Франшизы в России: инвестиции, господдержка и тренды отрасли
РБК Франшизы организовали на ПМЭФ-2024 две дискуссии о франчайзинге. Эксперты обсудили социально ответственные франшизы, инвестиции в отрасль, меры господдержки и тренды развития отечественного рынка франшиз
На Петербургском международном экономическом форуме впервые за более чем десять лет прошли дискуссионные панели о франчайзинге: «Социально ответственные франшизы» и «Франчайзинг как инвестиция». Организаторы мероприятий — проект «РБК Франшизы» — собрали ведущих российских франчайзеров, экспертов рынка, представителей органов власти и общественных деятелей на ведущем экономическом форуме России, чтобы обсудить социальную роль франчайзинга, его влияние на экономику страны, государственные меры поддержки, а также инвестиции во франшизы как новый тренд. Модераторами панелей выступили председатель Профсоюза участников рынка франчайзинга Галина Радаева, соучредитель компании «Франчайзинг Интеллект» и цифровой платформы Scale IT Мария Кизима и основатель экосистемы FranchCamp и бренда Altairika Константин Урванцев.
Франчайзинг — драйвер экономики
Во вступительном слове Мария Кизима подчеркнула важность дискуссии о франчайзинге на крупнейшем деловом форуме России. По ее словам, если раньше во главе угла стояло получение дохода, то сейчас франчайзер — это не только предприниматель, это новатор, трендсеттер, стратег и лидер социально-экономических преобразований, а франчайзинг является двигателем социально-экономического развития страны.
Франчайзинг пронизывает все отрасли, влияет на экономику потребления и предложения, а также это мультипликатор налоговых отчислений, который позволяет через рост сети увеличивать объемы поступлений в бюджет.
«Рынок растет, поэтому мы подсвечиваем важность влияния франшизы на экономику страны. Помимо того что растет количество концепций, выпускаемых на рынок, увеличивается и число людей, которые на нем трудоустроены. Сейчас их уже более 1,3 млн человек. Это важная цифра, ведь во франшизе количество сотрудников как минимум раза в два-три больше, чем в обычном бизнесе. В этом также заключается социально ответственная роль франчайзинга», — отметила Галина Радаева.
Кроме того, франчайзинг делает бизнес более конкурентоспособным, потому что помогает маленьким предприятиям, объединенным франшизой, соперничать с крупными корпорациями. Это позволяет сочетать энергию и мобильность небольшой компании с маркетингом и технологической поддержкой известного бренда, что, в свою очередь, повышает качество услуг и обеспечивает внимание каждому клиенту. «Что еще очень важно, экономика должна быть инновационной, и франчайзинг в условиях рыночной конкуренции и глобализации — это эффективный метод быстрого распространения новых и передовых технологий», — подчеркнул Борис Нуралиев, основатель 1С, президент Российской ассоциации франчайзинга.
Франчайзинг помогает регионам
Франчайзинг способствует росту экономики регионов и позволяет транслировать социальные инновации в каждом субъекте страны. По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Татьяны Минеевой, регионы могут копировать успешные механизмы развития франчайзинга, которые уже реализованы в Москве или в других городах, тем самым развивая локальную предпринимательскую среду. Этому способствуют федеральные и региональные программы поддержки бизнеса.
Начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Антон Слободчиков рассказал, что власти региона с 2019 года активно поддерживают франчайзинг разными инструментами. «Один из них — это участие в выставках и больших отраслевых мероприятиях. В прошлом году мы привезли с коллективным стендом Алтайского края в Москву 15 региональных франшиз. Не знаю, кто больше из регионов представил их. Также мы оказываем в рамках центра «Мой бизнес» и в рамках национального проекта услуги по продвижению франшиз, предоставляем помощь в упаковке франшизы, в создании сайтов, роликов и т.д.», — рассказал Антон Слободчиков.
Предпринимательство также активно развивается за счет крупных e-com-компаний, которые используют франчайзинговую модель и открывают в регионах свои пункты выдачи заказов. Юлия Кукота, руководитель регионального направления ПВЗ Wildberries, рассказала, что недавно первый ПВЗ открылся на Курильских островах, и компания активно содействует таким инициативам, предлагая помощь в поиске востребованной локации.
«Сейчас мы уделяем большое внимание дальневосточному направлению, там строятся склады, логистические центры, там есть потребность в ПВЗ и потенциал для роста. Кроме того, мы постоянно дорабатываем и разрабатываем новые системы взаимодействия, а также дополнительные меры поддержки, глубоко анализируем рынок, локации и условия в разных регионах. Это помогает максимально качественно выстроить тариф, чтобы партнер мог открыть наш франшизный пункт в своем городе», — добавила Юлия Кукота.
Меры господдержки
Важной темой дискуссии о франчайзинге стали государственные меры поддержки отрасли и то, как их можно усилить или улучшить. Представители органов власти создают множество полезных инициатив, которым, однако, не хватает видимости, отметил Алексей Локонцев, основатель TOPGUN и Colizeum.
«Многим предпринимателям не хватает денег на залог, и они вынуждены покупать франшизы по более низкой цене и с менее устойчивой бизнес-моделью. Мое предложение по улучшению франчайзинговой отрасли — сделать льготные кредиты для ведущих, устойчивых франшиз, в которых франчайзеры будут становиться гарантами для своих франчайзи. Сейчас есть много мер поддержки, но бизнес о них попросту не знает, поэтому необходимо создавать эффективные инструменты информирования предпринимателей обо всех доступных льготах», — предложил он.
К примеру, информационную поддержку франчайзингу предоставляет «МСП Банк», который запустил новый сервис приобретения франшиз на цифровой платформе МСП. По словам Ивана Подберезняка, председателя правления АО «МСП Банк», на данный момент там значится 76 франшиз, причем предприниматель может увидеть и саму франшизу, и сколько она стоит, и какой объем инвестиций потребуется, и какой региональный охват. Также Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) совместно с профильным комитетом «Деловой России» ведет реестр надежных франшиз. Вместе с этим РАФ активно работает над организацией экспорта франшиз и международного взаимодействия франчайзеров. Этому будет способствовать подписанное недавно соглашение по созданию Евразийского совета по франчайзингу, в который вошли пять стран: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Узбекистан.
Важным событием форума также стало подписание соглашения о взаимодействии между «МСП Банком» и «ПСБ Инновации и Инвестиции». Компании будут сотрудничать по широкому кругу вопросов, в том числе касающихся франчайзинга.
Эксперты подчеркнули, что отрасль будет развиваться наиболее успешно при наличии конструктивного диалога между представителями органов власти и франчайзерами. «Есть проблема — это отсутствие единой и однозначной законодательной базы, — сообщила Татьяна Минеева. — Давайте вместе обсуждать и предлагать законодателям то, что необходимо франчайзингу. Рынок вырос на 60%, поэтому мы не можем не приводить законодательство в соответствие». Галина Радаева, в свою очередь, отметила, что рынок может сам себя регулировать, однако для этого нужно создать направляющие элементы, стандарты, которые помогут компаниям быть более качественными.
Обсуждение франчайзинга в рамках ПМЭФ поможет решить проблемы стандартизации и нормативной регуляции франчайзингового рынка в России. В частности, Виктор Ляшевский, международный эксперт по франчайзингу, считает, что на данном этапе необходима корректировка Налогового кодекса. Он подчеркнул, что многие франчайзеры испытывают проблемы из-за того, что налоговая интерпретирует франшизу как незаконное дробление бизнеса.
Есть проблемы и на рынке труда, которые стали последствием небывалого кадрового голода, зафиксированного в последние годы. К примеру, не хватает врачей системной медицины. «Медицинские вузы делают только первые шаги к организации обучения по данной специальности. Поэтому в этом вопросе необходима помощь государства для привлечения внимания к подготовке медицинских кадров в области системной медицины», — пояснила Татьяна Талашкина, основатель GMT clinic.
Президент Вятской торгово-промышленной палаты Андрей Усенко акцентировал внимание на том, что вектор господдержки в 2024 году несколько изменился. «Если раньше Минэк ставил задачу вырастить как можно больше предпринимателей, то сейчас в приоритете — продолжительность деятельности. Государство будет поддерживать бизнес, который уже сумел закрепиться на рынке. И в этом смысле франчайзинг зарекомендовал себя как инструмент, позволяющий гарантированно увеличить выживаемость предприятий», — заявил эксперт.
Деньги есть
В рамках панельной дискуссии «Франчайзинг как инвестиция» спикеры подняли тему активных и пассивных инвестиций. Согласно подсчетам Агентства по страхованию вкладов (АСВ), по состоянию на 1 апреля 2024 года на банковских счетах физических лиц (за исключением счетов ИП и эскроу-счетов) находилось ₽46,6 трлн. Как подчеркнул модератор дискуссии, основатель экосистемы FranchCamp Константин Урванцев, часть этих средств вкладчики могли бы инвестировать во франшизы. «Франчайзинг — это ракета для МСП, а топливом для нее служат деньги инвесторов. Если люди перестанут хранить сбережения на счетах или под подушкой, а вложат их в бизнес, от этого выиграют все. Инвестор получит больший доход, а франшизы — импульс к развитию», — заявил он.
Кроме того, доходы от франшиз значительно превышают проценты от самых выгодных банковских вкладов. Директор по продукту компании «Кухонный Двор» Карина Гудова, рассказала, что окупаемость их франшизы в 85% случаев наступает через 9-12 месяцев, со второго года франчайзи с высокой вовлеченностью в бизнес выходят на 120% годовых. В среднем стабильные франшизы, по словам Константина Урванцева, приносят инвесторам 20-30% годовых.
«Держать деньги во вкладах — более рискованно, нежели инвестировать во франшизный проект: на фоне инфляции банковские вклады могут значительно потерять в доходности. В свою очередь, франшизы дают инвесторам возможность самостоятельно влиять на прибыль, увеличивая ее по мере развития бизнеса», — пояснила Карина Гудова.
Александр Попов, генеральный директор сервиса квартирных решений «Самолет Плюс», подчеркнул преимущество франчайзинговых инвестиций, потому что франшиза уже на входе дает ресурсы. Это касается технологий, регламентов, аналитики, клиентской базы, пула проверенных подрядчиков, которые при самостоятельном запуске пришлось бы накапливать годами.
Франшиза как инструмент инвестиций
Инвестиции во франчайзинг имеют три ключевых преимущества: это минимальные риски, высокая прибыльность и доступность для инвесторов с различными финансовыми возможностями. Проверенная бизнес-модель и прозрачность всех процессов делают франшизу безопасной для инвесторов в любых экономических условиях. «Мы позиционируем франшизу как некую гарантированную инвестицию. Партнер получает отлаженный бизнес под ключ, а также нашу экспертную поддержку, основанную на 30-летнем опыте. Кроме того, структура ювелирного бизнеса на 90% состоит из ювелирного металла, который также является биржевым товаром. Его стоимость растет, поэтому его можно продать по выгодной цене и защитить свой капитал», — заявил гендиректор сети ювелирных магазинов SOKOLOV Николай Поляков.
Стартовые вложения на рынке франшиз колеблются от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Так, Александр Попов назвал сумму в ₽1,5 млн, Карина Гудова — ₽3,5 млн, а руководитель проекта «Франчайзинг» ГК «МЕДСИ» Дмитрий Баранов — ₽30 млн.
«Мы очень внимательно подходим к отбору партнеров, ведь медицинский бизнес — сфера, которая требует повышенной ответственности. Очень важно, как партнер-франчайзер выстроит модель управления и контроль работы, потому что медицине нужна вовлеченность», — добавил Дмитрий Баранов.
При этом, по мнению Нины Семиной, основательницы каталога franshiza.ru, сейчас государственная поддержка в первую очередь требуется предпринимателям, которые покупают франшизы со стартовыми инвестициями от ₽3 млн до ₽10 млн. «Франшизы средней ценовой категории преобладают на российском рынке, но именно в этом сегменте мы наблюдаем спад интереса со стороны инвесторов. В подобные франшизы люди, как правило, вкладывают не только свои, но и заемные средства, так что государственные займы и поручительства позволили бы выровнять динамику спроса», — подчеркнула Нина Семина.
Она добавила, что 64% инвесторов выбирают франшизы с порогом вхождения до ₽1 млн, 21% — ₽1-3 млн, 8% — ₽3-10 млн, и 7% инвесторов готовы вкладывать свыше ₽10 млн. Наиболее дорогие франшизы обычно рассчитаны на квалифицированных инвесторов с опытом ведения бизнеса в выбранной нише.
Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, российские франшизы востребованы по всему миру. Основатель и управляющий партнер компании TopFranchise.ru Василь Газизулин среди самых перспективных направлений выделил Китай, Ближний Восток и Африку.
«Сейчас нужно инвестировать во франчайзинг, потому что рентабельность бизнеса в нашей стране одна из самых высоких в мире. У нас действительно низкие налоговые ставки, у нас не завышена стоимость рабочей силы, как в западных странах. Поэтому для предпринимателей открыты большие возможности. Россия на данный момент — одно из немногих мест в мире, где идет такой активный рост предпринимательского сектора», — заявил Василь Газизулин.
Он добавил, что франчайзинг поможет людям найти применение своим знаниям и навыкам в случае выхода на пенсию или потери работы. Помимо этого, франчайзинг учит предпринимательству намного эффективнее, чем любой университет.
30 лет франчайзингу в России
Рынок франчайзинга стал предметом обсуждения в рамках ПМЭФ в юбилейный для отрасли год: 30 лет назад в России появилась первая франшиза Владимира Довганя «Дока-пицца». И эта инициатива проекта «РБК Франшизы» — одна из нескольких, цель которых — объединить игроков рынка, придать отрасли новый импульс и укрепить диалог между бизнесом и государством.
«Первый раз я выступал на ПМЭФ в 2011 году, и тогда мы тоже обсуждали франчайзинг. Это стало важным этапом развития законодательства по франчайзингу, потому что буквально за полтора года нам удалось изменить договор коммерческой концессии. Это также привело к новым инициативам и важным для отрасли решениям,— сказал Борис Нуралиев. — Франчайзинг — крайне перспективный рынок, он быстро растет. Цифры говорят сами за себя: если в 2011 году Роспатент регистрировал чуть больше тысячи договоров, то в 2023 году их количество превысило 9 тыс. Дискуссии о франчайзинге в рамках ПМЭФ очень полезны для построения конструктивного диалога с государством и обсуждения мер поддержки, которые нужны бизнесу».
Камета Сабирова, генеральный продюсер РБК Франшизы:
«Франшизы на ПМЭФ — это первая из наших знаковых инициатив. Уже сейчас готовится к выпуску Антология российской франшизы — большой труд, который объединит уникальный опыт развития франчайзинговой индустрии в России, а также покажет перспективу развития отрасли и ее влияние на экономику страны. Другим не менее важным событием станет премия российского франчайзинга, которой мы отметим выдающиеся достижения отечественных брендов, развивающихся по франшизе. И особое внимание уделим потенциалу региональных франшиз. Присоединяйтесь к РБК Франшизам — и давайте менять рынок франчайзинга вместе!»