Стратегия голубого океана: как создать новые рынки и сильный бренд

Обновлено 13 августа, 13:15
Фото: Shutterstock.com
Фото: Shutterstock.com

В России насчитывается более 3,5 тыс. франшиз, поэтому конкуренция во франчайзинге неизбежна. Как создать сильный бренд и выделиться на рынке среди конкурентов? Читаем

«Стратегия голубого океана» Ким Чана и Рене Моборна

Фото: mann-ivanov-ferber.ru
Фото: mann-ivanov-ferber.ru

«Стратегия голубого океана» вышла в 2005 году и с тех пор стала бестселлером в 43 странах, а в 2017 году Amazon назвал ее лучшей бизнес-книгой года. Ее авторы, профессора кафедры стратегического менеджмента французской бизнес-школы Insead, изучили бизнесы из 30 разных отраслей, чтобы понять их секрет успеха. Оказалось, что многие компании не пытаются бороться за клиента на высококонкурентных рынках, а создают собственный, где конкуренции нет. Именно такой рынок в незанятых областях называется голубым океаном. Ему противопоставляется алый океан, то есть рынок с большим числом игроков, которые постоянно пытаются превзойти соперника и перетянуть на себя большую часть существующего спроса.

Авторы бестселлера подсчитали, что компании направляют 86% своих ресурсов и усилий в алые океаны, и это приносит им 39% прибыли и 62% доходов. При этом только 14% бизнес-начинаний нацелены на создание голубых океанов, которые в итоге генерируют 61% прибыли. Поэтому бизнесу нужно выходить из жесткой конкуренции и искать перспективные ниши. При этом необязательно уходить из своей отрасли — напротив, многие анализируемые компании нашли новые рынки в сферах, где они уже добились успеха.

Один из примеров стратегии голубого океана — Cirque du Soleil, которому удалось создать новый вид цирковых представлений. Они нацелены не на детей, а на взрослых зрителей, готовых платить большие деньги за уникальное шоу. Cirque du Soleil также отказался от классических элементов цирка — животных и клоунов — и вместо этого сконцентрировался на создании театрализованных постановок. Иными словами, Cirque du Soleil удалось преуспеть в увядающей индустрии с ограниченным ростом за счет создания нового, свободного от конкурентов участка рынка.

В книге собраны инструменты и инструкции, которые помогут найти голубые океаны. Так, чтобы создать новый рынок, авторы бестселлера рекомендуют проанализировать его границы, сконцентрироваться на общем впечатлении, а не на метриках, преодолеть пределы существующего спроса и следовать выбранной стратегии. Компаниям необходимо ориентироваться на полезность товара или услуги для покупателя, повышать его потребительские качества, снижать издержки и использовать инновации, которые помогут создать новый продукт по низкой цене.

Ким Чан и Рене Моборн на наглядных примерах объясняют, как разработать и эффективно внедрить в свой бизнес стратегию голубого океана. Поэтому книга будет полезна для предпринимателей, которые хотят выйти на новый уровень прибыли и создать уникальный продукт на рынке с низкой конкуренцией. Стратегия голубого океана связана с высокими рисками, однако Ким Чан и Рене Моборн рассказывают, как их преодолеть и дают практические советы для быстрого взлета компании.

«Слишком часто стратегические планы компании основываются на конкуренции. Стратегия голубого океана ясно указывает: ориентация на конкуренцию очень часто мешает компании выйти из алых вод. В основу стратегии ложится конкуренция, а не ориентация на клиента. В результате компания озабочена только тем, как оторваться от соперников и правильно отреагировать на их шаги, вместо того чтобы искать способы повысить ценность своих товаров и услуг для покупателей — а это далеко не одно и то же».

«Сильный бренд» Элис Тибо и Тима Калкинса

Фото: mann-ivanov-ferber.ru
Фото: mann-ivanov-ferber.ru

В условиях жесткой конкуренции эффективный брендинг становится центральным компонентом успеха и значимым ресурсом компании. Его главная задача состоит в том, чтобы создать дополнительную ценность продукта и тем самым увеличить его стоимость. Во франчайзинге бренд позволяет повысить привлекательность франшизы, а значит, и спрос на нее — предприниматели охотнее и чаще открывают по франшизе узнаваемые проекты, которые уже зарекомендовали себя с положительной стороны у потребителя. Книга Элис Тибо и Тима Калкинса рассказывает о том, как в условиях перенасыщенного рынка создать сильный бренд, который будет выделяться среди конкурентов.

Авторы «Сильного бренда», преподаватели самой известной школы маркетинга и брендинга в США, подкрепляют теоретическую часть разбором бизнес-кейсов Google, Apple, McDonald's и на их примерах показывают, какие стратегии могут сделать компанию успешной. Так, маркетинг McDonald's отличатся простотой и основывается на продукте, впечатлении от ресторана и компании. Его основная мысль — забота о потребителе и желание сделать его жизнь немного комфортнее, такие ассоциации и вызывает бренд у простого потребителя. В основу развития бренда Apple лег акцент на внедрение инноваций, которые меняют образ мышления, Google также ориентируется на простоту, удобство и эффективность своей поисковой системы.

Книга «Сильный бренд» — это руководство по созданию новых брендов и оживлению уже существующих, которое объединяет академические теории с практическим опытом. В бестселлере собраны эффективные стратегии от экспертов брендинга и маркетинга, которые можно применить к любой компании и к любому потребителю. Советы и примеры из книги помогут сформировать правильный образ компании и выделиться среди множества франчайзинговых проектов, научат оставаться релевантными и полезными для клиента, а также покажут, как построить глобальный бренд, который будет известен далеко за пределами нашей страны.

«Бренды по-прежнему важны — возможно, больше, чем когда-либо. Одна из причин заключается в том, что они обеспечивают дифференциацию. Скопировать продукт легко, а вот бренд очень сложно. Еще одна причина заключается в том, что сегодня у людей слишком много информации. Чему можно действительно доверять в мире фейковых новостей и альтернативных фактов? Бренды помогают людям фильтровать информацию, упрощать выбор и принимать решения».

Поделиться
Авторы
Теги