Спрос есть: в России стремительно растет рынок готовой еды
По итогам 2024 года рынок готовой еды вырастет на 38,8% — до 1,04 трлн руб. Среди главных причин роста эксперты называют увеличение доходов россиян, нежелание готовить самостоятельно и снижение темпов роста кафе и ресторанов
Согласно исследованию компании Infoline, оборот рынка готовой еды за первые шесть месяцев 2024 года вырос на 29% по сравнению с прошлым годом — до 435 млрд рублей. Ожидается, что к концу года этот показатель увеличится на 38,8% — до 1,04 трлн рублей.
Тренд на готовую еду особенно заметен в последние несколько лет: в 2017–2023 годах средний показатель роста рынка составлял 17% в год. Вместе с этим темпы развития классического общепита замедляются: по прогнозам экспертов, в 2024 году оборот кафе и ресторанов вырастет лишь на 8–10%. Аналитики связывают такую динамику с ростом числа россиян, живущих в одиночестве, увеличением их доходов, а также со снижением уровня безработицы. Поэтому у большинства граждан не хватает свободного времени для приготовления пищи дома, а сервисы доставки и скорость подачи заказов делают готовую еду еще доступнее.
По оценкам сервиса «Яндекс.Еда», в 2023 году рынок доставки готовой еды составил порядка 0,5 трлн руб., и ожидается, что к концу 2024 года он вырастет на 20–25%. К росту спроса на готовую еду адаптируются и крупные ретейлеры, увеличивая число такой продукции в своем ассортименте и создавая обеденные зоны и кофе-пойнты прямо в магазинах. Так, «Магнит» в 2024 году планирует увеличить число кофе-пойнтов и пекарен в два раза, а «Перекресток» собирается до конца года провести реконцепцию 130 торговых точек и добавить в них обеденные зоны. На фоне этого ретейлеры составляют конкуренцию классическому общепиту, в частности столовым, кафе и ресторанам, а дополнительным драйвером рынка также служит сегмент e-grocery.
Растущий спрос на готовую еду наблюдается не только в России, но и в мире в целом. Сейчас глобальный объем рынка готовых блюд оценивается в $402,90 млрд и к 2029 году он достигнет $512,74 млрд. Увеличение спроса стимулируют доступность готовой еды, изменение потребительского поведения, интерес к национальным кухням, а также желание сэкономить время из-за напряженного рабочего графика.
В России рынок пока менее развит, чем в Европе, где есть достаточно магазинов мини-формата, рассчитанных именно на продажу готовой еды и напитков. При этом у российского рынка в ближайшие 5–10 лет большой потенциал для роста, который будет обеспечен, в том числе за счет развития франчайзинга в сегменте HoReCa — пекарен-кулинарий, столовых, сервисов доставки готовой еды и вендинга.
Вместе с этим из-за роста случаев отравлений готовой едой государство вводит дополнительные инструменты контроля заведений общепита. Сейчас в России действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, при этом организации общественного питания обязаны самостоятельно уведомлять Роспотребнадзор о начале своей работы. Многие игроки рынка нарушают это правило, поэтому с 1 марта 2025 года информацию о новых точках общепита, включая их адреса, в Роспотребнадзор будет передавать ФНС. Это следует из поправок в закон «О применении контрольно-кассовой техники».
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.