Как торговец льдом изменил мировой ретейл: история франшизы 7-eleven

Обновлено 19 августа, 09:36
Фото: DeymosHR / Shutterstock
Фото: DeymosHR / Shutterstock

7-eleven — крупнейшая международная сеть магазинов «у дома», работающая по франчайзингу. Бизнес, который начинался с маленькой витрины на ледовом складе, стал символом продуктового ретейла. Как это произошло? Рассказываем

7-eleven — первый в мире и на сегодняшний день крупнейший бренд магазинов в формате «у дома». По данным за 2023 год, в 19 странах открыто 78 540 магазинов, из которых 90% работают по франшизе. Совокупный доход компании в 2023 году составил $78 млрд. В 2017 франшиза 7-eleven была признана Entrepreneur лучшей в мире.

А начиналось все с того, что предприимчивый молодой сотрудник ледового склада договорился со своим начальником и стал в нерабочее время продавать со льда свежие продукты.

Бизнес на ледовом складе

В 1927 году Джо Томпсон, молодой сотрудник компании по продаже льда Southland Ice Company, решил открыть собственный бизнес на одном из ледовых складов. С разрешения владельца предприятия он установил небольшую витрину со свежим хлебом, молоком и яйцами на складе в Далласе.

До 30-х годов XX века, то есть до того, как в продажу поступили первые бытовые холодильники, торговля льдом была востребованной и прибыльной отраслью. Из-за высокого спроса склады льда работали семь дней в неделю и 16 часов в сутки — в отличие от продовольственных магазинов, которые закрывались не позже 18 часов и не обслуживали покупателей по выходным.

Джо Томпсон оказался единственным, у кого жители окрестных районов могли купить свежие продукты по вечерам и в выходные. Руководство Southland Ice Company, увидев, каким спросом пользуется витрина молодого предпринимателя, стало скупать ледовые склады по всему Техасу и открывать там продуктовые лавки.

Фото: 7-eleven.com
Фото: 7-eleven.com

Магазин Southland Corporation, Техас, 1927 г.

В свою очередь, Джо Томпсон, накопив достаточно средств, в 1928 году выкупил компанию, преобразовал ее в Southland Corporation и сосредоточился на построении бренда продуктовых магазинов. Его основная идея заключалась в том, что товары повседневного спроса должны быть доступны большую часть дня и продаваться в шаговой доступности от клиента. Новый подход нашел отклик у покупателей: к концу 1928 года у Southland Corporation было уже 60 торговых точек.

Нетривиальный маркетинг

В 1928 году сотрудница Томпсона привезла с Аляски сувенир — тотемный столб коренных народов Америки. Остроумный предприниматель попросил у нее разрешения установить этот артефакт перед магазином и не прогадал. Диковинный тотем привлекал внимание: люди заходили в магазин, чтобы расспросить про него подробнее, а заодно делали покупки. Так появилось первое название сети — Tote'm store — построенное на игре слов: totem созвучно toted (от to tote — «нести нечто тяжелое», например, много покупок). Томпсон велел заказать тотемные столбы для каждого магазина, а в первую торговую точку нанял на работу коренного жителя Аляски.

Фото: 7-eleven.com
Фото: 7-eleven.com

Tote'm store в Далласе, 1928 г.

Ассортимент магазинов постепенно расширялся: на полках, помимо продуктов питания, появились сигареты, пресса и хозяйственные принадлежности. Особым спросом пользовалось молоко: к 1936 году Totem's store стал ведущим продавцом молока в Далласе.

Вместе с молочными заводами Oak Farms Dairies компания запустила собственную линейку молочных продуктов. И здесь вновь проявился талант Джо Томпсона к маркетингу: на фоне растущей популярности кинематографа предприниматель запустил беспрецедентную по тем временам акцию — бесплатный билет в кино за 6 крышечек от бутылок молока.

В тридцатые Америка столкнулась с автомобильным бумом, который существенно изменил и облик страны, и покупательское поведение. Бурное развитие пригородов побудило предпринимателей открывать магазины в новых жилых кварталах, а растущий спрос на бензин сделал прибыльным бизнесом автозаправки. Джо Томпсон уловил оба тренда: его компания стала открывать минимаркеты в формате «у дома» и возле некоторых из них — строить заправочные станции.

Рождение 7-eleven

Фото: 7-eleven.com
Фото: 7-eleven.com

7-eleven в Техасе, 1950 г.

В 1945 году сеть была переименована в 7-eleven: новое название подчеркивало, что магазины работают по революционному для того времени графику — с семи утра до одиннадцати вечера семь дней в неделю. Именно график стал тем конкурентным преимуществом, благодаря которому 7-eleven за пять лет захватила рынок продуктового ретейла в Техасе. Компания стала выкупать у собственников убыточные продуктовые магазины и запускать их под своей маркой. К 1950 году в штате действовало уже 80 торговых точек.

В 60-е магазины 7-eleven первыми в отрасли перешли на круглосуточный режим работы, и это сделало бренд безусловным лидером на рынке. Чтобы закрепить успех, компания начала внедрять оригинальные продуктовые линейки. Первым стал напиток Slurpee — полузамороженная газировка из автомата со вкусом вишни или кока-колы, которая до сих пор лидирует по продажам среди собственных продуктов сети.

Фото: 7-eleven.com
Фото: 7-eleven.com

Презентация Slurpee в 7-eleven, 1965 г.

Еще одним ноу-хау, прославившим бренд, стала продажа кофе навынос в бумажных стаканчиках. До 1964 года подобной практики не существовало, и она полностью изменила культуру потребления кофе во всем мире. До сих пор 7-eleven каждый день продает более 1 млн стаканчиков свежесваренного напитка.

Франчайзинговая экспансия

Фото: Sombat Muycheen / Shutterstock
Фото: Sombat Muycheen / Shutterstock

7-eleven в Таиланде, 2023 г.

К 1963 году в США было открыто 1000 собственных магазинов, и владельцы компании приняли решение запустить франшизу. Основатель бренда Джо Томпсон не дожил буквально пару лет до превращения бизнеса во франчайзинговый проект.

Благодаря франчайзингу сеть за пять лет увеличилась до 3537 магазинов. Из них на долю партнерских точек приходилось почти 40%. Новые мини-маркеты открывались по всей стране, а также за ее пределами: в Канаде, Великобритании, Японии, Австралии, Швеции, Сингапуре и Мексике.

В 1971 компания зафиксировала рекордный объем продаж — $1 млрд. 7-eleven продолжила выкупать магазины у конкурентов — теперь по всему миру. Франчайзи получали готовый бизнес под ключ: им оставалось только сменить вывеску.

Непотопляемый бизнес

В истории 7-eleven были не только взлеты, но и провалы, когда компания оказывалась на грани разорения. Первый кризис случился в 1931 году, во время Великой депрессии, когда корпорация обанкротилась и попала под конкурсное управление. Сеть магазинов спас банкир из Далласа Уильям Овертон — младший, возглавивший совет директоров: он сумел привлечь инвестиции, которые удержали бизнес от краха.

В 1933 году в США отменили сухой закон, и владельцы компании решили добавить в ассортимент спиртные напитки. За считанные дни продажи пива и ликера выросли настолько, что бизнес не только оправился от потрясений, но и начал стремительно масштабироваться.

Второй кризис был связан с обвалом фондового рынка в 1987 году. Компания ушла из американских мегаполисов и снова едва не стала банкротом. Сын основателя бренда Джон Филп Томпсон принял решение продать 70% акций японской компании-франчайзи Ito-Yokado, поскольку в Японии 7-eleven по-прежнему пользовалась огромной популярностью.

Фото: 7-eleven.com
Фото: 7-eleven.com

Обслуживание на кассе в 7-eleven, Техас, 1970 г.

Именно продажа акций японскому лицензиату помогла бренду преодолеть этот кризис. Сеть продолжила развиваться, и к середине 90-х под вывеской 7-eleven работало уже более 7000 франшизных магазинов. В 2005 году Ito-Yokado была реорганизована в Seven & I Holdings Co. и стала материнской компанией бренда.

7-eleven в разных странах

Япония

Фото: Ned Snowman / Shutterstock
Фото: Ned Snowman / Shutterstock

7-eleven в Исикаве, 2021 г.

Концепция магазинов здесь кардинально отличается от американской. В японских 7-eleven можно не только купить напитки, продукты и хозяйственные товары, но и забронировать билеты на поезд или концерт, обменять валюту и бесплатно воспользоваться Wi-Fi. Кроме того, в ассортименте готовой еды здесь преобладают традиционные японские блюда, например ланч-боксы бенто. На 2022 год в Японии открыто больше всего магазинов 7-eleven — 21 210.

Тайвань

Около 4400 торговых точек 7-eleven расположены в столице Тайваня — Тайбэе. В ассортименте магазинов — продукты, готовые блюда местной кухни, а также электроника. Кроме того, в тайваньских 7-eleven можно оплатить штрафы, коммунальные услуги и налоги, отправить и получить посылку и сдать одежду в химчистку.

Россия

Впервые о выходе сети на российский рынок заговорили в 2010 году. Среди кандидатов на продвижение мастер-франшизы назывались X5 Retail Group и Metro. Стоимость франшизы на тот момент оценивалась экспертами от $100 тыс. до $300 тыс. В Москве планировалось открыть более 200 магазинов, однако в 2014 стало известно, что бренд передумал выходить на российский рынок и сосредоточился на Арабских Эмиратах, Вьетнаме и Бразилии.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги