Как открыть клининг по франшизе: рассказал основатель New Cleaning
В России продолжает расти спрос на клининговые услуги, и вместе с ним растут требования к операторам клининга. Основатель франшизы New Cleaning рассказал о трендах в клининговой индустрии и преимуществах работы по франчайзингу
В 2023 году объем российского рынка клининговых услуг достиг рекордных показателей за шесть лет и составил более 400 млрд руб. Такие данные приводит в своем исследовании компания NeoAnalytics. Для сравнения: в 2017 году объем рынка составлял лишь 137,7 млрд руб.
Развитию отрасли во многом способствовал взрывной рост рынка коммерческой недвижимости, который пришелся на 2003–2005 гг. Новые торговые центры, рестораны, офисные кластеры требовали профессиональной уборки, которую могли обеспечить лишь специализированные компании. С середины двухтысячных вслед за коммерческими заказчиками к профессиональному клинингу все чаще стали прибегать и государственные учреждения, что дополнительно стимулировало отрасль. К 2020 году в России насчитывалось уже около 40 тыс. клининговых компаний.
На фоне пандемии коронавируса их число сократилось до 35,8 тыс., однако затем снова стало нарастать.Как показывает исследование «Контур.Фокуса», проведенное в июне 2023 года, рынок клининга в России развивается неравномерно: профильные компании сконцентрированы в Москве (более 6 тыс.), в Московской области (около 3 тыс.) и в Свердловской области (около 2,5 тыс.). Четвертым по количеству клининговых компаний назван Краснодарский край, где зарегистрировано только 295 предприятий. В остальных регионах клининговых сервисов еще меньше либо они вовсе отсутствуют.
Несмотря на позитивную динамику рынка в целом и низкую конкуренцию в регионах, начинающему предпринимателю довольно сложно открыть прибыльный и стабильный клининговый бизнес. Во-первых, из-за кадрового голода, который наблюдается в России в последние два года, у предпринимателя могут возникнуть проблемы с подбором квалифицированных сотрудников. Во-вторых, начинающему владельцу клининговой фирмы придется с нуля нарабатывать клиентскую базу, тестируя различные маркетинговые гипотезы и обучаясь на своих ошибках. В-третьих, на фоне экономических санкций новичок неизбежно столкнется с трудностями в сфере закупки оборудования и моющих средств.
Как утверждает основатель компании New Cleaning Сергей Москвин, риски можно значительно снизить благодаря франчайзингу. РБК Франшизы попросили эксперта рассказать о трендах и перспективах российской индустрии клининга, нюансах управления франшизой, а также о подводных камнях этого бизнеса и распространенных ошибках начинающих франчайзи.
New Cleaning
Федеральная франшиза, предоставляющая комплекс услуг по уборке помещений и прилегающих территорий, а также мойке окон и фасадов, дезинфекции и химчистке текстильных поверхностей. Франчайзи New Cleaning обслуживают как физических, так и юридических лиц, включая такие крупные компании, как МТС, «Вкусно — и точка», «Альфа-банк», «Спортмастер» и др. Инвестиции на старте составляют не более 1 млн руб., а выручка партнеров начинается от 2 млн руб. Окупить бизнес можно уже через 8 месяцев. На сегодняшний день компания представлена в 18 городах России — от Иркутска до Калининграда.
Франчайзинг в индустрии клининга
В последнее десятилетие заметен тренд на централизацию и саморегуляцию рынка клининговых услуг. Сформировалось несколько профессиональных ассоциаций, таких как «Союз клининговых компаний России» и Ассоциация клининговых и фасилити-операторов, проводятся отраслевые форумы и выставки всероссийского и международного масштаба, к примеру Открытый форум отрасли технической эксплуатации и клининга и Clean Expo. Крупнейшие игроки устанавливают стандарты качества и способствуют финансовой прозрачности отрасли.
Тем не менее, по словам Сергея Москвина, рынок остается весьма неоднородным: в индустрии клининга по-прежнему действует большое количество ИП и самозанятых, продвигающих свои услуги через доски объявлений. Такие клинеры зачастую не имеют специальной подготовки, работают с непрофессиональным оборудованием и не могут гарантировать высокий уровень сервиса. В подобных условиях именно франчайзинг может обеспечить дальнейшую консолидацию отрасли.
Сергей Москвин, основатель New Cleaning:
«При выборе ниши, в которой стоит развивать свой бизнес, я обращал особое внимание на состояние отрасли и перспективы масштабирования. В 2016 году я проанализировал рынок клининговых услуг в Тюмени и понял, что ниша свободна. Клининговые компании не закрывали потребности клиентов в уборке квартир и коммерческих объектов. На этом фоне запуск многопрофильной клининговой компании обещал высокие доходы, что и подтвердилось на практике, причем не только в моем городе, но и по всей стране».
За пять лет New Cleaning стала одним из локальных лидеров индустрии, и Сергей Москвин принял решение транслировать свой опыт в других регионах с помощью франчайзинга. Первая франшиза была запущена в 2021 году в Омске. В последующие полтора года открылись еще четыре партнерских предприятия в разных городах, и на сегодняшний день у New Cleaning действуют уже 18 франшизных точек. По словам Сергея Москвина, в 2023 году выручка компании выросла в два раза по сравнению с предыдущим годом, а 2024 год уже стал рекордным по этому показателю.
В отличие от многих клинеров, компания не стала фокусироваться на какой-то определенной услуге, а предпочла универсальный подход. New Cleaning обслуживает частных и корпоративных клиентов и занимается уборкой помещений, мойкой фасадов и окон, дезинфекцией и химчисткой. При этом франчайзи самостоятельно выбирают, с какого направления начать развитие бизнеса. Решение может зависеть как от личных предпочтений партнера и уровня инвестиций, так и от потребностей аудитории в конкретном городе.
Обучение — ключ к качеству
Одно из главных преимуществ франчайзинга — это единые стандарты обслуживания во всей сети. Для того чтобы каждый франчайзи мог оказывать услуги на должном уровне, необходимо централизованное обучение партнеров и линейного персонала. Так, в New Cleaning действует корпоративная школа, где франчайзи изучают современные технологии клининга, а также осваивают методики управления бизнесом, техники продаж, способы продвижения услуг. Линейные сотрудники проходят подготовку по использованию инвентаря и моющих средств, учатся грамотно взаимодействовать с клиентами на объектах.
Сергей Москвин, основатель New Cleaning:
«Все франчайзи задают похожие вопросы: о методах уборки, инвентаре, продажах, подборе персонала, юридических моментах, сотрудничестве с корпоративными клиентами. К примеру, сейчас в стране очень востребована послестроительная уборка, и франчайзи, сталкиваясь с такими заказами, начинают спрашивать одно и то же: как осматривать объект, как рассчитать стоимость, как правильно сделать коммерческое предложение на большие квадратуры. Одно время я каждый раз лично разъяснял подобные нюансы, а потом понял, что проще и эффективнее будет организовать единый учебный центр и транслировать опыт компании через него».
Как подчеркивает Сергей Москвин, обучение дает максимальный эффект только в сочетании с другими мерами поддержки франчайзи. Речь идет о юридическом консультировании, предоставлении подробного брендбука, финансовой модели, маркетинговой аналитики, рекламных материалов и базы проверенных поставщиков, подборе оборудования и моющих средств, настройке сайта, CRM и аккаунтов в соцсетях. Чтобы службы поддержки работали эффективнее, в New Cleaning ввели дополнительную финансовую мотивацию для менеджеров: их доходы напрямую зависят от результатов франчайзи.
Успехи и ошибки франчайзи
В роли франчайзи на рынке клининга выступают как опытные бизнесмены, так и новички. Благодаря понятным алгоритмам запуска и развития бизнеса, а также постоянному сопровождению со стороны управляющей компании даже начинающие предприниматели могут добиться высокой прибыли в короткие сроки.
Сергей Москвин приводит в пример франшизную точку New Cleaning в Красноярске, которая специализируется на обслуживании региональных и федеральных ретейлеров. Уже спустя полгода после открытия франчайзи с опережением финансового плана вышел на миллионные обороты в месяц. Отличные результаты также показал франчайзи из Омска: он смог обогнать головную компанию по количеству отзывов как в самом городе, так и во всем уральском регионе.
Добросовестный франчайзер всегда заинтересован в успехе партнеров и готов их поддержать, однако это не означает, что франчайзи может просто вложить деньги и сразу получить готовый бизнес. В рамках классического франчайзинга предприниматель самостоятельно развивает свою точку, соблюдая при этом регламенты управляющей компании. Недостаточная вовлеченность в бизнес или отступление от рекомендаций франчайзера чреваты убытками для предприятия и репутационными издержками для всей сети.
По словам Сергея Москвина, есть несколько типичных ошибок, которые совершают начинающие предприниматели в сфере клининга. Во-первых, многие франчайзи пытаются занять сразу все ниши. Каждое направление в клининге требует своей экспертизы и специального оборудования, поэтому лучше сначала сосредоточиться на каком-то одном типе услуг и постепенно расширять компетенции.
Во-вторых, новички часто начинают искать крупных клиентов непосредственно после запуска бизнеса. Обычно франчайзер рекомендует партнерам на первых этапах заняться уборкой квартир и тем самым наработать клиентскую базу. И только после этого можно пробовать выходить на корпоративную аудиторию.
Третья категория ошибок связана с невнимательностью при выборе оборудования и расходных материалов. Покупка подержанной техники или обычных моющих средств в разы увеличивает время одной уборки и снижает качество услуг. Непроверенные средства могут не только испортить вещи клиента, но и навредить здоровью персонала.
Еще один тип ошибок основатель New Cleaning называет «работой на доверии». Речь идет о ситуациях, когда владелец бизнеса нанимает сотрудников без подтвержденной репутации либо заключает с клиентом соглашение на словах, без договора и акта приема-передачи помещения. В первом случае непроверенный сотрудник может, к примеру, украсть вещи клиента. Во втором — есть вероятность, что клиент предъявит необоснованные претензии по объему и качеству работ, и франчайзи не на что будет сослаться в свою защиту.
Сергей Москвин, основатель New Cleaning:
«Одна из самых распространенных ошибок, которую допускают новички в клининговом бизнесе, — это слабая работа с лояльностью клиентов, нежелание собирать обратную связь и неумение ее анализировать. В New Cleaning мы обучаем франчайзи, как правильно настроить эти процессы. Каждому клиенту обязательно выдается бумажная анкета с чек-листом, в котором перечислены все этапы уборки, и на основании этих данных франчайзи может контролировать клинеров и оптимизировать их работу. А после выполнения заказа, на следующий день, оператор обзванивает клиентов и берет дополнительную обратную связь, и в случае недовольства клиентов компания исправляет недочеты».
По мнению Сергея Москвина, люди начинают все лучше разбираться в клининговых услугах и предпочитают привлекать для уборки обученных клинеров из профильных компаний, а не частников-любителей. Крупные федеральные сети и вовсе не рассматривают самозанятых клинеров: они заинтересованы в том, чтобы их обслуживала одна проверенная клининговая компания во всех городах.
На сегодняшний день оптимальный вариант для тех, кто хочет с нуля войти в клининговый бизнес, — работа по франшизе. При этом важно, чтобы выбранная франшиза не только обладала опытом и ресурсами, но и была способна адаптироваться под потребности клиентов, внедряя смежные услуги, такие как кейтеринг, благоустройство территорий и управление отходами.
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.