«Азбука франчайзинга»: что такое франшиза

Обновлено 02 октября, 13:30

Что такое франшиза, паушальный взнос и роялти? РБК Франшизы рассказывают в первом видео проекта «Азбука франчайзинга»

«Азбука франчайзинга» — проект РБК Франшизы, который посвящен ключевым принципам франчайзинговой модели бизнеса. Ведущий — эксперт РБК Франшизы, основатель экосистемы FranchCamp и международной франшизы Altairika Константин Урванцев — рассказал, что такое франшиза, чем франчайзер отличается от франчайзи, а также зачем нужны паушальный взнос и роялти.

Главные термины франчайзинга

«Мы начнем с основного и обозначим главные термины. Франчайзер — это человек или компания, которые придумали какую-то классную бизнес-модель, какой-то интересный, работающий бизнес и хотят поделиться этим бизнесом с другими, чтобы другие люди могли открывать ровно такие же бизнесы в своих городах и странах.

Франчайзи — это предприниматели, у которых меньше ресурсов на запуск бизнеса с нуля, на придумывание и тестирование каких-то идей. И они готовы открыть уже проверенный бизнес по чужим стандартам, заплатив за это определенный взнос.

Таким образом, франшиза — это комплекс прав, в первую очередь на интеллектуальную собственность, который компания предоставляет своим партнерам. Речь идет о бренде, бизнес-модели, маркетинговых материалах, деловых контактах.

Паушальный взнос — это сумма, которую франчайзи платит франчайзеру за право доступа к его интеллектуальной собственности. И за то, чтобы франчайзер пошагово провел франчайзи через все этапы открытия бизнеса. Франчайзер может даже приехать в ваш город, вместе выбрать помещение для вашего бизнеса, если оно нужно.

Тем не менее в большинстве случаев основную работу, которую нужно делать на местах, вам придется делать самому. Однако франчайзер, конечно же, даст исчерпывающие инструкции».

Зачем платить роялти

«Роялти — это ежемесячные взносы, которые франчайзи платят франчайзеру на постоянной основе в течение всего срока действия контракта. Эти деньги идут на поддержание и развитие каких-либо сервисов франшизы.

Как правило, во франшизе есть отдел сопровождения и развития франчайзи. Когда у вас возникает какой-то сложный вопрос, и вы обращаетесь за помощью к франчайзеру, ваша проблема адресуется именно в отдел сопровождения. И дальше специалисты рассказывают о том, как с этим справлялись другие франчайзи, как справлялся сам франчайзер. В итоге, вы понимаете, что нужно делать в той или иной ситуации.

Работа команды, которая консультирует франчайзи, оплачивается из регулярных взносов. Также в роялти могут входить доступы к CRM-системам, к веб-сайтам, каким-то серверам, изготовление новых рекламных материалов, макетов и так далее.

Роялти составляют от 4 до 10% от оборота франчайзинговой точки, и часть этих средств возвращается назад, в бизнес, потому что франчайзер постоянно развивает свой продукт, придумывает какие-то новые маркетинговые акции, способы взаимодействия с клиентами, новые товары. Таким образом, оплачивая роялти, вы развиваете общий бизнес, свою общую франшизу.

Бизнес, доступный каждому

«Итак, в чем преимущества запуска бизнеса по франшизе? Вам не нужно придумывать новую бизнес-идею, не нужно тратить время на ее тестирование, на разговоры с клиентами. Франчайзер помогает вам выстроить бизнес пошагово и не наступить на те грабли, на которые он уже наступал.

И самый главный, наверное, секрет франчайзинга: он развенчивает миф про так называемый «ген предпринимательства». Для того чтобы быть успешным франчайзи, не нужна какая-то особенная «предпринимательская жилка» — нужно только трудолюбие и целеустремленность».

Из видеоурока вы также узнаете, как определить адекватность паушального взноса, какие форматы поддержки может предложить франчайзер и в чем сила бизнес-сообщества франчайзи. Полностью первый урок можно посмотреть в «ВКонтакте» проекта РБК Франшизы. Там же опубликован и второй урок «Азбуки франчайзинга», посвященный тому, как правильно выбрать франшизу.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться