Как инвестировать в бьюти-франшизы: советы основателя «Космоцентра»
Рынок косметологии в 2023 году поставил пятилетний рекорд по выручке. Более 200 компаний в бьюти-отрасли работают по франшизе. Они предлагают разные форматы партнерства. Какие? Разбираемся с экспертами
Согласно данным BusinesStat, по итогам 2023 года оборот российского рынка косметологии достиг 269 млрд руб. — это рекордный результат за последние пять лет. В условиях экономических санкций косметологические центры и клиники переориентировались на отечественных поставщиков и параллельный импорт, скорректировали ценовую политику, расширили программы лояльности и тем самым сумели сохранить постоянных клиентов, а также привлечь новых. Рынок косметологических услуг наиболее развит в Москве: по оценкам аналитиков «Контур. Фокус», здесь действует почти 12 тыс. салонов красоты и центров косметологии. На втором месте — Санкт-Петербург, где насчитывается около 5 тыс. профильных заведений.
Как показывает статистика Franshiza.ru, на сегодняшний день в России представлено свыше 200 бьюти-франшиз с диапазоном инвестиций от 500 тыс. до 10 млн руб. Однако, по словам основательницы портала Анны Рождественской, небольшие салоны красоты, открытые новичками, нередко прекращают работать уже в первый год после запуска. РБК Франшизы вместе с владельцем франшизы сети косметологических центров «Космоцентр» Сергеем Альгиным и основателем Центра масштабирования бизнеса Angel Wings Романом Уваровым разобрались, какие форматы самые жизнеспособные, а также подготовили рекомендации, как инвестировать в бьюти-франшизы без рисков.
Бьюти-франшизы: что выбрать
Согласно данным Fullscreen Communications Agency, клиентский спрос постепенно смещается от инъекционной косметологии к аппаратной. В 2023 году к процедурам аппаратной косметологии, то есть к коррекции кожи и фигуры с помощью специальных приборов, прибегли 32% посетителей бьюти-заведений, а к омолаживающим уколам — 21%.
Сергей Альгин, основатель франшизы сети косметологических центров «Космоцентр»
«Сегодня центры аппаратной косметологии открываются почти в каждом ЖК любого крупного города. С помощью современных аппаратов можно быстро, безболезненно и без следов от процедуры провести коррекцию проблемной кожи. Это выгодно отличает аппаратную косметологию от инъекционной. Кроме того, аппаратные методы позволяют избавиться от лишнего веса без диет и тренировок. Все это порождает высокий спрос и делает наше направление одним из самых востребованных на бьюти-рынке».
С точки зрения бизнеса у франшиз салонов аппаратной косметологии, помимо растущего спроса на услуги, есть еще несколько преимуществ. Во-первых, это низкий инвестиционный порог. На запуск небольшого центра аппаратной косметологии, по словам Сергея Альгина, понадобится 1,5–2,2 млн руб. Большинство процедур не требуют лицензирования, а значит, основными статьями расходов станут лишь аренда помещения и закупка оборудования.
Во-вторых, подобный бизнес довольно прост в управлении. Владельцу франшизной точки не придется применять разветвленные маркетинговые схемы для генерации клиентских заявок и вести сложный финансовый учет. Как утверждает Сергей Альгин, управлять сетью центров аппаратной косметологии проще, нежели одним заведением общепита.
Сергей Альгин, основатель франшизы «Космоцентр»
«Еще один важный момент, который упрощает жизнь владельцу такого бизнеса, — это отсутствие зависимости от высококвалифицированного персонала. В большинстве бьюти-отраслей идет жесткая конкуренция за профессиональных мастеров. Наем новичка грозит бренду потерей репутации. В аппаратной косметологии ситуация иная: работа с аппаратами не требует особых навыков, главное — следовать инструкциям и соблюдать технику безопасности».
Франшизы аппаратной косметологии отличаются высокой рентабельностью и маржинальностью, и этот аргумент зачастую становится решающим для предпринимателей. Средний чек в подобных центрах — от 2500 до 5500 руб. за посещение. Основные затраты приходятся на оплату услуг оператора оборудования и составляют около 30% от чека. Окупаемость франшизы наступает через 14–18 месяцев, а далее предприниматель выходит на стабильный доход — от 35% годовых. Такие цифры приводит Сергей Альгин, опираясь на внутреннюю статистику компании.
Классические и «ленивые» бьюти-франшизы
В зависимости от своих компетенций, предпочтений и финансовых возможностей предприниматели, заходя на бьюти-рынок, могут выбрать классическую или инвестиционную франшизу. У каждой из моделей есть свои преимущества и недостатки. Классический франчайзинг подразумевает вовлеченность владельца точки в бизнес-процессы и его личную ответственность за соблюдение стандартов и регламентов франшизы. Как правило, при грамотном управлении классическая модель приносит несколько больший доход, поскольку франчайзи не нужно оплачивать работу управляющей компании.
Сергей Альгин, основатель франшизы «Космоцентр»
«При выборе классической франшизы стоит уделять внимание не только очевидным вещам, таким как окупаемость бизнеса или раскрученность бренда, но и тому, как компания готова помогать франчайзи. Например, мы в «Космоцентре» несколько лет совершенствовали программу поддержки, чтобы передать партнерам весь наш опыт и уберечь от ошибок на старте и в процессе работы».
В отличие от классических, инвестиционные, или «ленивые», франшизы, требуют от предпринимателя минимального участия: все операционные процессы берет на себя команда франчайзера. Такой подход сводит на нет риски, связанные с управленческими ошибками, однако в качестве платы за услуги франчайзи придется отдавать управляющей компании в среднем от 30 до 50% прибыли.
Как отмечает Сергей Альгин, у классических и инвестиционных франшиз совершенно разные аудитории. Классический формат выбирают либо новички, которые хотят научиться бизнесу с нуля и готовы уделить этому много времени, либо состоявшиеся бьюти-мастера. Последние уже знают специфику отрасли и нуждаются по большей части в консультационной, технической и маркетинговой поддержке. По словам эксперта, в классическом бьюти-франчайзинге нет возрастной специфики, однако есть гендерная: чаще эту сферу выбирают женщины, которые хотят владеть простым в управлении бизнесом со стабильным доходом и поддержкой франчайзера.
Инвесторы, в отличие от франчайзи, не хотят тратить личное время на управление косметологическим центром, им не интересна операционная деятельность и нюансы отрасли. По наблюдениям Сергея Альгина, инвестиционную модель бьюти-франчайзинга выбирают в основном мужчины старше 35 лет, которые уже имеют успешный бизнес в другой сфере и хотят диверсифицировать вложения. Они предпочитают франшизы, которые доказали свою эффективность и способны приносить доход около 40–50% годовых.
С позиции франчайзера инвестиционный формат значительно безопаснее классического. Среди критических недостатков последнего основатель Центра масштабирования бизнеса Angel Wings Роман Уваров называет низкую мотивацию франчайзи, нарушения стандартов качества, ведущие к репутационным издержкам, а также большие расходы на поддержку и контроль партнеров.
Роман Уваров, основатель Центра масштабирования бизнеса Angel Wings
«Чтобы избежать подобного, франчайзеры переходят на инвестиционную модель. Это позволяет управляющей компании самостоятельно контролировать соблюдение всех регламентов, минимизирует конфликты с партнерами, снижает риск копирования бизнес-модели. Кроме того, франчайзер начинает больше зарабатывать, ведь процент от прибыли обычно выше роялти. А если, по условиям договора, франчайзер получает долю в каждом новом предприятии, он увеличивает капитализацию своей компании».
Важная роль посредника
Прежде чем инвестировать в ту или иную франшизу, важно не только убедиться в ее надежности, но и проанализировать структуру рынка, изучить потенциальных конкурентов, выявить перспективные тренды. В такой динамичной отрасли, как косметология, подбор франшизы лучше делегировать консалтинговым компаниям, которые специализируются на масштабировании бизнеса.
Роман Уваров, основатель Angel Wings
«Основные критерии, по которым мы оцениваем франшизу, — это прибыльная бизнес-модель с доказанной эффективностью, компетентная управляющая компания, хорошая репутация бизнеса, финансовая устойчивость и общественно полезная направленность франшизы. Должен сказать, что на сегодняшний день 98% франшиз, которые мы рассмотрели, не подходят под стандарты Angel Wings».
Специалисты по масштабированию бизнеса помогают не только инвесторам, но и франчайзерам. По словам Романа Уварова, одна из главных задач Angel Wings — это выращивание глобальных проектов из перспективных франшиз. Именно так выстраивалось сотрудничество компании с франшизой «Космоцентр»: эксперты наблюдали за развитием бренда и, когда он вышел на необходимые показатели, предложили свои услуги по масштабированию в рамках инвестиционной модели.
Сергей Альгин, основатель франшизы «Космоцентр»
«Мы начали сотрудничать с Романом Уваровым в 2023 году, и на тот момент у нас было пять центров, открытых по классической франшизе. За год компания Angel Wings привлекла 16 инвесторов, которые профинансировали запуск новых бизнес-юнитов, и сейчас под брендом «Космоцентр» работает уже 21 центр аппаратной косметологии. При этом мы полностью сохранили управление партнерскими точками, поэтому можем гарантировать качество услуг».
Сейчас сеть «Космоцентр» развивает и классический франчайзинг, и инвестиционное направление. По классической модели франшиза развивается в городах, где открывается до пяти косметологических центров, а по инвестиционной — там, где франшизных заведений будет больше. В дальнейшем, по словам Сергея Альгина, планируется и размещение акций «Космоцентра» на бирже, поскольку у инвесторов есть запрос на участие в головной компании.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.