в каждом конкретном случае совокупность доказательств… будет зависеть от конкретных обстоятельств, установленных в отношении участников схемы и их взаимоотношений». Четкое толкование термина есть в новом законопроекте № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если законопроект будет принят, у налоговиков и предпринимателей появятся внятные ориентиры в вопросах дробления бизнеса.

Сегодня структурное определение незаконного дробления бизнеса можно сформулировать на основе постановлений Высшего арбитражного суда, определений Конституционного суда и пояснительных писем ФНС. Итак, незаконное дробление — это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными организациями или ИП, которые фактически контролируются одними и теми же лицами. Подобная схема направлена исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов за счет применения участниками специальных налоговых режимов.

Позиция налоговой службы

FotograFFF / Shutterstock
FotograFFF / Shutterstock

В письме № СА-4-7/15895@ ФНС выделяет 17 признаков незаконного дробления бизнеса. Налоговые юристы на основе анализа судебной практики сегодня насчитывают более 120 таких признаков, однако в целом их можно свести к трем основным:

1.Отсутствие деловой цели разделения

Цель подобной схемы — создать формальные условия для получения или сохранения налоговых льгот.

2.Взаимозависимость и единое управление

Компании открываются на собственника и его приближенных лиц (родственники, бывшие сотрудники), отчетность и платежи в интернет-банке проводит единая бухгалтерия.

3.Наличие единых ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), а также средств индивидуализации (бренд, сайт, система лояльности, стандарты обслуживания).

Каждый из этих признаков, взятых по отдельности, может быть абсолютно законным. Но в совокупности они свидетельствуют о том, что бизнес един, а разделение формально и направлено на уклонение от налогов.

Важно понимать, что налоговая не стоит на месте. Сегодня в обычную практику налоговиков вошли анализ сайтов налогоплательщиков (налоговики выявляют, что спорные компании позиционируют себя как единая группа, анализируют блок «сотрудники», «торговые точки»), СМИ, социальных сетей, ресурсов по поиску работы.

Франшизы в зоне риска

Суть франшизы — в масштабировании предпринимательского опыта и успешной бизнес-модели. Открывать несколько юрлиц (или ИП) может как франчайзер, повторяя свой успешный опыт, так и его франчайзи, копируя бизнес-модель. В итоге вся структура с точки зрения налоговиков очень сильно напоминает незаконное дробление.

Иногда под маской франшизы действительно выступает дробление бизнеса: в такой схеме нет независимых франчайзи, а есть просто группа компаний, принадлежащих единому собственнику и работающая под одним брендом. Характерный признак подобных псевдофраншиз — отсутствие паушального взноса и роялти (либо они не заявлены вовсе, либо прописаны в договоре, но не выплачиваются).

Из постановления АС ВВО от 31.03.2021 по делу №А11-2223/2017 «КСК-М»:

«Товарный знак SunPetrol, правообладателем которого является ООО «КСК-М», использовался также для оформления АЗС, принадлежащих трем ООО по договорам коммерческой концессии, которые ими в части оплаты не исполнялись, вознаграждение за использование товарного знака Обществу не выплачивалось».

Повышенные риски влечет за собой обратный франчайзинг, при котором все франшизные точки управляются из единого центра, а также классический франчайзинг — при условии, что франчайзер берет на себя бухгалтерский функционал.

Alexander Manzyuk / Shutterstock
Alexander Manzyuk / Shutterstock

Что делать честному франчайзеру

Статистика судебных споров по делам о дроблении бизнеса складывается не в пользу налогоплательщиков. Они побеждают всего в 12% дел. Еще приблизительно в 30% дел налогоплательщикам удается доказать недостоверность расчетов (но оспоренные суммы могут быть и совсем несущественными). При этом среднее по России доначисление в 2023 году составило более ₽60 млн на одну проверку.

Поскольку шансы доказать свою правоту в суде невелики, лучшая стратегия налогоплательщика — не создавать поводы для проверок ФНС. Для этого необходимо в первую очередь провести аудит бизнеса. Риски высоки, если все компании в группе:

  • открыты на одного владельца или его родственников,
  • открыты по одному адресу,
  • обслуживаются единой бухгалтерией,
  • обмениваются материальными и трудовыми ресурсами.

Взаимозависимость — главный признак дробления бизнеса. В большинстве судебных споров по дроблению ФНС ссылается на тот факт, что у компаний единый учредитель/руководитель. У налоговиков есть доступ к данным ЕГРЮЛ, ЗАГС и 2-НДФЛ, поэтому им не составляет труда понять, кому фактически принадлежит бизнес.

Из Постановления АС ЗСО от 25.12.2018 по делу №А27-27939/2017 «Цимус»:

«В отличие от подобных схем экономического взаимодействия по типу франшизы, официального дилерства и т. п., круг участников рассматриваемых правоотношений является закрытым и включает в себя только взаимозависимых лиц, отсутствует какой-либо легитимный механизм присоединения заинтересованных в сотрудничестве сторонних субъектов».

В российском законодательстве нет понятия «договор франчайзинга»: соответствующие отношения надежнее всего оформлять через договор коммерческой концессии (ДКК). Такой договор регистрируется в Роспатенте и подразумевает обязательное вознаграждение за передачу комплекса исключительных прав (как правило, в виде паушального взноса и/или роялти). Возмездная передача товарного знака и объектов интеллектуальной собственности — весомый аргумент в пользу законопослушной франшизы. Разумеется, если вознаграждение действительно выплачивается правообладателю.

Из Постановления АС МО от 05.02.2024 по делу №А40-51225/23 «Чоп-Чоп»:

«Материалы дела свидетельствуют, что за использование принадлежащего Обществу товарного знака иными контрагентами налогоплательщик получал значительные суммы ежегодного денежного вознаграждения (порядка ₽1,5 млн) на основании соответствующих договоров коммерческой концессии, в то время как от ООО «Чоп Чоп Москва» и ООО «Чоп Чоп Шоп» какое-либо вознаграждение за использование товарного знака Обществу не поступало, а оформленные с данными лицами договоры коммерческой концессии носят признаки недостоверности».

Photo Smoothies / Shutterstock
Photo Smoothies / Shutterstock

Суды воспринимают работу под единым брендом как один из признаков незаконного дробления, поэтому интерес налоговых органов к франшизам сохранится. Вопрос только в том, будет ли этот интерес выливаться в проверки и доначисления налогов. Если единый бренд — это единственный связующий фактор во франчайзинговой сети, то, скорее, нет. Если же, помимо независимых франшизных точек, в сети есть и те, которые созданы владельцем бренда (в том числе на родственников или бывших сотрудников), то рано или поздно ФНС инициирует проверку.

Франшиза — это хороший инструмент, который объясняет работу нескольких компаний под единым брендом. Но наличие франшизы не освобождает налогоплательщика от необходимости учитывать и иные критерии незаконного дробления бизнеса. Если группа компаний структурирована плохо, то франшиза не спасет от претензий налоговиков, а, наоборот, привлечет их внимание.

О том, как правильно упаковать бизнес во франшизу, мы рассказали в этой статье, а здесь и здесь подробно рассмотрели правовые аспекты франчайзинга.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическую и полезную информацию для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги