Семья в приоритете: Ozon составил портрет владельцев и сотрудников ПВЗ
Для каждого второго владельца ПВЗ Ozon пункт выдачи — единственный бизнес и основной источник дохода семьи. При этом 86% владельцев пунктов выдачи имеют детей, 72% из них замужем или женаты
Ozon провел исследование среди более 15 тыс. владельцев, менеджеров и сотрудников пунктов выдачи заказов. Оно показало, что чаще всего владельцы ПВЗ — люди от 31 до 45 лет, которые имеют высшее образование и состоят в браке. Причем почти для половины предпринимателей это единственный бизнес и основной источник дохода. Подавляющее большинство, более 86% респондентов, имеют одного или двух детей, и каждый пятый владелец и менеджер ПВЗ считает семью главной ценностью в жизни.
Никита Шурпа, руководитель департамента развития последней мили Ozon, отметил, что интерес к открытию ПВЗ именно среди семейных людей можно объяснить бизнес-моделью, которую предлагает маркетплейс. «Компания поощряет открытие ПВЗ рядом с домом, чтобы владельцы точек могли не тратить время на поездки до работы и обратно. Жители малых населенных пунктов и сел могут открывать пункты выдачи прямо в своих домах. По итогу первого квартала 2024 года количество таких «домашних пунктов» выдачи выросло в шесть раз, их уже несколько тысяч по всей стране», — рассказал эксперт.
Среди менеджеров ПВЗ более половины управляют 2-3 пунктами выдачи, их средний возраст колеблется от 31 до 45 лет, 53% из них женаты или замужем, 43% также имеют одного или двух детей. Среди сотрудников 86% назвали пункт выдачи основной работой. Треть из них — молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет, при этом более 16% сотрудников совмещают работу с учебой в колледжах и университетах. Помимо этого, у них остается время на саморазвитие (ценность, важная для 15% сотрудников) и на хобби: чтение книг, просмотр кино и сериалов и компьютерные игры.
Никита Шурпа подчеркнул, что число ПВЗ по России растет во многом за счет открытия пунктов в малых городах с численностью населения до 10 тыс. человек. Так, по сравнению с 2023 годом, их количество увеличилось почти на 9 тыс. точек и составило более 13 тыс. Вместе с этим количество предпринимателей-партнеров выросло более чем на 4 тыс. человек — до 7,5 тыс. Поддерживает предпринимателей программа «домашних пунктов», позволяющая владельцам ПВЗ получить повышенный процент от оборота точки.