Умный бизнес будущего: читаем о секретах успеха Alibaba и Amazon

Обновлено 30 июля, 13:57
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Цифровизация дает франшизам преимущество на рынке, но как из обычной компании сделать высокотехнологичный смарт-бизнес? Рассматриваем на примерах из книг про IT-гигантов Alibaba и Amazon

«Alibaba и умный бизнес будущего. Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию» Цзэн Мина

Фото: alpinabook.ru
Фото: alpinabook.ru

В эпоху цифровой трансформации общества лидерами на рынке становятся высокотехнологичные компании, использующие искусственный интеллект и машинное обучение. Яркий пример — китайский IT-холдинг Alibaba, один из крупнейших мировых игроков в сфере интернет-коммерции, владелец AliExpress и Taobao. В 2024 году его доход составил $130,35 млрд, а чистая прибыль — $9,879 млрд, при этом Alibaba ежегодно входит в рейтинги ведущих компаний в сфере IT, по версии издания Datamation. В своей книге Цзэн Мин, главный стратег Alibaba Group, рассказывает, как из небольшого стартапа компания превратилась в IT-гиганта, как была разработана бизнес-модель Alibaba и какие цифровые решения помогли бизнесу добиться всемирного успеха.

По словам автора, один из факторов успеха Alibaba — это сетевая координация, когда работа бизнес-игроков регулируется внутри экосистемы компании. Таким образом, продажи, маркетинг и все аспекты производства превращаются в гибкие, децентрализованные, масштабируемые процессы, которые удобно оптимизировать. Второй фактор успеха — это машинное обучение и интеллектуальная обработка данных, за счет которых пользователям доступен эффективный выбор товаров и услуг.

К примеру, в 2014 году на День холостяка, когда в Китае повсеместно идут распродажи, на пике активности платформы Alibaba обрабатывали 325 тыс. заказов и 256 тыс. платежей каждую секунду. В этот же день в 2017 году в базах данных компании выполнялось 42 млн операций в секунду. Для сравнения: заявленная пропускная способность Visa в 2017 году составляла 65 тыс. платежей в секунду. Это одна четвертая часть от уровня Alibaba.

Именно благодаря новейшим технологиям и интеллектуальной обработке данных компании получают конкурентное преимущество на рынке. При этом изменяется деловой ландшафт, и привычные стратегии ведения бизнеса трансформируются вместе с ним. Главная особенность Alibaba состоит в применении технологий к каждой части цепочки покупок — от рекламы до доставки. Вместе с этим пользовательский опыт «документируется», что позволяет улучшать качество услуг и продуктов.

Книга «Alibaba и умный бизнес будущего» — это не только биография крупнейшей китайской компании, но и руководство по повышению эффективности бизнеса. Оно будет полезно для любой компании, но особенно — для франчайзинговой, когда в одну экосистему могут быть объединены десятки, сотни партнеров, и для их работы удобнее всего применять сетевую координацию. Советы, которые в книге приводит Цзэн Мин, можно использовать для автоматизации предприятия, а пошаговая инструкция автора наглядно показывает, как превратить классический бизнес в смарт-компанию.

«Компании могут выйти на более высокий уровень интеллектуальной обработки данных, если автоматизируют принятие решений на основе непрерывного потока поступающей в реальном времени информации. Например, о времени отгрузки продукции поставщиками, об уведомлениях о выполнении заказа производителями, об отслеживании логистических операций и о предпочтениях клиентов. Такая автоматизация достигается в результате использования алгоритмов машинного обучения, повышающих координацию и оптимизацию каждого звена цепочки создания стоимости».

«Amazon. От офиса в гараже до $10 млрд годового дохода» Натали Берг

Фото: eksmo.ru
Фото: eksmo.ru

Alibaba иногда сравнивают с Amazon из-за того, что обе компании занимаются интернет-коммерцией, но у них есть существенные отличия. Первая компания — это экосистема, которая объединяет покупателей и продавцов, работает как классический маркетплейс и предоставляет дополнительные услуги, например финансовые. А Amazon — это ретейлер, который продает товары напрямую с небольшой наценкой, владеет собственными складами и цепочками поставок. При этом Amazon, как и Alibaba, — высокотехнологичный бизнес, который предоставляет ресурсы своих дата-центров коммерческим клиентам.

Книга «Amazon. От офиса в гараже до $10 млрд годового дохода» рассказывает о рынке ретейла и том, как компании удалось стать крупнейшей в мире в сфере интернет-коммерции. В 2024 году ее рыночная капитализация впервые преодолела отметку в $2 трлн, но так было не всегда — Amazon была убыточной в течение 14 лет и стала прибыльной только после того, как начала вводить современные цифровые сервисы, развивать медийную составляющую и искать инвесторов.

В своей книге Натали Берг показывает, как на смену традиционной рознице постепенно приходит интернет-торговля. Amazon всегда была ориентирована на клиента и вкладывала большие деньги в инновации, которые в эпоху цифровой реальности стали ключевым конкурентным преимуществом. Компания одной из первых в мире открыла свой сайт для сторонних продавцов, а сама сосредоточилась не столько на розничной торговле, сколько на IT-услугах для селлеров.

Сегодня именно инновации делают бизнес эффективным, поэтому для повышения лояльности ретейлерам следует сместить фокус в пользу удобства и качественного обслуживания, а также ставить клиента в центр любой своей бизнес-активности, считает автор. «Amazon. От офиса в гараже до $10 млрд годового дохода» — это полезное руководство о том, как построить розничную компанию с нуля, переживая кризисы и взлеты, и том, как применять передовые технологии с пользой для бизнеса. В книге содержится большой объем статистики и примеров, которые позволяют сравнить компанию с конкурентами и сделать вывод о том, что сделало ее успешной.

«Самое главное правило в ретейле — быть релевантным, быть актуальным для клиентов. Если вы не можете соответствовать основным принципам предоставления клиентам того, чего они хотят, либо как-то выделиться из общей массы ваших конкурентов, тогда у вас нет шансов. Для таких розничных торговцев, да, именно для них, уже тикают часы Судного дня».

Читайте обзоры на книги про самые известные франшизы: Starbucks, KFC, Walmart, Baskin Robbins, Subway, «Додо пицца». А о том, как известные франшизы боролись за лидерство на рынке общепита, мы рассказывали в этой статье.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги