На форуме FTT-2024 обсудили, как франшизы помогают развивать территории
Франчайзинг стал одной из тем ежегодного Форума туристических территорий. Эксперты обсудили роль франчайзинга в развитии регионов России, перспективы отрасли, господдержку и экспорт франшиз в дружественные страны
С 3 по 6 октября в Минеральных водах прошел ежегодный форум «FTT-2024: Форум туристических территорий». Эксперты поучаствовали в более чем 50 круглых столах и обсудили внедрение IT-решений в туризме, законодательные инициативы, инвестиции в отрасль, строительство и управление туристической инфраструктурой. Важной темой форума стал франчайзинг как один из наиболее эффективных методов развития территорий и масштабирования бизнеса по стране. Директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко отметил, что на мировом уровне франчайзинг охватывает около 90% туристической отрасли. При этом в России он развит не так сильно, но у франшиз в сфере гостеприимства и туризма большой потенциал. Кроме того, они позволяют внедрить высокие стандарты сервиса на новых территориях и создать новые рабочие места.
«Если мы говорим про комплексное развитие, то франчайзинг — наиболее эффективный способ масштабирования бизнеса по стране. Невозможно построить отель или жилой комплекс в чистом поле, где рядом ничего нет. Если человек поехал на отдых, а там нет качественного номерного фонда и инфраструктуры, он просто не вернется в это туристическое место. Поэтому всегда вокруг средств размещения или мест жизни возникает сервис. Самый быстрый, простой способ построения сервиса — это франчайзинг», — рассказал РБК Франшизы Юрий Михайличенко.
Он отметил, что сфера туризма — это целый комплекс, куда входят не только гостиницы, но и кафе, рестораны, придорожные объекты, и даже сетевые продуктовые магазины. В России множество брендов, которые нужно масштабировать по стране, особенно на территориях, которые сейчас активно развиваются.
«Мы выделяем территории, куда идет туристический трафик. Например, Северный Кавказ — очень популярное направление. У нас не так много отельных групп, но они есть, они могли бы размещать гостей на таких территориях. В такой ситуации нужно привлекать местных инвесторов, которые готовы вкладываться в строительство и развитие региона. Их надо знакомить с франшизами, показать ценность и пользу таких проектов. Кроме того, необходимо расширять календарный поток, чтобы окупаемость франшиз наступала быстрее», — добавил эксперт.
Сейчас туризм — одна из самых быстрорастущих отраслей экономики России, поэтому ее активно поддерживает государство, однако франшизам не хватает видимости. «Первая помощь, которую государство могло бы оказать франчайзингу, — информационная. Чтобы до предпринимателя можно было донести информацию о существующих проектах, в которых он мог бы поучаствовать, в которые мог бы инвестировать. Кроме того, франшизам не помешало бы субсидирование хотя бы части сделок, поскольку даже небольшая сумма может помочь бизнесу выйти на модель окупаемости», — подчеркнул Юрий Михайличенко.
Вместе с этим франшизам нужно выходить за рубеж, в дружественные страны, с которыми у России тесные взаимоотношения. Это Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армения, Узбекистан, где рынок франчайзинга активно растет.
«Франчайзинг в Узбекистане — новое направление, которое только узнают предприниматели. Сейчас в стране присутствует порядка 400 франшиз и брендов, а самое популярное направление — B2C-франшизы. В Узбекистане пользуются спросом ретейл и рестораны. У нас очень быстро растет население, поэтому большой потенциал есть у франшиз детского образования — школ, детских садов, учебных и развлекательных детских центров», — рассказала на панельной дискуссии «Франчайзинг в России: драйвер развития территорий» Диана Курбанова, заместитель председателя Ассоциации франчайзинга Узбекистана (UFA).
В Армении за последние годы рынок франчайзинга вырос уже на 300%, отметил Артур Варданян, директор Ассоциации франчайзинга Армении. Поэтому для российских франшиз рынок СНГ сейчас крайне перспективный: он не заполнен и нуждается в качественных концепциях. Для обмена опытом в рамках форума иностранные участники представили свои франчайзинговые проекты. Юрий Михайличенко отметил, что это поможет обогатить российскую индустрию HoReCa новыми идеями и лучшими международными практиками.
«FTT-2024: Форум туристических территорий» посетило более 2 тыс. человек — это в два раза больше, чем в прошлом году. Среди спикеров были эксперты из Китая, Казахстана, Турции, Узбекистана, Армении, Беларуси, Азербайджана и других стран.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.