Спрос выше предложения: в России не хватает объектов медицинского туризма

Обновлено 17 июля, 12:12
Фото: SFROLOV / Shutterstock
Фото: SFROLOV / Shutterstock

После пандемии коронавируса в России растет интерес к медицинскому туризму. При этом предложения в оздоровительной сфере не покрывают спрос. Исправить ситуацию можно, в том числе за счет медицинских франшиз

В России растет спрос на медицинский туризм. Так, согласно данным исследовательской компании OMI, 18% россиян стараются каждую поездку в отпуск совместить с заботой о здоровье. При этом 25% опрошенных считают, что медицинский туризм будет для них привлекательным и актуальным в будущем. Во многом стимулом к увеличению спроса на оздоровительные услуги стала пандемия коронавируса, а на фоне санкций, сложностей с получением виз и авиаперелетами россияне стали искать альтернативы европейским курортам внутри страны. Интерес к оздоровительному туризму стимулирует и то, что в России растет внутренний туристический поток: за 2023 год он увеличился на 20% и составил рекордные 78 млн поездок, а к 2030 году этот показатель вырастет еще вдвое.

Отечественные санатории и оздоровительные курорты популярны не только среди россиян, но и среди иностранных туристов. По статистике, зарубежные пациенты чаще всего обращаются за офтальмологическими услугами. Спрос также есть на профилактические комплексные осмотры (check-up), акушерство и гинекологию, а также на высокотехнологичную медицину — нейрохирургию, кардиохирургию, травматологию и ортопедию. Основной поток пациентов идет из стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока, при этом 80% приходится на граждан Средней Азии. Во многом это обусловлено хорошим транспортным сообщением между странами и отсутствием языковых барьеров. Всего в 2023 году в рамках медицинского туризма Россию посетили 16,2 млн иностранных граждан.

Несмотря на положительную динамику отрасли в целом, в стране не хватает инфраструктуры, либо она устарела: участники рынка отмечают, что востребованность оздоровительного отдыха в 1,5 раза превышает емкость курортов. Так, по данным туроператора «Алеан», в прошлом году спрос на санаторные туры в Кавказские Минеральные Воды был выше предложения на 51%, на туры в Краснодарский край — на 49%. Пока качественных оздоровительных объектов не хватает, но обеспечить более уверенный рост рынка должна реновация и ввод новых объектов в эксплуатацию в 2025–2026 годах.

Способствовать развитию медицинского туризма может и франчайзинг. Во-первых, за счет франшиз увеличивается совокупный номерной фонд, а во-вторых, по франшизе открываются передовые клиники с высокотехнологичными медицинскими услугами, которые могут обеспечить московский сервис в других регионах страны. По итогам 2023 года объем рынка частных медицинских услуг в России составил 1,2 трлн руб., и ожидается, что в 2024 году этот показатель вырастет до 1,35 трлн. Сейчас на рынке представлено более 50 медицинских франшиз, а инвестиции в такие проекты могут доходить до нескольких десятков миллионов рублей.

Из-за растущего спроса медицинский туризм стал одной из тем ПМЭФ-2024. Санкт-Петербург в целом входит в число лидеров в этой сфере, но развивать индустрию нужно не только в этом регионе, а по всей России, отметили на форуме эксперты. Также в 2018 году был запущен федеральный проект «Экспорт медицинских услуг», одна из задач которого заключается в продвижении услуг отечественных клиник за рубежом и информировании иностранных граждан о возможностях российской медицины. Поддержку в этом оказывает Российский экспортный центр (РЭЦ), который помогает медицинским компаниям, в том числе франшизам, участвовать в зарубежных выставках и бизнес-миссиях.

Следите за главными новостями франчайзинга в социальных сетях проекта РБК Франшизы.

ВК: https://vk.com/rbc_franchises

Телеграм-канал: https://t.me/rbc_franchises

Поделиться