Образец для подражания: как Berlitz стал первой франшизой языковых школ
Berlitz — франшиза сети школ иностранных языков, которая объединяет более 600 заведений в 70 странах мира. За 2023 год доход компании составил $1,1 млрд. А началось все с открытия, которое в 1878 году сделал Максимилиан Берлиц
Максимилиан Берлиц и его метод
В 1870 году 18-летний лингвист и педагог Максимилиан Берлиц перебрался из родной Германии в США в поисках лучшей жизни. Обосновавшись в городе Провиденс штата Род-Айленд, он стал преподавать иностранные языки в колледже. Юный возраст учителя никого не смутил, ведь Берлиц в совершенстве владел шестью языками — немецким, греческим, французским, итальянским, английским и латинским. Помимо занятий в колледже, немецкий лингвист давал частные уроки. И спрос на них был высок: в США стремились люди со всего света, процветала торговля, американцы ездили в Европу, а европейцы — в США.
В 1878 году Максимилиан Берлиц открыл языковую школу на 200 студентов. Примерно в это же время лингвист изобрел собственную методику преподавания. Есть две версии того, как это произошло. Согласно первой из них, «метод Берлица» — это усовершенствованный «естественный метод», который разработали лингвисты Хеннесс и Совер в 1869 году. Они первыми стали погружать человека в новую языковую среду, таким образом ускоряя учебный процесс.
По второй, более экстравагантной версии, «метод Берлица» был открыт случайно, и этому предшествовала забавная история. Берлиц, уже не справляясь с учебной нагрузкой, решил нанять помощника. Выбор пал на молодого француза Николаса Жоли, который, как предполагал Берлиц, владел английским языком настолько, чтобы общаться со студентами и обучать их своему родному французскому.
Когда Жоли приехал в Провиденс, выяснилось, что он и слова не знает на английском языке. Ситуация осложнялась тем, что Берлиц был сильно болен, а новый педагог требовался срочно. Единственным выходом стал формат, который Берлиц придумал от отчаяния — он попросил Николаса объяснять студентам слова с помощью жестов, интонации и мимики.
Вернувшись с больничного через полтора месяца, Максимилиан Берлиц был очень удивлен: его студенты оживленно говорили на французском. То есть всего за шесть недель они достигли результата, которого, обучаясь по традиционным методам, добивались бы несколько месяцев. Так и появился новый принцип преподавания: Берлиц его запатентовал, а затем ввел правило для педагогов, за несоблюдение которого увольнял, — в классе общаться только на изучаемом языке.
«Гарантированный результат за $10»
Объявление в газете Providence Daily Journal от июля 1878 года гласило, что курс английского, немецкого или латыни с бесплатным пробным периодом, рассчитанный на 3 месяца, стоит $10 (примерно $160 в современных деньгах). Курс обещал быстрый и гарантированный результат за «самую низкую плату», индивидуальный подход и «самое лучшее обучение у носителей языка».
Чтобы обеспечить студентов учебниками и печатными материалами, Берлиц открыл небольшое издательство. В 1882 году он выпустил учебник французского, который можно было купить за $1, а далее регулярно печатал книги по грамматике основных европейских языков, включая русский, и самоучители. На первой и последней странице каждого учебника размещалась реклама школы Berlitz.
Маркетинговое чутье Берлица опережало время. Помимо очных курсов, он ввел обучение на дому с гибким графиком, а также разработал систему предоплаты: деньги нужно было внести до первого занятия, и возврату они не подлежали. Более того, со временем Берлиц начал масштабировать бизнес, открывая филиалы в районах, где проживали его основные клиенты — бизнесмены, путешественники, иммигранты.
Первая франшиза и серьезный кризис
Школа в Провиденсе имела успех. Слухи об инновационном методе обучения привлекали студентов из других штатов. Берлиц открыл еще несколько филиалов и предложил педагогам стать их совладельцами.
Через четыре года Берлиц открыл филиал школы в Нью-Йорке. Сначала она располагалась на Манхэттене, потом — на пересечении Бродвея и 25-й авеню. Лучшего места нельзя было и придумать: через самый оживленный перекресток города проходили тысячи людей — от бизнесменов и клерков до рабочих-иммигрантов. Классы школы были заполнены до предела.
В конце 90-х годов между США и Европой перемещалось огромное количество людей: торговцы налаживали экономические связи, туристы приезжали посмотреть Америку, иммигранты массово перебирались в США, чтобы начать новую жизнь. Отправившись в рабочую поездку в Европу, Берлиц увидел там огромный спрос на изучение языков. Сомнений не осталось: пришло время завоевать международный рынок.
Первая школа за пределами США начала работать в Германии в 1888 году, через год открылись филиалы в Англии и Франции. Финансовые ресурсы Берлица не позволяли ему и дальше масштабироваться в Европе, и он обратился к франчайзингу — нанял агентов, которые выдавали лицензии на открытие Berlitz в разных городах.
Мировую известность школы Berlitz получили на Парижской выставке 1900 года, которую посетили 50 млн человек. Берлиц придумал маркетинговый ход — арендовал павильон, в котором показательно обучал языку группы людей из французских колоний. За инновационный метод обучения школа получила 4 медали, а сам Берлиц — Орден Почетного Легиона и еще несколько важных наград за популяризацию французского языка за рубежом.
К 1910 году в сети Berlitz работало 350 школ по всему миру. Частью из них, в том числе и филиалами в Российской империи, руководили лицензиаты. В Петербурге по методу Берлица занимались не только обычные люди, но и венценосные особы. Например, Максимилиан Берлиц лично обучал английскому языку Николая II, который обожал прогресс и отнесся к инновационной методике с большим интересом.
К началу Первой мировой войны в 1914 году в Европе и Америке работало 200 франшизных школ Berlitz, 63 из которых — в Германии и 27 — в Англии. Наступили тяжелые времена для компании: студентов становилось все меньше, а мужчин-директоров и педагогов забирали на фронт. Тогда Берлиц принял решение назначить жен тех, кто ушел на войну, ответственными за школы. Часть из филиалов компании, а также издательство, все равно закрылись, однако идея Берлица помогла бренду устоять в сложный период.
Новый мир — новые решения
В 1921 году Максимилиан Берлиц умер, и управление перешло к его прямым наследникам. Состояние компании на тот момент оценивалось в $210 тыс. и продолжало быстро расти вплоть до 1929 года, когда в США разразилась Великая депрессия.
Финансовый кризис сильно ударил по Berlitz, но не уничтожил его. Владельцы бренда заморозили международные проекты и сделали акцент на курсах подготовки к TOEFL и IELTS — ключевым тестам на знание языка для людей из неанглоязычных стран. Оба теста были обязательными для приезжих, давали им шанс получить хорошую работу и социализироваться.
Согласно переписи населения 1930 года, каждый десятый из 120 млн жителей Соединенных Штатов был иммигрантом. Подготовка к экзаменам и курсы базового английского удержали Berlitz на плаву и во время Второй мировой войны.
Создание ООН в 1945 году, где английский стал одним из шести официальных языков, открыло для Berlitz новые перспективы и позволило вернуться к международной экспансии. Люди снова ездили в зарубежные командировки и снова хотели изучать английский. В 1950-х началось освоение Латинской Америки. Школы открылись в Мексике, Чили, Перу, Аргентине, Венесуэле.
Школам Berlitz вновь потребовались учебники, разговорники и карманные словари, поэтому в 1946 году компания перезапустила издательство Berlitz Publications. Мировую известность ему принесли красочные подробные путеводители, которые издавались на 30 языках.
Английский для инвесторов и трейдеров
В Berlitz всегда делали ставку на обучение людей, которым нужно было выучить разговорный язык для повседневного общения. В 1950–1960-е возник спрос на корпоративное обучение, обучение командированных сотрудников и их семей, бизнес-английский и курсы, которые позволяют людям освоить профессиональные термины. Таким образом, в Berlitz первыми в мире запустили узкоспециализированные языковые курсы для разных профессий и экспресс-курсы, позволяющие выучить язык для конкретных нужд.
В 1964 году Berlitz запустил программу Total immersion — «Полное погружение» — интенсивный языковой курс, рассчитанный на 12 уроков в день (60 часов в неделю) и ориентированный на конкретные цели ученика. Это мог быть, к примеру, «Английский для трейдеров» или «Английский для инвесторов».
Стараясь сделать изучение языка еще более легким и результативным, Berlitz внедрял в работу своих школ множество инновационных решений и технических новинок. Например, Berlitz первым в мире включил в программы аудиоуроки, а в 90-х, опередив конкурентов, начал выпускать CD-диски.
Кроме того, с развитием интернета корпорация Berlitz первая опробовала дистанционное онлайн-обучение, виртуальный класс и преподавание по переписке в чате. Первыми в мире школы Berlitz стали и по внедрению онлайн-платформы для самостоятельного изучения языка: студенты могли подбирать занятия под свои запросы, выбирать удобный график и объемы уроков.
Идея детских курсов, основанных на игровой подаче материала, тоже принадлежит Berlitz. Этим направлением компания стала заниматься в 80-е, фактически создав сегмент детских языковых курсов в дополнительном образовании.
В 2001 году школы Berlitz вошли в состав японской Benesse Corporation, специализирующейся на дополнительном образовании и издательском деле. Доходы Berlitz росли год от года. В 2004 бренд заработал $395 млн, в 2007-м — $529 млн, а в 2008-м — рекордные $607 млн. В феврале 2022 года все акции Berlitz Corporation, принадлежащие Benesse Holdings, были переданы Berlitz Holdings — компании, созданной посредством 100%-ных инвестиций ILSC Holdings LP. В то же время совет директоров Benesse Holdings передал все акции Berlitz Japan (15,75% всех акций, принадлежащих Benesse) компании Berlitz.
С момента основания школ Berlitz в них обучались 30 млн человек. В отчете Meticulous Research за 2023 год компания названа в числе пяти самых крупных игроков рынка языкового обучения. На сегодняшний день школы Берлица открыты почти в каждом крупном городе Европы, Азии и Америки. Основной набор языков для каждой страны присутствия отличается, однако 85% уроков Berlitz во всем мире — это уроки английского языка.
Berlitz в разных странах
Япония
В 1966 году первые филиалы Berlitz открываются в Токио и Осаке — с этого момента начинается масштабный выход на азиатский рынок. До сих пор японский филиал Berlitz — один из самых крупных и стабильных. В 2023 году в Японии работало 44 школы Berlitz. В них, помимо европейских языков, можно выучить путунхуа — официальный язык Китайской Народной Республики, который основан на пекинском диалекте.
Пакистан
В Пакистан франшиза Berlitz пришла в 2001 году. Из семи школ четыре работают в Карачи — крупном портовом городе, одном из самых больших городов мира. Кроме основных европейских языков, студенты пакистанского филиала Berlitz могут выучить корейский, голландский и севернокитайский язык — один из крупнейших китайских языков, объединяющих диалекты северной и западной части республики.
Россия
В середине 2000-х на российский рынок с осторожностью зашли сразу несколько мировых франшиз языкового обучения. Все они, в том числе и Berlitz, поначалу делали ставку на корпоративных клиентов, но позже стали работать и с обычными учениками. В феврале 2022 года бренд приостановил работу своего российского филиала.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.