«Азбука франчайзинга»: что такое финансовая модель франшизы

Обновлено 23 октября 2024, 15:37

Что такое финансовая модель франшизы, зачем она нужна и какие показатели в ней должны быть? РБК Франшизы рассказывают в четвертом видеоуроке проекта «Азбука франчайзинга»

«Азбука франчайзинга» — это образовательная рубрика РБК Франшизы, в которой эксперты рассказывают о главных принципах и нюансах франчайзинга. В прошлых эпизодах эксперт Константин Урванцев, создатель экосистемы FranchCamp, объяснил, как работает франшиза, как выбрать проверенный проект и не пожалеть, а также что такое товарный знак и какие опасности ждут франчайзера и франчайзи, если его не зарегистрировать. В новом выпуске главной темой стала финансовая модель франшизы.

Что должно быть в финансовой модели франшизы

«Приветствую вас в проекте «Азбука франчайзинга». Я Константин Урванцев, эксперт по франчайзингу, инвестор, серийный предприниматель, основатель экосистемы франчайзинга FranchCamp и создатель франшизы детского образования виртуальной реальности Altairika. Сегодня мы поговорим о финансовой модели франшизы. Хорошая финансовая модель — это та, что позволяет проиграть любые сценарии, которые могут произойти в бизнесе, и найти самые важные точки: точку окупаемости, точку безубыточности и понять, сколько вы можете зарабатывать в этой франшизе.

Что должно быть отражено в хорошей финансовой модели? В хорошей модели должно быть несколько основных параметров: ежемесячная выручка, расходы на открытие бизнеса и операционные расходы, которые вы тратите ежемесячно на функционирование франшизы. Изучив, как работает рынок франшизы в вашем городе, вы сможете правильно заполнить финансовую модель и получить специализированные, именно ваши, результаты.

В финансовой модели должны быть отражены не только общие расходы и доходы, но и другие, местами неочевидные показатели, например, сезонность бизнеса. Очень часто в финансовой модели учтены маркетинговые расходы на стандартное функционирование франшизы и не учитывается повышенный рекламный бюджет на то, чтобы люди в принципе узнали о том, что здесь открылась новая кофейня или автомойка.

Нюансы, о которых нужно знать

Иногда в финансовой модели могут скрываться некоторые показатели или смещаться акценты с одних показателей на другие. Очень часто в графу «прочие расходы» включается огромное количество расходов, о которых франчайзер предпочитает не упоминать. Поэтому обязательно уточняйте, что включено в «прочие расходы».

Один из частых нюансов — в финансовые модели забывают учесть налоги или эквайринг, который может занимать до 2% от оборота, а это половина роялти в некоторых франшизах. Вы обязательно должны продумать весь путь вашего клиента. Как он приходит, как он платит, что он делает, что вы делаете для того, чтобы оказать ему услугу, и кому в каждом из этих процессов вы платите. Например, если не учтены налоги на фонд оплаты труда и посчитана только самозанятость, вы должны посмотреть, а уместно ли использовать в данной бизнес-модели самозанятости или все-таки нужно оформлять в ней трудовые договора и включить соответствующие цифры налогов в финансовую модель.

Если все показатели, о которых мы говорим, отражены в финансовой модели, это существенно упрощает жизнь как франчайзи, так и франчайзера. Итак, резюмируем. Финансовая модель должна быть максимально полной, но ни одна модель не отражает жизнь во всех ее деталях. И в каждом городе модель требует адаптации. Чем больше вы добудете деталей, тем точнее будет ваша финансовая модель».

Полностью четвертый урок «Азбуки франчайзинга» доступен в группе РБК Франшизы Vkontakte.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Теги