Владелец «Советской аптеки»: «Франшизы сделали аптечный бизнес доступнее»

Обновлено 11 сентября, 14:23
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Фармрынок долго считался недоступным из-за высокого порога вхождения и жесткой конкуренции. Ситуацию изменили франшизы. Основатель «Советской аптеки» Алексей Чеченков рассказал, как устроен аптечный франчайзинг сегодня

Согласно исследованию DSM Group, по состоянию на конец первого полугодия 2024 года в России насчитывалось 82 тыс. аптек — на 3 тыс. больше, нежели в начале года. Совокупный объем рынка достиг 980 млрд руб., увеличившись на 17% относительно первых шести месяцев 2023 года.

Как отмечают аналитики DSM Group, позитивная динамика на аптечном рынке наблюдается с 2009 года: за 14 лет количество точек продаж возросло с 51 тыс. до 79 тыс. Драйвером роста выступают крупные аптечные сети, которые масштабируются за счет открытия собственных точек, ребрендинга локальных аптек, а также с помощью франчайзинга. Сегодня, по данным DSM Group, в стране действует свыше 60 сетевых компаний с количеством аптечных точек — от 20 до 7500.

РБК Франшизы попросили основателя и владельца федеральной сети «Советская аптека» Алексея Чеченкова рассказать, как франчайзинг изменил фармацевтический рынок в России, и дать рекомендации по выбору аптечной франшизы.

Федеральная сеть «Советская аптека» развивается по франчайзингу с 2015 года. На сегодняшний день под этим брендом работают более 680 аптек в 78 регионах России. Франшизные точки сосредоточены преимущественно в Москве и Московской области, также сеть представлена во всех городах-миллионниках и крупнейших областных центрах страны. Помимо офлайн-аптек, действует интернет-магазин и мобильное приложение для бронирования лекарств.

 Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Алексей Чеченков, основатель и владелец сети «Советская аптека»

Как франчайзинг повлиял на развитие фармрынка в России?

Фармацевтический бизнес на протяжении долгих лет оставался своего рода закрытым клубом, куда было довольно сложно попасть. Такая конфигурация рынка сложилась буквально сразу после распада СССР: в отрасли закрепились несколько крупных игроков, которые последовательно поглощали одиночные аптеки и локальные сети. Свою роль также сыграли высокий финансовый порог входа в бизнес и жесткая регламентация работы аптек.

Ситуация начала меняться с появлением аптечного франчайзинга. Такая модель, с одной стороны, позволяет бренду быстро масштабироваться по всей стране, а с другой — открывает доступ на рынок для широкого круга предпринимателей. В результате формируется здоровая конкуренция, которая стимулирует развитие отрасли в целом.

К примеру, «Советская аптека», которая запустила франчайзинговую программу в 2015 году, уже через год имела более 60 франшизных точек в 16 регионах России. Компания приняла решение масштабироваться исключительно по модели франчайзинга и ежегодно открывает по 90–100 аптек под управлением партнеров.

Покупатели аптечных франшиз — кто они?

Франчайзинговая модель привлекает в аптечный бизнес как опытных, так и начинающих предпринимателей. Для первых — это способ диверсификации капитала за счет инвестирования свободных средств в новую нишу. Для вторых — возможность запустить свой первый бизнес с минимальными рисками, при поддержке партнера-франчайзера. Кроме того, в аптечные франшизы нередко вкладываются собственники торговых площадей, которые заинтересованы в загруженности своих помещений.

Как правильно выбрать аптечную франшизу?

При выборе аптечной франшизы следует в первую очередь обращать внимание на репутацию бренда, его историю, параметры аптечной сети, объем поддержки со стороны франчайзера и, разумеется, на финансовые показатели — сумму стартовых вложений, объем операционных расходов, срок окупаемости инвестиций и вероятную прибыль.

Качественные франшизы, помимо юридической прозрачности, могут гарантировать партнерам полноценное сопровождение. На стартовом этапе речь идет о помощи в подборе локации и помещения, оформлении фармацевтической лицензии, техническом оснащении аптеки, подборе кадров и персональном сопровождении по всем возникающим вопросам. В дальнейшем покупатель качественной франшизы может рассчитывать на поддержку со стороны централизованной бухгалтерии, маркетингового, юридического и IT-отделов управляющей компании.

Каких предложений стоит опасаться?

К сожалению, стремительное развитие аптечного франчайзинга дает не только положительные результаты. На волне франшизного бума появились недобросовестные компании, не отвечающие основным требованиям классического франчайзинга. Как правило, это малоизвестные аптечные сети, которые на скорую руку создают сайты с предложением об открытии франшизы и обещают за фиксированную сумму заниматься консалтингом и управлением.

Такие франшизы не заинтересованы в развитии партнеров, они не совершенствуют сервис, не вкладываются в маркетинг и не контролируют соблюдение стандартов качества. Иногда недобросовестные франчайзеры даже не имеют зарегистрированных товарных знаков.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

На что еще обратить внимание при покупке франшизы?

Наряду с базовыми критериями оценки франшиз, стоит упомянуть о некоторых нюансах, которые могут существенно повлиять на прибыльность бизнеса. Во-первых, предпочтительно выбирать уже раскрученные бренды, популярные в разных регионах, — это даст весомые преимущества при продвижении аптечной точки. Во-вторых, стоит выяснить, предоставляет ли франчайзер скидки на закупку ассортимента. Как правило, крупные сети сотрудничают с фармацевтическими дистрибьюторами, что позволяет приобретать лекарства по сниженным ценам.

Какие цифровые инструменты должны быть у современной аптечной франшизы?

Чем лучше у проекта развита IT-составляющая, тем удобнее и прозрачнее взаимодействие между управляющей компанией и франчайзером. Скажем, «Советская аптека» вложила немалые средства в разработку собственного программного обеспечения на базе big data.

Программа анализирует спрос на те или иные лекарства и автоматически формирует товарную матрицу под потребности населения. Эта разработка позволяет франчайзи избегать лишних товарных остатков и торговать по низким ценам. В связке с мобильным приложением и интернет-магазином формируется единая цифровая экосистема, которая помогает эффективно управлять аптеками и минимизировать финансовые издержки.

Сколько стоит открыть аптеку по франшизе?

Качественная франшиза не обязательно будет дорогой и сложной в управлении. Так, «Советская аптека» установила порог вхождения в 2,5 млн руб., из которых 1 млн — это вложения в запуск и от 1,5 млн — расходы на товарное наполнение. Паушальный взнос составляет всего 49 тыс. руб., а роялти отсутствует. За восемь месяцев партнер может полностью окупить инвестиции и начать зарабатывать от 250 тыс. руб. в месяц. Что касается управленческой нагрузки, то по желанию партнера головная компания возьмет на себя развитие аптеки и ведение бухгалтерии.

Как грамотно вести аптечный бизнес? Назовите слагаемые успеха

Успех аптечного бизнеса по франшизе зависит от трех основных условий. Первое — это грамотный выбор локации. Объект должен быть расположен в максимально густонаселенном районе с высоким пешеходным трафиком. Потребуется помещение площадью от 40 кв. м, минимумом ступеней, на первом этаже ЖК или ТЦ. Мы проводим анализ локаций по 24 параметрам, что позволяет нашим партнерам открываться в самых удачных местах с минимальной конкуренцией и приближенностью других аптек.

Второе — это подготовленный персонал с опытом работы в крупных сетях. В хороших аптечных франшизах всегда есть HR-отдел, который помогает подобрать квалифицированных специалистов фармотрасли, проводит собеседования и тесты на профпригодность. Кандидаты, которых одобрит франчайзи, обычно проходят дополнительную подготовку: они учатся быстро ориентироваться в ассортименте и осваивают техники продаж по стандартам франшизы.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Третье условие успеха франчайзи — наличие у него финансовой подушки безопасности. Резервные средства позволят при необходимости увеличить товарное наполнение в аптеке и амортизировать операционные расходы в дальнейшем. Сумма, которую имеет смысл отложить на развитие бизнеса, будет зависеть от города, в котором открывается аптека, размеров торговой площадки и ряда других факторов.

Какие риски есть в аптечном франчайзинге?

Аптечный бизнес, как и любая отрасль коммерции, предполагает подводные камни на пути к успеху. Сложности связаны в первую очередь с тем, что фармацевтический рынок строго регулируется государством: есть требования по наличию жизненно важных препаратов, образованию сотрудников, регламенты, касающиеся наценки на лекарства. Франчайзи должен быть готов погрузиться в операционные процессы, наладить контакт с персоналом и покупателями. Однако если он ответственно подойдет к делу, то при поддержке опытного франчайзера быстро добьется хорошего спроса и высокой прибыли.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться