Киберспорт для регионов: как Colizeum развивает киберспортивный рынок

Обновлено 11 ноября, 10:26
Фото: Colizeum
Фото: Colizeum

Киберспорт в России — одна из самых быстрорастущих индустрий. Бизнес уже захватил крупные города и активно масштабируется по стране. Разобрались, как франшиза Colizeum делает киберспорт доступным в регионах и малых городах

В 2024 году размер мирового рынка киберспорта составляет $2,11 млрд и, по прогнозам, к 2032 году он вырастет до $11 млрд. В России гейминг и киберспорт начали активно развиваться около пяти лет назад и, несмотря на санкции, которые несколько ослабили индустрию, в 2023 году игровой рынок в стране оценивался приблизительно $100 млн. Участники рынка сходятся во мнении, что он продолжит расти. Не только за счет популяризации киберспорта, но и благодаря бизнесу в этой сфере — разработке игр и киберспортивным клубам.

В России насчитывается порядка 2,7 тыс. киберклубов. Только за первую половину 2024 года их оборот увеличился на 22% в годовом выражении и достиг примерно 14 млрд руб. В прошлом году за аналогичный период эта цифра составляла 11,5 млрд. Рост популярности таких площадок связан с подорожанием ПК и комплектующих, желанием геймеров провести время в комфортной обстановке, а также с развитием формата в регионах и выходом бизнеса в малые города.

Большинство киберспортивных клубов работают по франшизе. Сейчас один из самых крупных игроков на российском рынке — сеть Colizeum, под вывеской которой работает 534 франшизных точки. Их ежемесячно посещает около 1 млн человек. РБК Франшизы поговорили с создателями и партнерами Colizeum о том, как бренд делает киберспорт доступным в городах России и популяризует гейминг в стране и за рубежом, как помогает развивать малый бизнес в регионах, что происходит на рынке киберклубов и сколько в этой индустрии можно заработать.

Незаполненная ниша

В 2016 году киберспорт в России признали официальным видом спорта, и это стало сигналом для бизнеса и инвесторов, что рынок начнет активно расти. Так и вышло. Если в 2017 году по всей стране едва насчитывалось около 300 киберклубов, то по итогам 2022 года их число выросло до 2,3 тыс. Индустрия столкнулась с трудностями из-за санкций, но ее рост не остановился. Сеть Colizeum, которая стала первопроходцем, на волне растущего спроса открыла первую игровую площадку на 30 компьютеров в конце 2017 года в Туле и в том же году запустила франшизу. Одним из основателей бренда стал Алексей Локонцев, создатель Topgun, а первыми партнерами — франчайзи его сети барбершопов.

Фото: Colizeum
Фото: Colizeum

Николай Антонов, Алексей Локонцев и Дмитрий Смуров

Николай Антонов, управляющий партнер сети Colizeum^

«Когда мы основали сеть в 2017 году, никакого сервиса на рынке не было — гостям предлагали просто прийти и поиграть. Первое, что мы сделали, — дали клиенту комфортную точку входа, привели бизнес киберспортивных компьютерных клубов к хорошим сервисным стандартам. У нас везде единый стиль, мы следим за чистотой, создали комфортную систему бронирования и разработали приложение. Параллельно начали проводить турниры среди всех наших клубов, чтобы у людей была дополнительная мотивация не только приходить поиграть и провести время с друзьями, но и посоревноваться. Мы показываем, что киберспортивный клуб дает возможность перейти из любительского гейминга в профессиональный киберспорт».

С тех пор под брендом Colizeum открылось 538 игровых пространств в 19 странах мира. Российский игровой рынок в целом растет быстрыми темпами, но он еще далек от насыщения. По одним оценкам, в стране киберспортом занимаются более 15 млн россиян, по другим — вовлеченная в киберспорт аудитория, которая готова ходить в компьютерные клубы, составляет 30–40 млн человек, и эта цифра с каждым годом растет. Только за январь — июнь 2024 года число уникальных посетителей увеличилось на 40% год к году — с 2 млн до 2,8 млн человек.

«Преимущество нашей индустрии в том, что аудитория каждый год прибавляется, — говорит Николай Антонов. — Ребенок начинает играть примерно в десять лет, поэтому ежегодно появляется определенное количество новых киберспортсменов, которые готовы ходить к нам в клубы. Если раньше играли только мальчики, то сейчас мы видим все больше игроков женского пола — они составляют порядка 10% от посетителей наших игровых арен».

Сейчас число киберспортивных площадок в стране приблизилось к трем тысячам, но этого все равно не хватает, считает Николай Антонов. Для сравнения: в Сеуле в общей сложности работает около 15 тыс. клубов такого формата, а в Китае их число еще в 2020 году доходило до 100 тыс. В России наибольшее число киберклубов открыто в Москве и городах-миллионниках. По данным Langame, только за прошлый год в столице открылось 26 новых киберклубов, а в Санкт-Петербурге — 24. В малых городах, напротив, ощущается нехватка киберспортивных площадок, особенно там, где проживает до 50–100 тыс. человек.

 Фото: Colizeum
Фото: Colizeum

Открытие киберспортивного клуба Colizeum Шелепиха

В подобной ситуации рост рынка стимулирует масштабирование бизнеса в регионы, где слабо развита развлекательная инфраструктура. Это выгодно не только для клиентов, которые могут с комфортом провести время в компьютерном клубе, но и для предпринимательства в целом, учитывая, что в России бизнес сконцентрирован в основном в крупных городах. При этом франшиза — оптимальная модель для старта киберспортивного бизнеса, потому что позволяет избежать ошибок и заручиться поддержкой сильного бренда.

«Colizeum знают все. Про нас говорят киберспортсмены и стримеры, только на маркетинг мы тратим 6–7 млн руб. ежемесячно. Добавьте к этому мой опыт развития франшизы Topgun и вы поймете, что Colizeum не просто компьютерный клуб. Мы были первыми, а сейчас у нас самая большая и мощная сеть. Открытие нашей киберарены — это инвестиция в нишу, которая продолжит расти», — подчеркивает Алексей Локонцев.

Регионы развивают рынок

Согласно исследованию Colizeum, российские игроки заметно взрослеют, и сейчас их средний возраст составляет от 18 до 23 лет. В городах, где население колеблется от 50 до 100 тыс. человек и слабо развита индустрия развлечений, молодежи просто нечем заняться и некуда ходить, говорит Николай Антонов. Поэтому многие партнеры Colizeum предпочитают открывать новые точки именно в небольших населенных пунктах — там есть спрос и практически нет конкуренции. Кроме того, запуск киберспортивного клуба выполняет социальную миссию: дает геймерам досуг, возможность общаться и развиваться в киберспорте профессионально.

«Большое число наших франчайзи, которые открывались в небольших городах, шли туда с целью окультурить молодежь, чтобы игроки ходили в клубы с хорошим сервисом. В места, где не принято распивать алкоголь, курить, где можно приобщиться к киберспортивной культуре и найти друзей. Плюс ко всему, киберспорт развивает логику и командные навыки, то есть полезен с интеллектуальной точки зрения», — пояснил эксперт.

 Фото: Colizeum
Фото: Colizeum

Colizeum на VK Fest 2024

Киберклубы Colizeum работают практически во всех крупных городах страны. Среди малых городов сеть представлена в Лабинске, Новом Уренгое, Лабытнанги, Губкинском, Карагали. Из необычных кейсов компании — игровой клуб в Сочи на Красной Поляне, прямо на горнолыжном курорте. Изначально ожидалось, что аудиторией площадки будет молодежь и дети, но в итоге клуб некоторое время был один из самых успешных в сети, поскольку в него ходили все, даже горнолыжники.

Ярослав Никифоров, франчайзи Colizeum, в качестве успешного кейса в регионах приводит другой пример — киберспортивный клуб в городе Лабинск Краснодарского края с населением почти 57,5 тыс. человек. «В Лабинске у нас не было конкурентов, поэтому мы вышли на максимальные финансовые результаты уже через месяц. Людям была интересна наша площадка, потому что в городе нет качественного досуга для молодежи. Такие показатели — это и плюс, и минус, потому что емкость рынка маленьких городов все-таки ограничена. Поэтому стоит брать во внимание города, которые в перспективе будут развиваться в емкости людей, денег и покупательского спроса», — рассказывает франчайзи.

Франшиза Colizeum представлена и в селах, например в Карагали, где проживает менее 10 тыс. человек. Несмотря на небольшую численность, киберспортивный клуб на 25–30 компьютеров может покрыть спрос, а альтернатив для молодежи там нет.

У каждого региона, подчеркивают эксперты, есть своя специфика: то, что хорошо работает в Москве, может не сработать в другом городе-миллионнике. Поэтому нужно изучать, анализировать рынок и свою аудиторию, подстраиваться под клиентов. «На Кавказе при проектировке клуба мы заранее планируем место для намаза, — рассказывает Николай Антонов. — А на Дальнем Востоке турниры проходят отдельно от всей страны из-за разницы во времени».

Сервис — ключ к успеху

Масштабирование киберклубов в регионы помогает развивать территории, выводить сервис в малых городах и в удаленных областях страны на более высокий уровень. В 2017 году, когда Colizeum только открылся, киберспортивные клубы ассоциировались с 90-ми — небольшими темными подвальными помещениями, где кроме компьютеров ничего не было. Сейчас площадки предлагают комфортные условия и дополнительные услуги, становясь больше похожими на качественные лаунжи.

 Фото: Colizeum
Фото: Colizeum

«Да, с франшизой Colizeum, вы получаете имя бренда. Но вместе с тем и высокий уровень сервиса, сервисные стандарты. В помещениях должно быть чисто, а администраторы должны быть вежливыми и уметь общаться. Поэтому основная задача каждого франчайзи, для того чтобы нормально зарабатывать, — на месте контролировать эти стандарты», — рассказал Виталий Никитенко, партнер Colizeum из Омска.

В клубах Colizeum есть системы кондиционирования и вентиляции. Это важно, особенно для южных регионов, поскольку компьютеры выделяют много тепла, и при полной посадке в помещении может быть слишком душно. Не все киберспортивные площадки серьезно относятся к таким деталям, так как хорошая автономная система вентиляции и кондиционирования может стоить 15–20% от всей суммы инвестиций в запуск. В северных регионах России есть свои нюансы, отмечает Николай Антонов.

«В Новом Уренгое, где зимой температура нередко опускается ниже −30 °C, проходят акции из серии: если приедешь в клуб на такси, то эта сумма вернется на баланс бонусными. На Севере это очень актуальная история, и мы стараемся делать походы в наши клубы более доступными и комфортными», — подчеркивает Николай Антонов.

Кроме сервиса, Colizeum делает ставку на хорошее «железо» — официальным поставщиком сети выступает Asus. Компания не только дает скидки на технику в размере 20–30%, но и спонсирует турниры в клубах. Сами турниры — важная составляющая киберспортивного бизнеса, поэтому игровые площадки становятся не только местом для развлечения, но и базой для подготовки киберспортивных команд.

Николай Антонов, управляющий партнер сети Colizeum:

«Мы проводим свои турниры с крупным призовым фондом. Еще у нас есть отдел киберспорта, который организовывает соревнования, и своя академия, работающая по аналогии с фитнес-центром, где можно взять тренера и прокачать определенные скиллы, потренироваться и подготовиться к соревнованиям. Это дополнительная мотивация приходить к нам. Таким образом, Colizeum дает возможность игрокам перейти из любительского гейминга в профессиональный киберспорт».

 Фото: Colizeum
Фото: Colizeum

Турнир Asus ROG x Colizeum 2023

Согласно исследованию Colizeum, чуть больше 30% посещают клуб более десять раз в месяц, а 41,5% проводят в нем не менее трех часов за раз. Чаще всего геймеры играют в CS (шутер Counter Strike), Dota 2 или League of Legends. «К нам приходят за атмосферой и компанией, — добавляет Алексей Локонцев. — Средний чек составляет около 500 руб., что вполне доступно даже для небольших городов».

Решение для малых городов

Далеко не все жители малых городов могут себе позволить потратить около 150 тыс. руб. на качественные игровые ПК, поэтому рост спроса на киберклубы во многом связан со скачками цен на компьютеры. Если в Москве и Санкт-Петербурге мощным «железом» никого не удивишь, то в регионах — это серьезное преимущество. С другой стороны, предприниматели из малых городов также не готовы вкладывать во франшизу наравне с городами-миллионниками.

«Предприниматели из малых городов не готовы инвестировать большие суммы, ведь наш стандартный паушальный взнос составляет 1–1,5 млн руб. Человек из небольшого города резонно может сказать: «Тут ваш бренд не сработает, поэтому выгоднее самостоятельно открыть компьютерный клуб». По этой причине для малых городов мы создали специальный проект «Компы» by Colizeum, который призван поддержать предпринимателей из регионов и индустрию в целом», — рассказывает Николай Антонов.

Проект компьютерных клубов «Компы» демократичен и рассчитан на города с населением менее 50 тыс. человек, а инвестиции в запуск почти в два раза ниже, чем в целом по рынку, и начинаются от 3 млн руб. Дополнительно Colizeum компенсирует 50% паушального взноса. Запуск такой площадки не требует покупки слишком мощных компьютеров, изысков по ремонту, при этом все стандарты сервиса, все, что связано с диджитал-сопровождением и мобильным приложением, работает. То есть франчайзи находится в экосистеме Colizeum, получает все преимущества сети, но меньше вкладывает во внешние атрибуты. Такой формат удобен для партнеров из небольших городов, популяризует киберспорт на территории России и помогает быстро масштабироваться в удаленные уголки страны.

 Фото: Colizeum
Фото: Colizeum

Colizeum в Ростове-на-Дону

Кто покупает франшизы?

Франшиза — один из главных инструментов стимуляции роста рынка киберспортивных клубов. Она облегчает вход в сложный с операционной точки зрения киберспортивный бизнес, поскольку игровые площадки работают круглосуточно. Без имени крупного бренда, понимания нюансов работы киберспортивных клубов и эффективного маркетинга запустить площадку с нуля и сделать ее успешной в условиях растущей конкуренции в разы сложнее.

«В этом бизнесе много подводных камней, — говорит Николай Антонов. — Новичку о них может быть неизвестно, но мы их уже прошли и разработали эффективную бизнес-модель. Франшиза хороша тем, что дает всю техническую и маркетинговую инфраструктуру, а франчайзер оказывает поддержку. В то же время, это не пассивный доход, а концессия двух людей, которые совместно развивают проект. Поэтому от франчайзи тоже требуется ряд действий по контролю персонала, сервиса, локального маркетинга. Для тех, кто не готов принимать участие в развитии открытого клуба, мы предлагаем удобный формат ведения со стороны управляющей компании».

Если посмотреть на партнеров сети Colizeum, то среди них можно найти огромное количество начинающих предпринимателей, которые имеют мало опыта в управлении бизнесом.

Николай Антонов, управляющий партнер сети Colizeum:

«Одному нашему франчайзи 16 лет. То есть юридически бизнес принадлежит родителям, а управляет клубом именно подросток. Он сам говорит, что раньше много играл, а сейчас все время уходит на управление площадкой. Много случаев, когда бизнесом занимаются отец с сыном, есть ребята, которые ходили к нам играть, а потом решили купить франшизу из-за любви к продукту и этому месту».

Среди франчайзи сети есть и девушки — они все чаще обращают свое внимание в сторону киберспорта. По словам Николая Антонова, хороший пример — один из московских киберклубов, которым управляет девушка. Он быстро вышел на окупаемость и приносит хорошую выручку, при этом франчайзи далека от игровой индустрии. Партнеры сети сходятся во мнении, что киберспортивный бизнес рассчитан на широкую аудиторию предпринимателей как из крупных городов, так и из малых, где проще запуститься благодаря формату «Компов».

 Фото: Colizeum
Фото: Colizeum

Сколько можно заработать

Каждый клиент, приходящий в клуб, фактически платит за аренду компьютера. При этом необязательно играть — можно пользоваться ПК на свое усмотрение. В среднем гость тратит за одно посещение около 500 руб., а ежемесячные траты одного игрока составляют от 2 тыс. Виталий Никитенко отмечает, что в киберспортивном бизнесе есть сезонность, поскольку летом основная аудитория, то есть школьники и студенты, реже посещает игровые площадки. Однако эти потери компенсируются в осенне-зимний период.

По словам Николая Антонова, каждая точка в среднем приносит 400–600 тыс. руб. в месяц. Из них порядка 85% дохода приходится на аренду компьютеров, которая стоит от 110 до 300 руб. за час в зависимости от региона. Остальные 15% клуб зарабатывает за счет напитков и еды. Уровень выручки также зависит от размера клуба, и у Colizeum есть разные форматы под разные локации, города и потребности. «В одном из наших клубов площадью 50 тыс. кв. м., есть автомобильный VR-симулятор и PlayStation. Это не ключевые вещи для регулярных походов в клуб, но они тоже приносят деньги», — отмечает управляющий партнер.

Важный нюанс при открытии игровой площадки — удачная локация с высоким трафиком. Это не обязательно должен быть центр города, но место должно подходить для конкретного продукта. «У нас в брендбуке прописанные классические варианты локации — близость вуза, школы или метро, — приводит пример эксперт. — Хорошо, если рядом есть торговый центр с большой проходимостью, либо в целом это локация, популярная у молодежи. Мы используем программу геоаналитики, по тепловым картам отслеживаем подходящие места. Бывает, что партнер хочет открыться за пределами наших рекомендаций, но это может нести репутационные риски, если локация не подходит».

 Фото: Colizeum
Фото: Colizeum

Несмотря на подводные камни, при открытии компьютерного клуба франчайзи сложно уйти в минус. Как правило, операционные расходы не слишком большие и включают аренду, зарплаты персоналу, оплату электричества и интернет. При стартовых вложениях в 6–7 млн руб. окупаемость в среднем наступает за полтора года, говорит Николай Антонов.

Киберспорт в будущем

Популяризация и признание киберспорта на мировом уровне делают его перспективным направлением не только для игроков, но и инвесторов. Николай Антонов прогнозирует, что рынок продолжит расти, и драйвером этого роста будут регионы России, где не хватает качественного сервиса и развлечений. Еще одна причина для роста — отсутствие такого же мощного соперничества между игроками рынка как в Москве и городах-миллионниках, где предприниматели вынуждены постоянно оглядываться на конкурентов и демпинговать.

«За прошлый год мы открыли 125 клубов, а в этом году за полгода — уже около 90. Самое интересное, что количество клубов увеличивается, но и выручка планово растет. То есть, казалось бы, рынок заполняется, но по выручке нет стагнации, наоборот, она увеличивается. Поэтому киберспортивный бизнес не подвержен катаклизмам, стрессам и готов к масштабированию в разные регионы нашей страны», — подвел итог Николай Антонов.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги