Стоит ли покупать франшизу: франчайзеры и франчайзи делятся опытом

Обновлено 30 июля, 13:56
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Открыть франшизу или свое дело — вопрос, который часто задают себе предприниматели на старте. Вместе с экспертами и франшизой «Разноцветные цыплята» разбираемся, зачем люди покупают франшизы и к чему надо быть готовым

По данным Franshiza.ru, в последние десять лет российский франчайзинг демонстрировал уверенный рост, не прекращавшийся даже в кризисные 2020 и 2022 годы. Согласно последнему отчету компании, представленному в начале 2024 года, на рынке действует 3445 франшизных проектов, из которых почти 90% принадлежат отечественным компаниям. Чаще всего франшизы открывают в сфере услуг, общепите и ретейле.

Франшиза — это удобный и понятный формат ведения бизнеса, который привлекает в первую очередь проработанной стратегией и возможностью быстрого старта. Что еще получает франчайзи? РБК Франшизы вместе с основателем франшизы детских логопедических центров «Разноцветные цыплята» Эльвисом Каримовым и генеральным директором портала H&F Василием Малежиком составили перечень основных преимуществ франчайзинговой модели.

Преимущества работы по франшизе

Проверенный бизнес-план и стабильный доход

Бизнес-показатели франшизы предсказуемы: еще до старта понятны цифры средней выручки, время выхода на окупаемость и другие важные параметры будущего проекта. Фактически франчайзер дает партнеру стабильную формулу: если он выполняет ряд действий по инструкции, то бизнес регулярно приносит оговоренный доход.

Франчайзинговая модель не раз показывала свою надежность на фоне кризисов: пандемия, санкции, необходимость импортозамещения временно усложняли ситуацию, но не привели к стагнации на рынке франчайзинга. Опыт и экспертиза предпринимателей со стажем помогают преодолевать трудности без глобальных потерь.

Эльвис Каримов, основатель франшизы логопедических центров «Разноцветные цыплята»

«При самостоятельном запуске бизнеса в сфере образования есть высокая вероятность ошибок, а следовательно — потери времени и денег. Открытие по франшизе сводит риск к минимуму. Так, наша модель опробована более чем в 80 центрах, мы даем партнерам сильную маркетинговую поддержку, помогаем настраивать рекламу, предоставляем глубокую базу знаний и в целом помогаем управлять бизнесом на постоянной основе».

Бренд

Сильный бренд — одно из главных преимуществ, которые получает владелец франшизы. Он стартует не с нуля и сразу получает репутацию, узнаваемость, брендбук, лояльных клиентов. Присоединение к франшизе позволяет не вкладывать слишком много времени и средств в раскрутку и не придумывать с нуля концепцию и рекламную стратегию.

Сила бренда зависит не только от управляющей компании: ответственность за репутацию несет каждый франчайзи. Решение присоединиться к успешному проекту означает, что партнер будет поддерживать стандарты обслуживания на высоком уровне, внимательно следить за качеством товаров, ведь ошибка одного франчайзи негативно повлияет на имидж всей сети.

Обучение и поддержка

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

«Разноцветные цыплята»

Компании, которые масштабируются по франшизе, готовы оказывать поддержку партнерам во многих направлениях. Некоторые работают с начинающими предпринимателями, включая в свое УТП готовность сотрудничать с людьми без опыта в бизнесе. Франшизы с такой концепцией подходят молодым людям, которые хотят попробовать себя в бизнесе, а также тем, кто долго работал в найме, хорошо разбирается в определенной сфере, но не обладает пока бизнес-навыками.

В пакет поддержки франчайзи могут входить:

  • помощь в выборе локации;
  • консультации при подборе персонала;
  • обучение команды партнера: онлайн или офлайн в зависимости от специфики проекта;
  • работа команды запуска в городе открытия точки;
  • маркетинговая поддержка;
  • юридическая поддержка;
  • техническая поддержка;
  • возможность консультаций с экспертами управляющей компании в сложных ситуациях.

Эльвис Каримов

«Мы продаем франшизу, в том числе новичкам в бизнесе. С самого начала мы понимали, что среди наших партнеров окажутся люди, которые открывают бизнес впервые. Отчасти мы и разрабатывали франшизу для людей без опыта, поэтому с нами комфортно стартовать. Профильное образование в области логопедии и дефектологии тоже не понадобится: система контроля и обучения настроена так, чтобы человек, не связанный с этой сферой напрямую, мог эффективно управлять проектом.

До заключения договора у нас есть бесплатное обучение для потенциальных франчайзи, мы его называем «тест-драйв франшизы». Предприниматель, который хочет узнать, из чего состоит франшиза, близко ему это или нет, может приехать на офлайн-обучение и посмотреть на процесс в деталях, увидеть, из чего состоит бизнес, как компания относится к делу, чего ждет от партнера, как строится взаимодействие».

Быстрый старт и четкий регламент

Франшиза — готовое бизнес-решение, поэтому сроки открытия здесь значительно короче, чем при самостоятельном запуске предприятия. Они варьируются от трех-четырех недель до нескольких месяцев в зависимости от сложности проекта. Многое зависит и от партнера, его опыта и готовности погружаться в процесс с самого первого этапа. В любом случае темпы открытия по франшизе несравнимы со скоростью разработки проекта с нуля.

Быстрый запуск во многом обеспечивается благодаря регламенту действий, который получает франчайзи. Как взаимодействуют между собой отделы, кто за что отвечает, как выглядят скрипты общения с клиентами — вся эта информация упакована в четкие пошаговые инструкции. При этом ни один регламент не становится нерушимой заповедью: если управляющая компания или кто-то из партнеров находит способ оптимизировать процесс, любое правило можно скорректировать и улучшить работу не только одной, но сразу всех точек.

Ольга Пацынко, франчайзи сети логопедических центров «Разноцветные цыплята»

«От франшизы я получила поэтапный план: что и в каком порядке делать. Когда есть пошаговая инструкция, ты не берешься за все сразу и на этапе открытия ИП не забиваешь голову мыслями, где искать логопеда. Этапы грамотно выстроены друг за другом, нет суеты. Для меня это было важно, поскольку раньше опыта в бизнесе не было, а план дал точку спокойствия».

Благодаря отлаженным и прозрачным процессам в рамках франчайзинговой модели возможен не только быстрый старт, но и быстрое масштабирование бизнеса. В качественном франшизном проекте партнеры, как правило, открывают более одного предприятия, без проблем повторяя схему действий, полученную от франчайзера.

Экономия на закупках

Франчайзи часто получают доступ к централизованным закупкам, что позволяет приобретать товары и материалы по более низким ценам. За счет этого значительно снижается себестоимость продукции и увеличивается маржинальность бизнеса. Доступ к базе поставщиков и партнерская система скидок особенно важны при работе в высокотехнологичных отраслях, например в медицинском бизнесе. Франчайзер делает крупные оптовые заказы на особых условиях, и это дает партнерам возможность сэкономить на покупке дорогостоящего оборудования. Кроме того, покупая все необходимое у проверенных поставщиков, франчайзи может быть уверен, что получит качественный товар и не столкнется впоследствии с частыми поломками и простоями.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Минимум рисков

От неудач в бизнесе не застрахован никто, но франшиза сводит к минимуму большинство рисков: достаточно следовать рекомендациям франчайзера, чтобы проект работал и приносил доход. А в случае возникновения непредвиденных сложностей франчайзи всегда может запросить консультацию управляющей компании или других партнеров.

Даже если предприниматель со временем разочаруется в проекте и примет решение закрыть бизнес, в случае с франшизой сделать это проще, чем с собственным делом. Часто франчайзер готов выкупить «не взлетевший» проект и найти нового партнера, который подойдет к вопросу более основательно и приведет точку к успеху.

Ольга Пацынко

«У любого бизнеса есть риски, но благодаря гибкой франшизе они сведены к минимуму. Придет очередной коронавирус — станем заниматься онлайн. Если дети болеют — пропуски можно отрабатывать. В моем случае залог стабильности — это грамотная работа с клиентами, и управляющая компания предоставляет для этого все инструменты».

Кто покупает франшизы

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Сегодня потенциальному франчайзи доступно множество предложений в самых разных отраслях бизнеса. Объем стартовых вложений может варьироваться от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Аудитория покупателей франшиз включает в себя как предпринимателей с опытом, так и новичков, для которых франчайзинг становится первым шагом в мир бизнеса.

Помимо классических франшиз, набирают популярность инвестиционные франшизы со своей специфической аудиторией. Франшизу как инвестицию выбирают люди, которые хотят получать пассивный доход с накопленного капитала: они лишь вкладывают средства, а управление бизнесом полностью передают франчайзеру.

Василий Малежик, генеральный директор портала H&F

«На нашем сайте 1,4 млн активных пользователей, которые интересуются покупкой франшиз. В основном это начинающие предприниматели и топ-менеджеры компаний. Начинающие ищут опытного партнера, который научит, как подобрать локацию и ассортимент, как нанять сотрудников, как в целом запустить проект. Новички идут в классический франчайзинг, чтобы избежать ошибок и не рисковать своим стартовым капиталом. Кроме того, они идут за качественными техническими решениями, например за индивидуальным софтом, который франшизы разрабатывают.

Принципиально иная аудитория — это топ-менеджеры, люди, которые большую часть жизни работают в найме. В какой-то момент у них скапливается капитал, и они хотят получить дополнительный источник дохода. Такие франчайзи выбирают либо максимально автоматизированные проекты, например вендинговые франшизы, либо просто инвестируют в бизнес и получают дивиденды».

Классический франчайзинг позволяет не только с минимальными рисками открыть бизнес, но и стать частью разветвленного предпринимательского комьюнити. По словам Ольги Пацынко, франчайзи логопедического центра «Разноцветные цыплята», чувство принадлежности к большому проекту и возможность свободно общаться с единомышленниками — это одна из главных ценностей франчайзинга.

Эльвис Каримов

«В развитие партнерского комьюнити мы вкладываем много сил и энергии. У нас уже прошло три слета франчайзи, каждый длился три дня, и на последний приехало около 50 участников. Мероприятия тематические, например последнее было посвящено управлению бизнесом, с теорией и практическими заданиями. Благодаря этому партнеры получили знания, которые сразу же применили в своем бизнесе. Но, помимо собственно учебы, на слетах есть время и для отдыха, неформального общения, — мы стараемся держать баланс».

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Партнеры «Разноцветные цыплята»

Подводные камни франчайзинга

Чтобы франчайзинговое партнерство протекало без конфликтов и приносило выгоду всем участникам, франчайзи важно учитывать как минимум два момента:

1. Классическая франшиза — это не пассивный доход. На вопрос: «Каких франчайзи вы ждете?» большинство франчайзеров отвечает: «Тех, кто всерьез готов заниматься этим бизнесом». Известно немало кейсов, когда партнеры ошибочно принимали франшизу за легкий способ заработать, не вникая в суть проекта. Со временем, когда все процессы будут отлажены, можно делегировать рутинные функции управляющему предприятием, однако франчайзи в любом случае должен лично контролировать бизнес.

Василий Малежик

«Самая частая проблема — это неготовность франчайзи к интенсивной работе над проектом. Человек покупает классическую франшизу, а относится к ней как к инвестиционной — думает, что достаточно заплатить взносы и дальше можно ничего не делать. В реальности классическая франшиза подразумевает серьезную нагрузку, особенно во время запуска и в течение нескольких месяцев после открытия. На этих этапах франчайзи зачастую приходится уделять проекту все свое время, заниматься только франшизой».

2. Творческая инициатива во франчайзинге допустима, но ограничена. Предпринимателю надо быть готовым, что покупка франшизы означает соблюдение правил и рекомендаций во всем, начиная от выбора локации и заканчивая цветом футболки сотрудника. По мнению Василия Малежика, когда люди приходят во франшизу, они не всегда понимают, что франчайзер будет следить за соблюдением стандартов бренда и не позволит самовольно внедрять какие-то инициативы на местах.

За систематическое нарушение регламентов управляющая компания, скорее всего, лишит предпринимателя права работать по франшизе. При этом грамотные франчайзеры всегда открыты к предложениям партнеров: новые идеи обсуждаются, тестируются и в случае успеха экстраполируются на всю сеть.

Все самые важные факты вы можете найти в этой статье, а здесь — прочитать о том, как правильно выбрать франшизу.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги