Сильные и слабые стороны: какие есть типы франчайзи и чем они отличаются
Большинство франчайзеров хотят, чтобы франчайзи разделяли их интересы и ценности. Как не ошибиться при выборе партнера? Вместе с экспертами мы составили психологическую типологию, которая поможет оценить потенциальных франчайзи
По данным Franshiza.ru, в 2023 году число франшиз в России увеличилось на 6%, а количество людей, занятых во франчайзинге, — на 12%. В целом спрос на франшизы, как подсчитали в «Авито», вырос на 16%.
По мере того как франчайзинг становится более популярным, растут и требования к покупателям франшиз. Чтобы построить успешное партнерство, франчайзеру необходимо хорошо понимать своего франчайзи: это поможет сделать более осознанный выбор и минимизировать риски. Самому франчайзи также важно учитывать свои сильные и слабые стороны при построении бизнеса.
«Нужно отдавать себе отчет в том, какую роль в бизнесе франчайзи готов взять на себя. Задача представителей франшизы — еще на этапе собеседования с потенциальным франчайзи определить его тип предпринимателя, чтобы совместно составить эффективную стратегию», — отметила Юнона Фураева, директор по развитию международной сети студий маникюра MOHITÕ.
РБК Франшизы попросили экспертов проанализировать различные поведенческие стратегии предпринимателей и на основе этих данных выделили несколько наиболее распространенных типов франчайзи.
Инвесторы
Такой тип франчайзи ориентирован на финансовые показатели, возврат инвестиций и минимизацию рисков. Инвестор готов к большим вложениям, если уверен, что они принесут прибыль, и выбирает проекты с проверенной бизнес-моделью, высокой рентабельностью и стабильным доходом. По словам психолога-психотерапевта Дмитрия Евстигнеева, такой франчайзи обладает аналитическим складом ума, стремится к контролю и предсказуемости.
Инвесторы склонны тщательно изучать тренды, рынок и финансовую отчетность компании, при этом часто нанимают управляющего, поэтому менее вовлечены в деятельность бизнеса. При выборе франшизы они ориентируются не на ее тематику, а на востребованность и экономические показатели, хотят, чтобы и управляющий, и сотрудники максимально эффективно справлялись с работой и следовали всем стандартам и регламентам. Такие предприниматели рассматривают франшизу как финансовый инструмент, поэтому франчайзерам следует заранее рассказать о возможных трудностях, с которым уже сталкиваются действующие франчайзи.
Юнона Фураева, директор по развитию международной сети студий маникюра
«Для предпринимателя-инвестора самое важное на этапе выбора франшизы — посчитать рентабельность покупки. Ему необходимо изучить финансовую модель, рынок и понять, подходят ли компания и ниша под его цели. Также инвестору нужно найти грамотных людей, которые смогут работать качественно и автономно. Последнее для инвестора — едва ли не важнее, чем для остальных типов предпринимателей. Поскольку инвестор покупает франшизу в качестве источника пассивного дохода, перед ним нет цели быть активно включенным в бизнес. При не самом качественном подборе сотрудников предпринимателю придется часто погружаться в рутинные процессы и перепроверять за подчиненными».
Отсутствующие
Этот тип схож с инвесторами, но есть и некоторые отличия. Покупая франшизу, отсутствующие ожидают от нее пассивного дохода, часто не готовы разбираться в бизнес-процессах, могут не вникать в экономику компании и не планируют активно участвовать в ее управлении и ежедневной рутине. Они нередко сохраняют постоянную работу и рассчитывают, что франшиза будет приносить доход за счет управляющего.
«Такие люди ценят комфорт, делегирование ответственности и менее склонны к риску. Поэтому им подходят франшизы с сильной поддержкой от франчайзера и устоявшейся системой управления. При этом важно тщательно выбирать управляющих и контролировать ключевые показатели бизнеса», — полагает Дмитрий Евстигнеев.
Как подчеркивает медицинский психолог, основатель нейропсихологического центра «Мозговичок» Наталья Фромм, не стоит надеяться, что бизнес будет работать сам по себе, даже если дело касается франчайзинга. В этом смысле отсутствующие и отличаются от инвесторов: последние понимают, по каким принципам работает бизнес, склонны анализировать и следят за показателями компании. «Руководство должно быть активным и качественным, а если этого нет, то надеяться на пассивный доход или возврат вложений бессмысленно», — добавила эксперт.
Действующие предприниматели
Представители этого типа франчайзи уже имеют опыт ведения бизнеса и ищут новые возможности для расширения и диверсификации бизнес-портфеля. Действующие предприниматели обладают навыками управления компанией, часто способны совмещать несколько функций и заниматься в том числе маркетингом и финансами. Они понимают специфику бизнеса и франчайзинга. Если таким предпринимателям интересна компания, они готовы погружаться в ее повседневную деятельность для улучшения результатов.
«Действующие бизнесмены предприимчивы, уверены в себе, стремятся к росту и развитию, — рассказывает Дмитрий Евстигнеев. — Им лучше всего подходят франшизы, которые легко интегрируются в текущий бизнес и в которых можно эффективно применить накопленный опыт. Это могут быть дополнительные услуги или смежные отрасли. Важно, чтобы новая франшиза органично вписывалась в уже существующую бизнес-структуру».
Кроме того, для действующих предпринимателей важно обучение, постоянное развитие и сообщество единомышленников, а также качественное сопровождение франчайзера, если франшиза запускается в новом для них сегменте.
Энтузиасты
При выборе франшизы энтузиасты руководствуются своими личными предпочтениями, нередко хотят превратить хобби в бизнес, поэтому экономические показатели и прибыль их интересуют в меньшей степени. Они глубоко увлечены делом, которым занимаются, любят творчество и новаторство, им важно, чтобы компания и ее руководитель были близки по духу и ценностям.
«Энтузиасты отличаются высоким уровнем вовлеченности и энергии, но могут недооценивать сложности бизнеса. Важно разделять увлеченность и рациональное планирование. Таким людям подходят франшизы, связанные с их страстью или хобби, например фитнес-клубы, кофейни или креативные студии. Важно, чтобы франчайзер обеспечивал пространство для творческой реализации и поддерживал энтузиазм франчайзи», — подчеркивает Дмитрий Евстигнеев.
Проблемы здесь могут возникнуть, если франчайзер и франчайзи начинают расходиться в своем видении развития бизнеса. «Если, к примеру, энтузиаст не до конца согласен с ценностями компании, не видит в основателе достаточный пример для подражания, он может уйти в категорию отсутствующих, то есть потерять интерес к развитию франшизы», — комментирует Юнона Фураева.
Опытные менеджеры
Эффективные менеджеры имеют управленческие навыки, умеют конструктивно взаимодействовать с сотрудниками и стремятся улучшить операционные процессы франшизы. Часто это люди, которые работали на высоких должностях, имеют внушительный корпоративный опыт и хотят применить полученные знания в собственном бизнесе. Менеджеры ориентированы на результат, обладают лидерскими качествами, хорошо понимают структуру бизнеса, умеют мотивировать команду и оптимизировать бизнес-процессы. По мнению Дмитрия Евстигнеева, им подходят франшизы, требующие активного управления, например производственные предприятия или логистические компании. Важно, чтобы франчайзер был открыт к диалогу и готов к внедрению инноваций.
Эффективные менеджеры отличаются профессионализмом, стараются оптимизировать и автоматизировать работу компании. При выборе франшизы они будут задавать много вопросов и детально разбираться в финансовой модели. К недостаткам таких франчайзи можно отнести склонность к чрезмерному контролю.
«Предпринимательская жилка видна в человеке сразу. При отборе партнера-франчайзи компании оценивают личностные и профессиональные качества, а также внутреннюю мотивацию. Но самое главное — будущий партнер должен совпадать по духу с ценностями и миссией бренда. В этом случае сотрудничество будет плодотворным и точно продлится не один год», — резюмирует Александр Назаров, руководитель направления франчайзинга сети ресторанов MYBOX.
Какой тип наиболее эффективен
По словам Натальи Фромм, самыми успешными будут менеджеры, но не просто менеджеры среднего звена, а именно хорошие управленцы, которые умеют руководить людьми и налаживать бизнес-процессы. При этом энтузиастов и действующих предпринимателей по эффективности можно отнести к средней категории. Если человек слишком увлечен своими идеями, он может игнорировать финансовые показатели франшизы и рекомендации франчайзера, а чрезмерная склонность к оптимизации способна тормозить рост проекта.
Артур Зарипов, сооснователь сети клиник инфузионной терапии Biorise
«Новичкам можно порекомендовать франшизы с подробными инструкциями и поддержкой, например кафе или небольшие розничные магазины. Для серийных предпринимателей интересны более сложные и крупные франшизы, такие как гостиничные сети или рестораны. Инвесторам подходят бизнесы с пассивным доходом и минимальным участием, скажем автомойки или вендинговые аппараты. А для энтузиастов интерес представляют франшизы, соответствующие их увлечениям, например спортивные клубы или мастерские».
Чтобы удачно подобрать франшизу, предпринимателю важно учитывать свои сильные стороны и зоны роста. В любом случае рекомендуется тщательно анализировать риски и пути их минимизации, а также иметь финансовую подушку безопасности.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.