Искусственный интеллект и франчайзинг: правовые аспекты

Обновлено 30 июля, 13:52
Фото: Andrey_Popov/Shutterstock
Фото: Andrey_Popov/Shutterstock

Технологии на базе машинного обучения все чаще применяются во франчайзинге, а вместе с тем растет и число правовых споров по поводу ИИ. Разберемся, как применять искусственный интеллект, оставаясь в рамках закона

В России растет число судебных разбирательств по поводу использования искусственного интеллекта (ИИ). Согласно статистике RTM Group, за последний год было рассмотрено 406 дел — на 60% больше, нежели в 2022 году. Около половины обращений касаются неправомерного использования ИИ при массовых обзвонах или рассылках. Такого рода дела рассматриваются в рамках административного судопроизводства, а ответчиками зачастую становятся коллекторские агентства. На долю гражданско-правовых споров приходится примерно 40% от общего числа судебных дел по вопросам ИИ, а разбирательства, связанные с нарушением авторских прав, составляют лишь 5%. Однако в RTM Group полагают, что с ростом популярности интеллектуальных систем возрастет и количество судебных претензий по поводу авторства.

В российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует четкая дефиниция термина «искусственный интеллект», равно как и строгая правовая регламентация отношений, возникающих между пользователями ИИ. За рубежом ситуация схожая: при рассмотрении споров суды и патентные ведомства, как правило, применяют по аналогии действующие законы о защите интеллектуальной собственности. Несмотря на царящую неопределенность, эксперты уже сформулировали ряд рекомендаций, которые позволят безопасно и эффективно применять ИИ для нужд бизнеса.

Искусственный интеллект с точки зрения права

От привычного термина «автоматизация» ИИ отличает возможность самообучения, объемы анализируемых данных и вариативность алгоритмов обработки оцифрованных процессов. При этом, как отмечает доцент кафедры правоведения Президентской академии в Санкт-Петербурге Георгий Алексеев, понятие «искусственный интеллект» остается умозрительной абстракцией. За ней кроются самые разные технологии и программные продукты: генераторы текстов, изображений, программы для машинного перевода, нейросети, анализирующие качество труда или продукции, чат-боты и, наконец, поисковые платформы наподобие Google или Yandex. Очевидно, что правовые последствия при использовании различных типов ИИ также будут различаться.

В юридическом сообществе действует консенсус о том, что технология, какой бы интеллектуальной она ни была, не может выступать в качестве субъекта права и автора произведения. Носителем авторских прав является исключительно человек, в то время как ИИ в любом его проявлении остается лишь инструментом.

Большинству юристов претит идея о субъектности ИИ, однако у нее есть и сторонники. В связи с этим примечательна история американского исследователя Стивена Талера, который указал ИИ в качестве автора в патентной заявке на изобретение пищевого контейнера нового типа. Ведомство по патентам и товарным знакам США (USPTO) отказало в регистрации. Решение USPTO поддержал окружной суд Восточной Вирджинии, а затем и профильные инстанции в Великобритании, где Талер также попытался оформить патент от имени ИИ. Причина отказа во всех случаях одна: машина не может считаться изобретателем и носителем авторских прав в рамках действующего законодательства. Однако федеральный судья в Австралии в августе 2021 принял принципиально иное решение: ИИ был признан автором. Судья постановил, что под определение «изобретатель» подходит не только человек, а «все, что изобретает». Правда, спустя год решение все же было пересмотрено коллегией Федерального суда, и машине вновь отказали в праве числиться автором.

Подробнее в материалах дел: 1:20-cv-903, WCA Civ 1374, FCA 879, FCAFC 62.

Что касается ИИ как объекта авторских прав, то здесь трактовка может различаться в зависимости от страны. В России авторские права распространяются на результаты творческой деятельности человека, то есть в данном случае на конкретную программу или программную среду. Согласно статье 1261 ГК РФ, «авторские права на все виды программ для ЭВМ охраняются так же, как авторские права на произведения литературы». Права распространяются на совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования компьютера, а также на подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Как подчеркивает адвокат по интеллектуальной собственности Майя Шевцова, перед применением программных продуктов на основе ИИ следует внимательно изучить пользовательское соглашение.

Фото: Tada Images/Shutterstock
Фото: Tada Images/Shutterstock

Майя Шевцова, адвокат по интеллектуальной собственности

«У разных систем, созданных на базе ИИ, условия могут быть различны. Если мы сравним две нейросети, основанные на технологии обработки языка, — ChatGPT и YandexGPT, — то выявим следующие отличия: в ChatGPT права на весь сгенерированный контент принадлежит пользователю, также в нем имеется возможность подачи жалобы о нарушении авторских прав, чего в YandexGPT нет.

В случае с сервисом для генерации изображений Midjourney условия зависят от выбранного формата: при безвозмездной подписке (Creative Commons NonCommercial license) можно использовать продукт ИИ только в некоммерческих целях, а при платной подписке — в любых целях, не запрещенных законом. Продукты, созданные с помощью ИИ, можно передавать по договору отчуждения, лицензионному договору или договору коммерческой концессии только в случае, если это позволяют сделать условия пользовательских соглашений».

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) рекомендует при рассмотрении споров по поводу ИИ учитывать оригинальность конечного продукта и степень творческого участия человека в его создании. Подобный подход на сегодняшний день практикуется в большинстве юрисдикций.

ИИ для франшиз, или франшизы ИИ

Фото: panuwat phimpha/Shutterstock
Фото: panuwat phimpha/Shutterstock

Технологии на базе машинного обучения все чаще применяются в бизнесе. Искусственный интеллект анализирует маркетинговую статистику, обучает персонал, оценивает качество продукции и услуг, помогает в подборе локации для бизнеса и ведении бухгалтерии. Чат-боты и голосовые роботы на основе ИИ общаются с клиентами, снимая часть задач с операторов кол-центров и консультантов в интернет-магазинах. Нейросети для генерации текстов и изображений нередко используют при написании продающих постов в соцсетях, создании иллюстраций и обработке фото для карточек товаров.

С точки зрения франчайзинга особый интерес представляют возможности ИИ по стандартизации процессов и контролю качества. Благодаря сервисам на основе искусственного интеллекта франчайзер может быстро обучать новых партнеров, выявлять нарушения стандартов обслуживания, оперативно отслеживать показатели каждой франшизной точки и всей сети в целом.

Екатерина Андрющенко, руководитель департамента «АРТ.КОРП» компании «Первый Бит», эксперт по автоматизации франчайзинга

«ИИ позволяет максимально эффективно находить корреляции между различными переменными и рассчитывать на выходе сводные результаты. Головной партнер может собрать данные всех своих франчайзи, выявить факторы, объединяющие лидеров, и масштабировать на отстающие филиалы. Зачастую так можно решить вопросы ценообразования, маркетинга, акционности, товародвижения.

В некоторых странах уже сейчас по торговым залам ездят роботы, снимающие данные полочного пространства, рассчитывают необходимое количество товаров к поставке и предлагают изменения ассортиментной матрицы. Тем не менее в России даже крупные франчайзинговые сети порой не имеют единой системы сбора данных от партнеров.

Предоставить франчайзи инструменты расчета, основанные на опыте всей сети, — уже большой шаг. Запуская современные системы управления франшизами, мы смогли добиться до 30% роста прибыли бренда, сокращая риски и масштабируя возможности, знания о которых были внутри самой же компании, но не успевали обрабатываться сотрудниками».

Для решения точечных задач, таких как машинный перевод, генерация текстового или визуального контента, создание фрагментов кода, вполне подходят общедоступные сервисы — ChatGPT, «Яндекс.GPT», Midjourney. Комплексное сопровождение франчайзинговой сети требует более тонкого подхода. Сегодня на рынке есть специализированные платформы для контроля персонала (например, SteadyControl), управления продажами и бизнес-аналитики (решения от компании Tiqum), рекрутинговые чат-боты, сервисы, обеспечивающие информационную безопасность и ряд других продуктов на базе ИИ. Каждый такой продукт, как правило, уникален и защищен патентами. Для дополнительной защиты авторских прав разработчики регистрируют свои программы в Едином реестре российского ПО.

Фото: steadycontrolhoreca.com
Фото: steadycontrolhoreca.com

Александр Левашов, генеральный директор SteadyControl

«Отдельные части нашего ПО используют сторонние компоненты с открытым исходным кодом и свободной лицензией, но основная часть решения — наша собственная разработка, зарегистрированная под торговой маркой SteadyControl, и мы ее единоличные владельцы.

На отдельные компоненты нашего решения получены патенты, ПО зарегистрировано в Едином российском реестре, а датасет — обработанный и структурированный массив данных для обучения ИИ — в Федеральном институте промышленной собственности. Помимо этого, мы реализуем внутренние механизмы фиксации авторских прав, прав владения произведением и ограничения доступа к коммерчески важным данным.

Клиентам выдается лицензия на программное обеспечение SteadyControl в необходимом для них объеме прав. Подчеркну, что права не на использование ИИ, а на получение прикладного результата, достигнутого с помощью всех участвующих компонентов ПО SteadyControl».

В случае, если франчайзер является владельцем программного продукта, он может самостоятельно определять объем прав и технологий, передаваемых партнерам. Соответствующие условия прописываются в договоре коммерческой концессии. Обычно речь идет о правах на результаты, полученные с помощью ИИ, характерный пример — франшизы продающих голосовых роботов. Иногда владелец ПО позволяет партнерам дообучать и донастраивать искусственный интеллект, однако снимает с себя ответственность за последствия такого вмешательства по условиям договора.

Иная юридическая рамка возникает в ситуациях, когда франчайзер передает франчайзи ПО стороннего разработчика. Уникальный программный продукт выступает в качестве объекта патентного права, и для дальнейшего распространения ПО среди своих партнеров франчайзер должен заключить соответствующий лицензионный договор с обладателем патента.

Законодательство в такой принципиально новой сфере, как ИИ, находится в процессе становления. Юристам в России и за рубежом еще предстоит сформулировать точные определения для технологий искусственного интеллекта и выработать практику разрешения гражданских, административных и даже уголовных споров, связанных с «мыслящими машинами». С одной стороны, важно гарантировать соблюдение авторских прав и безопасность персональных данных, а с другой — избежать чрезмерных ограничений, которые будут тормозить развитие IT.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги