За что платят подростки: главные потребительские тренды поколения Z

Обновлено 10 сентября 2024, 13:35
Фото: BearFotos / Shutterstock
Фото: BearFotos / Shutterstock

Аналитики назвали тренды в потребительском поведении подростков. Среди них — ориентир на натуральные продукты и готовую еду, а также стремление снизить контакт с людьми в магазинах

Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке X5 Group провел исследование потребительского поведения подростков и выявил главные долгосрочные тренды. Так, 58% респондентов интересуются здоровой едой, беспокоятся о том, чтобы она была натуральной и задумываются о гуманности производства. Тренд на экологичность подтверждают данные NielsenIQ, согласно которым представители поколения Z готовы тратить на экологически чистые продукты на 10% больше. При этом такая еда должна приносить удовольствие — у подростков при организации питания эмоции выходят на первый план.

«Высокий приоритет полезности продуктов и экономии времени у подростков говорит о запросе на развитие сегмента полезных перекусов и снеков — сегодня это одна из самых быстрорастущих ниш в ретейле», — говорит председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

Кроме этого, 53% респондентов предпочитают готовую еду домашней. Эксперты «Платформы» отмечают, что перевес в пользу готовой еды — это долгосрочный тренд, который сохранится в будущем. О тенденции говорят и цифры: оборот рынка готовой еды за первые шесть месяцев 2024 года вырос на 29%, и ожидается, что к концу года этот показатель увеличится на 38,8% — до 1,04 трлн руб.

Другой важный вывод исследования — стремление подростков при совершении покупок минимизировать взаимодействие с людьми. 38% опрошенных указали, что предпочли бы ходить магазины с полным самообслуживанием — у взрослых этот показатель в два раза ниже (19%). Под тренд подстраиваются крупные ретейлеры, которые увеличивают число касс самообслуживания (КСО) в своих магазинах. К примеру, у «Вкусвилла» в 90% точек есть кассы самообслуживания, а также более 500 микромаркетов и более 400 вендинговых автоматов. «Магнит» планирует до конца 2024 года установить 27 тыс. новых КСО, тем самым охватив более 7 тыс. магазинов формата «у дома» по всей России. Кассы самообслуживания есть также у «Ленты», «Пятерочки» и «Перекрестка».

Почти 70% подростков предпочитают покупки в точках крупных торговых сетей, 34% выбирают формат «у дома», 21% — магазины эконом-сегмента и 12% — продуктовые рынки. При этом 45% опрошенных поддерживают развитие магазинов как многофункциональных пространств, включающих в себя кафе или фудкорт.

Франшизные сетевые магазины, в свою очередь, расширяют полки с готовой едой и открывают собственные кафе или пекарни-кулинарии. Таким образом франшизы популяризируют тренды и могут быстро распространить их на множество точек. Так, «Перекресток» в 2023 году представил новый формат ─ кафе-веранды на свежем воздухе. Помимо этого ретейлер планирует до конца 2024 года провести реконцепцию 130 торговых точек и добавить в них обеденные зоны. «Магнит» также собирается увеличить число кофе-пойнтов и пекарен в два раза.

Сейчас подростковая аудитория составляет примерно 9% от общего числа покупателей торговых сетей в России. Эксперты отмечают, что потребительское поведение подростков может измениться, но с высокой степенью вероятности сохранится предпочтение ко всему, что делает жизнь мобильнее.

«Расширится доля сторонников здоровой еды, хотя само понятие здоровой пищи может меняться. Будет расти внимание к социальным факторам внутри брендов: что происходит с продуктом до того, как он попадает на прилавок, есть ли социальная репутация у самих сетей. Конечно, будет развиваться тренд, связанный с онлайн-торговлей, но нельзя сказать, что традиционные магазины будут уходить со сцены: их устойчивость связана с тем, что человек остается социальным существом, ему важно живое взаимодействие, опыт тактильного контакта с товаром, расширение траекторий жизни в городской среде или использование магазина в качестве социального хаба в маленьких городах и сельской местности», — отметил глава ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов.

В таких условиях от бизнеса потребуется больше адаптивности, а в выигрыше окажутся те компании, в том числе франшизы, чья бизнес-модель позволяет меняться быстрее, чем рынок в целом.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Теги