Big Data и личный опыт: как «Супермен» ищет локации для франшизных точек
Бьюти-бизнес — одна из отраслей, успех которых напрямую зависит от расположения торговой точки. Основатель франшизы барбершопов «Супермен» Василий Михайлов рассказал, какие инструменты использует компания при подборе локаций для франчайзи
«Удачно подобранная локация повышает эффективность любого бизнеса, но для некоторых отраслей — общепита, продуктового ретейла и сферы услуг — это критически важный фактор. В бьюти-бизнесе существует несколько общих критериев оценки локации, и также множество нюансов, которые зависят от концепции и формата конкретного бренда.
Первый момент, на который надо обратить внимание, — пешеходный трафик в локации. Это не принципиально для салонов премиум-класса, которые работают исключительно по предзаписи и проводят долгие и сложные процедуры, а вот успех заведений среднего и эконом-сегмента напрямую зависит от проходимости локации. В «Супермене» при запуске новых барбершопов мы анализируем пешеходные потоки в разные дни недели и время суток, а также обращаем внимание на точки притяжения трафика — торговые центры, популярные сетевые магазины и рестораны фастфуда.
Сам по себе трафик — необходимое, но недостаточное условие для выбора локации. Второй момент, который следует учесть, касается потенциальной аудитории бьюти-заведения. Нужно составить типологический портрет клиента и сравнить с данными о реальных людях, которые регулярно перемещаются по району. Поскольку «Супермен» обычно открывается в жилых массивах, мы выясняем плотность и суммарную численность населения в локации, гендерный состав, уровень доходов, особенности покупательского поведения.
Третий важный момент — конкурентное окружение: в каждой интересной локации, скорее всего, уже есть заведения бьюти-сферы. Для начала стоит оценить их общее число, а затем — количество и расположение прямых конкурентов, чьи услуги совпадают с вашими. Чтобы отстроиться от конкурентов, надо выявить их сильные и слабые стороны: популярность бренда, ассортимент услуг, квалификацию мастеров, качество и скорость обслуживания, график работы, методы продвижения и ценовую политику. Во франчайзинговых сетях также необходимо учитывать удаленность от соседней франшизной точки. Скажем, в сети «Супермен» во избежание внутренней конкуренции действует правило: барбершопы должны находиться друг от друга на расстоянии не менее километра.
Раньше владельцы бизнеса определяли основные метрики полевым методом. Приходилось вручную подсчитывать количество пешеходов и средний чек в локации, искать на месте якорных арендаторов и вероятных конкурентов, оценивать благосостояние местных жителей по внешнему виду и выявлять интерес к услуге с помощью опросов. Сейчас подобные задачи решаются с помощью геосервисов, которые оперируют большими данными.
Универсальные геосервисы способны представить довольно подробную картину локации, оценить ее пригодность для бьюти-отрасли в целом, однако они не могут учесть специфику каждого конкретного бренда. Именно поэтому крупные франшизные сети разрабатывают собственные инструменты геоаналитики и вшивают в них свои бизнес-модели. К примеру, в «Супермене» используется оригинальная система аналитики на базе платформы «Геоинтеллект», которая собирает общедоступные данные, а затем соотносит их с датасетом, включающим в себя информацию обо всех наших действующих точках. В итоге мы не просто выясняем, подходит локация для открытия или нет, но и можем спрогнозировать темпы развития нового барбершопа.
Цифровые инструменты существенно оптимизировали поиск локации, но окончательное решение по-прежнему принимается на месте. После того, как франчайзи, пользуясь рекомендациями управляющей компании, выберет локацию и помещение, туда приезжают опытные менеджеры, которые проверяют данные геосервиса и дополнительно оценивают место на пригодность для бизнеса.
В «Супермене» существует стартап-отдел, который, в зависимости от пакета франшизы, либо консультирует партнеров на всех этапах подбора локации, либо находит локацию под ключ. Во втором случае специалисты предлагают варианты на основе пожеланий франчайзи, выезжают на осмотр помещения, проверяют договор аренды, а также обеспечивают ремонт площадки и запуск заведения.
Выбор локации в случае работы по франшизе — это зона ответственности обеих сторон: франчайзи заинтересован в высокой прибыли с точки, а франчайзер, который зарабатывает на роялти, — в непрерывном росте показателей партнера. Бьюти-бизнес требователен к локации, и управляющая компания «Супермена» очень внимательно подходит к этому вопросу, поскольку именно размещение и внешний вид барбершопа приводят до 70% новых клиентов с проходящего трафика.
Как показывает практика, попытки сэкономить на арендной ставке и нежелание вникать в тонкости анализа локаций оборачиваются для бьюти-бизнеса скудным потоком клиентов, повышенными затратами на рекламу и долгим сроком окупаемости. Лучше потратить больше времени и денег на старте и подобрать помещение с продуманной планировкой в популярном жилом комплексе или ТЦ, чтобы затем локация сама генерировала для вас клиентский трафик».
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.