Пицца из хижины: феномен успеха франшизы Pizza Hut
Pizza Hut — глобальная сеть пиццерий, которая представлена в 100 странах мира. В 2023 году действовало 18,5 тыс. ресторанов, и 99% из них были открыты по франшизе. А началось все с ветхой хижины в Канзасе, где два студента продавали пиццу
История Pizza Hut началась в Канзасе, США, в 1958 году. Братья-студенты Дэн и Фрэнк Карни хотели открыть бизнес, но собственных денег у них было немного. Они взяли в долг у мамы $600, арендовали старую, похожую на хижину постройку с красной крышей и открыли пиццерию. Заведение вмещало всего 25 посетителей. На вывеске хватало места только на восемь букв: так появилось название Pizza Hut (от англ. — «хижина»). В день открытия, 15 июня 1958 года, пиццу раздавали бесплатно.
Сложно сказать, почему Карни захотели открыть именно пиццерию. Пицца, завезенная в штаты итальянскими эмигрантами, считалась едой для бедняков, до сегодняшнего имиджа ей было далеко. Немного изменив классический итальянский рецепт, братья Карни подарили этому блюду вторую жизнь: они стали выпекать пиццу на дрожжевом, а не на пресном тесте, класть много начинки и добавлять томатный соус. Такой пиццей можно было плотно пообедать, поделиться с семьей или друзьями.
На фоне бэби-бума, захлестнувшего Америку в 1950-е годы, резко вырос спрос на заведения семейного формата. Семьи, живущие в пригородах, искали варианты отдыха с детьми недалеко от дома, и основатели Pizza Hut решили сосредоточиться на этой аудитории. Уже к концу 1958 года в Канзасе работало пять ресторанов, рассчитанных в первую очередь на семейную публику.
На протяжении 1960-х братья Карни открыли пиццерии по всей стране. Наряду с заведениями для семейных обедов, в сети появились придорожные кафе, ставшие особенно популярными среди молодых путешественников. Оригинальный дизайн и фирменная пицца сделали Pizza Hut не менее узнаваемыми в США, чем McDonald's. Конкуренты, вдохновленные успехом братьев Карни, ориентировались на их пиццу как на эталон, появились запросы на покупку франшизы.
Первая в мире франшиза пиццы
Путь от создания бренда до запуска франшизы в случае с Pizza Hut оказался очень коротким: уже спустя год после открытия братья Карни решили масштабировать бизнес по франчайзингу. Дэн Карни сам разработал франшизное соглашение, по которому партнеру передавались согласованная рецептура, технологии приготовления и стандарты обслуживания гостей. В 1959 году в Канзасе открылась первая франшизная точка, а через 10 лет в США и Канаде, Мексике и Австралии работали 310 франшизных ресторанов.
Братья мечтали о том, чтобы все франшизные точки имели похожий дизайн. Для этого они привлекли к работе знакомого им по колледжу архитектора Ричарда Берка. Карни предложили ему сдельную оплату: $100 за каждую партнерскую точку, построенную по его проекту. Берк, вдохновившись образом хижины, создал проект здания с необычной красной крышей: он прославил архитектора и принес ему сотни тысяч долларов. К 1988 году в США было уже 6 тыс. заведений с узнаваемым дизайном.
Именно Pizza Hut впервые внедрила в меню и популяризировала один из самых востребованных форматов пиццы, который стал частью американской культуры, — пиццу на сковороде, или пиццу-пан. Пицца-пан выпекается в глубокой сковороде на толстом тесте, ее фирменное отличие — большое количество сыра, который растягивается нитями, когда кусочек поднимают со сковороды.
В 1971 году Pizza Hut вышла в лидеры среди пиццерий по объему продаж и количеству точек в США. К этому моменту в сети было около 1 тыс. ресторанов. На 1970-е пришлась международная экспансия бренда: «хижины с красной крышей» появились в Австралии, Англии и Японии. Быстро растущая сеть привлекла внимание крупных рыночных игроков, готовых инвестировать в ресторанный сектор.
В 1977 году корпорация PepciCo купила Pizza Hut за $300 млн, и к концу 1980-х число ресторанов увеличилось до 4 тыс. Через 20 лет, в 1997 году, PepsiCo выделила ресторанные сети, которыми владела (KFC, Pizza Hut и Taco Bell), в отдельную компанию Tricon Global Restaurants, Inc. В 2002 году Tricon Global Restaurants изменила название на Yum! Brands.
После передачи бренда PepsiCo пути братьев разошлись. В 1994 году Фрэнк Карни стал франчайзи конкурирующей сети Papa Johns. Это событие было обыграно в рекламной кампании: в одном из роликов Фрэнк в фирменном фартуке Papa Johns приходит на собрание акционеров Pizza Hut и говорит: «Извините, ребята, я нашел пиццу получше».
С 1985 года Pizza Hut ввела доставку пиццы на дом и продажу пиццы по одному кусочку. В 1994-м пиццерия первой в мире внедрила систему онлайн-заказа. К 1990 году прибыль компании достигла $4 млрд. По всему миру за год было продано 1340 млн пицц. Тогда же Pizza Hut открыла рестораны на территории СССР — в Москве, на Тверской улице и на Кутузовском проспекте — и стала первой пиццерией в Советском Союзе.
В 2017 году британская компания Richtopia включила бренд в список 200 самых влиятельных в мире под номером 24. Долгое время Pizza Hut была мировым лидером индустрии пиццы, пока в 2017-м ее впервые в истории не обогнала сеть Domino's Pizza.
Неповторимое меню и реклама в космосе
Главный принцип Pizza Hut — сделать клиента счастливым в компании близких. Компания стремится к тому, чтобы клиент чувствовал себя как дома. У Pizza Hut есть три формата торговых точек: полноразмерный ресторан, корнер Pizza Hut Express и пункт доставки.
В ресторане посетителей ждет обширное меню из пиццы, пасты, блюд из курицы, большой выбор напитков и даже шведский стол. Pizza Hut Express — упрощенная версия с ограниченным меню. Такие заведения открываются в аэропортах и торговых центрах, часто по соседству с другими марками Yum! Brans, например с KFC. Пункт доставки — точка в формате dark kitchen, в которой отсутствует зал.
В Pizza Hut часто проводят различные акции для привлечения клиентов: «1+1», праздничные офферы, эксклюзивные цены на новые позиции в меню. В 1990-х по числу экспериментов с пиццей компании не было равных. Pizza Hut изобрела пиццу-чизбургер, квадратную пиццу «Бигфут», 120 на 60 см, которая в 1993 году подняла бренду продажи до $5,7 млрд, пиццу с сыром внутри бортиков и «Большой Нью-йоркер» с кусками огромного размера. Новинки появлялись в меню примерно каждые два месяца.
Инновационные форматы пиццы создаются по сей день: в двухтысячные Pizza Hut презентовала линейку Skinny Pizza — низкокалорийную пиццу из цельнозерновой муки, пиццу для вегетарианцев, пиццу-сэндвич, которую удобно брать с собой, и множество других новинок.
Pizza Hut всегда активно включалась в информационные поводы и привлекала внимание к бренду за счет коллабораций с известными людьми и компаниями. К примеру, в 2001 году Pizza Hut доставила специально приготовленную пиццу в космос на Международную космическую станцию.
В 2016 году компания установила мировой рекорд по доставке пиццы на самую большую высоту — на вершину Килиманджаро. Это событие, попавшее в Книгу рекордов Гиннесса, было приурочено к открытию франшизы ресторана в Танзании. В 2012 году Pizza Hut выпустила лимитированную партию духов Eau de Pizza Hut с ароматом свежевыпеченного теста. В разное время сеть рекламировали Ринго Старр, Дональд Трамп, группа Monkees и Михаил Горбачев.
Pizza Hut в разных странах
Индия
Pizza Hut появилась в Индии в 1997 году и стала первой международной франшизой общепита, открывшейся в этой стране. По состоянию на 31 марта 2024 года под вывеской Pizza Hut действуют более 580 заведений.
Индийское меню сильно отличается от европейского: в индийских ресторанах можно заказать пиццу с традиционным сыром панир, курицей махани, а также пиццу тандури, тесто для которой выпекается в глиняной печи.
ОАЭ
Первая Pizza Hut открылась в 1989 году в Абу-Даби, а в 2019-м в Эмиратах работали уже 122 ресторана. На сегодняшний день это самая большая сеть пиццерий в стране. Из региональных особенностей меню можно выделить пиццу со средиземноморскими креветками и пиццу с куриной швармой.
Россия
Бренд пришел в Россию в 1990 году, когда о франчайзинге в стране еще никто не знал, поэтому концепция российских точек была не такой, как во всем мире. Ресторан на Тверской открыли совместно с государственным предприятием «Мосресторансервис», которому по договору принадлежал 51% бизнеса.
В 1998 году московские заведения Pizza Hut неожиданно прекратили работу: по одной из версий — из-за кризиса, по другой — из-за действий партнеров, которые вызвали вопросы у американской стороны. При этом рестораны в Петербурге, открытые в 1995 году, продолжали работать.
Сеть несколько раз приходила и уходила с российского рынка, открывалась под разными названиями, к 2022 году в РФ работали 70 ресторанов. В 2022 году Pizza Hut приостановила продажу франшиз российским партнерам, а действующие точки сменили бренд на «ПиццаН». В русском меню, в отличие от других, есть римская пицца, роллы и картошка мак-энд-чиз.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.