«Азбука франчайзинга»: что такое товарный знак и зачем его регистрировать
Зачем франшизам регистрировать товарный знак и что будет, если этого не сделать? РБК Франшизы рассказывают в третьем видеоуроке проекта «Азбука франчайзинга»
«Азбука франчайзинга» — новая рубрика РБК Франшизы, в которой эксперты рассказывают об основных принципах работы франшиз. В третьем эпизоде Константин Урванцев, основатель экосистемы франчайзинга FranchCamp и эксперт РБК Франшизы, объясняет, что такое товарный знак, что в него входит и какие опасности ждут франчайзера и франчайзи, если его не зарегистрировать.
Что такое товарный знак
«Сегодня мы поговорим о товарном знаке. Зачем он нужен франшизе и почему важно проверять, что товарный знак у франшизы есть? Приветствую всех в рубрике РБК «Азбука франчайзинга». Я Урванцев Константин, эксперт по франчайзингу, инвестор, серийный предприниматель, создатель франшизы детского образования виртуальной реальности Altairika.
Товарный знак — это не только название компании или ее фирменный символ. Это также может быть и цветовая гамма, и айдентика, специальные картинки, узнаваемые люди, которые используются в рекламной коммуникации. И очень важно, чтобы весь этот комплекс интеллектуальных прав был защищен. Причем важно это и для франчайзера, и для франчайзи. Если франчайзер не зарегистрировал свой товарный знак, то любой человек может безнаказанно открывать бизнесы с такими же наименованиями. А еще существуют патентные тролли, которые могут зарегистрировать свободный товарный знак, а потом подать в суд на того человека, который на самом деле придумал и создал этот бренд.
Что будет, если не регистрировать товарный знак
Со стороны франчайзи, казалось бы, какая разница, зарегистрировал франчайзер свой товарный знак или нет? Ведь даже если он не зарегистрирован, мы можем просто использовать этот знак и не платить роялти. Однако существует опасность того, что вы вкладываетесь вместе с франчайзером в раскрутку этого бренда, платите роялти, которые частично идут на маркетинговые активности, бренд укрепляется, а потом внезапно оказывается, что этим брендом пользуется кто-то еще, и, таким образом, ваши деньги уходят в никуда.
Другая ситуация: вы купили франшизу бренда, который на самом деле принадлежит третьему лицу. И в этом случае, когда вы открываете магазин с таким названием, правообладатель данного бренда может подать в суд одновременно и на франчайзера, и на вас как на человека, который незаконно использует его бренд.
Регистрация товарного знака увеличивает доверие потребителей к бренду, а это, в свою очередь, способствует привлечению инвестиций, развитию бизнеса, привлечению новых франчайзи и новых клиентов. В целом во франчайзинге бренд может быть самым главным активом и стоить значительно дороже, чем все остальное, что есть у компании».
Полностью третий урок «Азбуки франчайзинга» доступен в группе РБК Франшизы Vkontakte. В следующем выпуске эксперт расскажет, как читать финансовую модель франшизы.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.