Артем Гарден из «Совета»: «Аудит франшизы защитит от конфликтов»
Франчайзинг строится на взаимовыгодном партнерстве. Вместе с партнером юридической группы «Совет» Артемом Гарденом разбираемся, как аудит франшизы помогает избежать конфликтов между франчайзером и франчайзи
Согласно статистике Moscow Digital School, в последние годы количество судебных разбирательств по вопросам интеллектуальной собственности увеличилось на 55% — с 34 тыс. исков в 2021 году до 52 тыс. в 2023. Свыше 80% споров было связано с защитой исключительных прав. По данным юридической группы «Совет», на сегодняшний день каждый второй франчайзер сталкивается с исками со стороны франчайзи, и в 65% случаев договоры франчайзинга не защищают франчайзера полностью.
Как подчеркивают юристы «Совета», всего один проигранный суд с франчайзи может стоить франчайзеру бизнеса. Судебное решение, попав в открытый доступ, может спровоцировать цепную реакцию исков от других франчайзи, что приведет к краху сети. Характерный пример из мировой практики — история американской франшизы общепита Quiznos. Франчайзер столкнулся с претензиями от нескольких тысяч франчайзи, после чего бренд был полностью дискредитирован.
Чтобы избежать подобных ситуаций, а также судебных споров с налоговой службой, юристы рекомендуют прорабатывать правовой блок на старте масштабирования и в дальнейшем регулярно проводить аудит франшизы — как внутренний, так и с привлечением сторонних специалистов. РБК Франшизы выяснили, что включает в себя аудит, и попросили партнера юридической группы «Совет» Артема Гардена рассказать о том, как внедрить безопасные юридические решения в бизнес-процессы и избежать судов с франчайзи или ФНС.
Юридическая группа «Совет» — консалтинговая компания, которая специализируется на правовом сопровождении франчайзинга, защите интеллектуальной собственности, налоговой оптимизации бизнеса и корпоративном праве. Является лидером крупнейшего национального рейтинга «Право-300», сопровождает более 100 крупных франшизных сетей России.
Аудит франшизы: стратегия и тактика
Аудит франшизы в широком смысле — это оценка сильных и слабых сторон компании франчайзера с предложением конкретных мер по оптимизации бизнеса. Проводить аудит могут как штатные специалисты компании, так и приглашенные эксперты. Преимущество первого варианта в том, что сотрудники управляющей компании хорошо знают внутренние процессы и могут быстрее проанализировать состояние бизнеса. Однако точность такого анализа может снижаться: штатные сотрудники глубоко погружены в операционку и поэтому не всегда видят или готовы обсуждать проблемные зоны, с которыми работают, да и просто могут не иметь необходимой насмотренности.
По словам Артема Гардена, аудит в первую очередь необходим франшизам, которые испытывают трудности с продажами, регулярно получают жалобы от конечных потребителей, сталкиваются с нарушениями договора либо претензиями со стороны партнеров. Также аудит будет полезен компаниям, не проводившим оптимизацию бизнес-модели на протяжении нескольких лет или планирующим выход на новые рынки. «Сторонние эксперты с большей вероятностью будут непредвзяты в оценках», — отмечает эксперт.
Как правило, профессиональные аудиторы проводят анализ в несколько этапов. Они изучают динамику отрасли и конкурентов франчайзера, договор франчайзинга, финансовую модель франшизы, брендбук, маркетинг, показатели франчайзи. По итогам проверки эксперты составляют отчет, в котором указывают проблемные зоны компании и предлагают пути исправления ситуации.
К примеру, аудиторы могут обратить внимание франчайзера на завышенные расходы на масштабирование и составить схему оптимизации затрат, выявить пробелы в инструкциях для франчайзи, скорректировать позиционирование бренда и предложить дополнительные маркетинговые инструменты. Кроме того, эксперты могут порекомендовать коррекцию договора франчайзинга и иных документов, чтобы обезопасить компанию от недобросовестных конкурентов в лице бывших франчайзи и претензий со стороны государственных проверяющих органов.
Анализ юридического блока франшизы
Особого внимания при аудите франшизы требует договор франчайзинга — соглашение между владельцем-франчайзером и франчайзи, которое официально регламентирует использование товарного знака, фирменного стиля, бизнес-модели и секретов производства. На сегодняшний день чаще всего применяют лицензионный договор или договор коммерческой концессии (ДКК). Лицензионный договор не требует регистрации товарного знака, может заключаться с предпринимателями, не оформившими ИП или ООО, однако он не гарантирует стопроцентную защиту франчайзера. ДКК, в свою очередь, наиболее полно регулирует отношения сторон и обеспечивает соблюдение их интересов. Партнер юридической группы «Совет» Артем Гарден называет несколько ключевых преимуществ ДКК:
- легальность передачи товарного знака и других нематериальных активов (НМА), подтвержденная Роспатентом;
- защита от недобросовестной конкуренции через введение ограничительных условий. Правовая база для взыскания штрафов в рамках ДКК более устойчива, в отличие от лицензионных договоров, поскольку закреплена в гражданском кодексе;
- получение субсидий от государства: государственные программы по поддержке малого бизнеса обязывают франчайзи предоставлять именно зарегистрированный ДКК;
- единые условия для всех партнеров и защита инвестиций добросовестных франчайзи. Если партнер надлежащим образом исполнял свои обязанности, по истечении срока ДКК он имеет преимущественное право на перезаключение договора;
- легкость в дальнейшей продаже бизнеса. Зарегистрированные договоры коммерческой концессии отображаются в публичном реестре Роспатента, что способствует прозрачности сделки по продаже всей сети или отдельного предприятия.
Как подчеркивает Артем Гарден, ДКК размещается в публичном реестре Роспатента с перечислением всех франчайзи, что повышает доверие к компании и позволяет участвовать в рейтингах франшиз: обычно при составлении таких рейтингов берется информация именно из государственного реестра.
Стоит отметить, что договор коммерческой концессии в чистом виде, согласно ст. 1027 ГК РФ, регламентирует предоставление и использование комплекса исключительных прав, а также деловой репутации и коммерческого опыта применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности. Франчайзинговая модель может подразумевать условия, которые не описаны в статьях ГК, посвященных договору концессии, поэтому договор франчайзинга зачастую включает в себя элементы других договорных конструкций: к примеру, договора подряда, поставки, оказания услуг или доверительного управления.
При аудите юридического блока приходится учитывать всю совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих договорные отношения, налоговое и антимонопольное законодательство, а также судебные прецеденты в сфере франчайзинга.
Артем Гарден, партнер юридической группы «Совет»:
«Оптимально, если юристы не просто ориентируются в действующем законодательстве, но и формируют прецеденты, влияющие на судебную практику. Одним из таких прецедентов стало решение Верховного суда по иску франшизы LaserLove к бывшему франчайзи. Истец требовал взыскать штраф с ответчика, который после расторжения договора стал вести конкурирующую деятельность, вопреки запрету, прописанному в соглашении. Суды апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении иска, однако франчайзер при поддержке юридической группы «Совет» сумел отстоять свою позицию в Верховном суде. Кейс LaserLove стал прецедентным и позволил создать механизм для судебной защиты правообладателей от недобросовестных франчайзи».
Минимизация конфликтов с франчайзи
Для того чтобы избежать судебных споров либо гарантированно в них победить, франчайзеру необходимо на этапе формирования или коррекции юридического блока учесть риски, которые возникают при масштабировании бизнеса. Среди наиболее распространенных проблем Артем Гарден выделяет:
- попытки франчайзи вернуть паушальный взнос и роялти под формальным предлогом,
- расторжение договора и запуск конкурирующего бизнеса с использованием ноу-хау франчайзера,
- отказ выплачивать роялти,
- использование товарного знака после расторжения договора,
- желание франчайзи внести правки в договор перед его подписанием. Здесь франчайзеру важно не только оценить пределы допустимых изменений, но и обосновать отказ так, чтобы это устроило франчайзи.
Минимизировать риски можно за счет внесения в договор безопасных формулировок, которые при необходимости позволят франчайзеру защитить полученные деньги, взыскать дебиторскую задолженность, а также пресечь деятельность франчайзи, нарушившего соглашение о неконкуренции.
Артем Гарден, партнер юридической группы «Совет»:
«Полноценный аудит юридического блока предполагает не только работу с договором и сопутствующими соглашениями, но также грамотное оформление прав на все НМА франчайзера, разработку положений о конфиденциальности, скриптов взаимодействия с франчайзи, образцов претензионных писем. В процессе аудита мы также обращаем внимание на уровень подготовки сотрудников управляющей компании и при необходимости обучаем команду франчайзера работе с документами. Такой системный подход позволяет «Совету» гарантировать клиентам полную защиту от судов с франчайзи — в противном случае мы возвращаем деньги за услугу».
Аудит ноу-хау и оптимизация налогов
Ноу-хау франшизы — это коммерчески значимая информация о бизнес-процессах компании, не известная широкому кругу лиц. Как правило, франчайзер предоставляет ноу-хау в формате базы знаний. Тексты в базе должны быть уникальными, а информация — полезной для франчайзи, актуальной и защищенной положениями о конфиденциальности. Соответствие этим критериям проверяется в ходе аудита в первую очередь.
По словам Артема Гардена, франчайзи нередко пытаются вернуть паушальный взнос и роялти, утверждая, что в ноу-хау не было реальной коммерческой ценности. Значимым для юридической практики по этому вопросу стало дело франшизы Dream.
Артем Гарден, партнер юридической группы «Совет»:
«Экс-франчайзи компании заявил, что описание методики оказания услуг, содержащееся в базе знаний, не уникально и не имеет коммерческой ценности. На этом основании он потребовал возврата паушального взноса. Специалистам юридической группы «Совет», которые представляли интересы франчайзера, удалось доказать, что, помимо методики оказания услуг, ноу-хау содержало юридический и маркетинговый блоки, а также рекомендации по выстраиванию бизнес-процессов.
В совокупности эта информация обеспечивала франчайзи быстрый и безопасный старт бизнеса, а значит, была коммерчески ценной. Прецедент Dream показал, что база знаний франшизы должна оцениваться во всей своей полноте: ее отдельные части могут включать данные из открытых источников или не иметь прямой коммерческой ценности, однако весь объем информации будет соответствовать определению ноу-хау, согласно ст. 1465 ГК».
Еще один важный момент, связанный с ноу-хау, касается снижения налоговой нагрузки. Среди нематериальных активов, передаваемых франчайзи, как правило, есть объекты, которые не облагаются НДС: помимо ноу-хау, это могут быть, к примеру, базы данных или программные продукты, зарегистрированные в Реестре российского ПО. Согласно п. 26.2 ст. 149 НК РФ, для освобождения от НДС необходимо выделить в цене договора вознаграждение за передачу прав на соответствующие объекты интеллектуальной собственности.
В процессе аудита франшизы эксперты разрабатывают модель, которая позволяет обоснованно оценить каждый актив, передаваемый франчайзи. После этого в договоре франчайзинга раздельно фиксируется стоимость товарного знака, дополнительных услуг, облагаемых НДС, и стоимость объектов интеллектуальной собственности, которые от НДС освобождаются. «Аудиторы должны научить франчайзера правильно передавать НМА и разъяснить команде франшизы, как вести раздельный учет операций в соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ», — подчеркивает Артем Гарден.
Артем Гарден, партнер юридической группы «Совет»:
«Аудит нематериальных активов рекомендуется проводить регулярно: нужно следить за актуальностью товарных знаков и патентов и вовремя обновлять их регистрацию, проводить переоценку имеющихся активов согласно конъюнктуре рынка, выявлять новые объекты интеллектуальной собственности. То же можно сказать и про аудит юридического блока франшизы в целом: регулярные проверки позволят оперативно устранять недочеты, возникающие в процессе масштабирования бизнеса, поддерживать конкурентоспособность на динамичном рынке франчайзинга и своевременно реагировать на изменения в законодательстве и судебной практике».
Подписывайтесь на наши социальные сети.
В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.