Как франшиза колледжа IThub решает кадровые запросы бизнеса

Обновлено 14 ноября, 07:51
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Студенты колледжа IThub

IThub — IT-колледж, обучающий специалистов в партнерстве с бизнесом. Выпускники IThub востребованы в каждом регионе присутствия франшизы. Сооснователь сети Кристина Граль рассказала, в чем суть методики и бизнес-модели компании

Согласно данным Минцифры, в 2023 году информационные технологии стали самым популярным направлением у российских абитуриентов. На специальность «Информатика и вычислительная техника» было подано 650 тыс. заявлений, еще 175 тыс. поступающих выбрали «Информационную безопасность» и около 70 тыс. — «Компьютерные и информационные науки».

Несмотря на высокий интерес к обучению в компьютерной отрасли, на рынке по-прежнему наблюдается кадровый голод. Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев в 2023 году заявил, что стране не хватает 500–700 тыс. IT-специалистов. В рамках проекта «Кадры для цифровой трансформации» государство в ближайшие пять лет намерено выделить 41,3 млрд руб. на подготовку молодых профессионалов в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта. По итогам проекта к 2030 году обучение должны завершить 777 тыс. студентов.

В целом креативный сектор, в который, помимо IT, входят дизайн, реклама, кино, видеоигры и еще 11 направлений, связанных с творчеством, к 2030 году должен составить 6% от ВВП страны. Это следует из плана по развитию креативных индустрий, представленного Агентством стратегических инициатив (АСИ). На сегодняшний день креативная экономика генерирует около 3,5% ВВП, причем подавляющее большинство профильных компаний сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Согласно рейтингу, составленному экспертами НИУ ВШЭ, три четверти российских регионов отстают от столицы по уровню развития креативного бизнеса более чем на 60%.

Значимую роль в становлении креативного сектора играют частные учебные заведения: нередко они лучше ориентируются в потребностях рынка, нежели государственные колледжи и вузы, и выпускают специалистов, которых потом не нужно доучивать на предприятиях. Кроме того, частные заведения, которые работают по федеральным франшизам, открывают доступ к современным образовательным технологиям в регионах.

Один из лидеров в этой сфере — колледж информационных и креативных технологий IThub, развивающийся по франшизе. Он формирует учебные программы, исходя из специфических запросов бизнеса в каждом регионе присутствия. Выпускники IThub приходят к работодателям, имея прикладные навыки в рамках выбранной профессии и готовое портфолио, созданное за время обучения.

Стратегия IThub пользуется популярностью у клиентов, крупных компаний, инвесторов и государственных вузов: это заметно по числу обучающихся, партнеров, а также коллабораций. РБК Франшизы попросили сооснователя и директора франчайзинговой сети IThub Кристину Граль рассказать о том, как готовить востребованных специалистов для креативных и IT-индустрий, зачем колледжу франшиза и что ждет будущих франчайзи компании.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Кристина Граль, генеральный директор франчайзинговой сети колледжей IThub

— С чего начинался ваш бизнес?

— В 2017 году основатель IThub Михаил Сумбатян открыл частный колледж на базе Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС». У Михаила уже был опыт руководства государственным учебным заведением, но в случае с частным — больше возможностей для творчества и коллабораций с компаниями в области стажировок. Бизнес платит за результат, а не за диплом об образовании, его интересуют конкретные прикладные умения. Своей задачей мы видели создание колледжа, который позволит трудоустраивать студентов — таких студентов, которые в свою очередь будут соответствовать ожиданиям работодателей.

В 2018 году колледж переименовали в IThub. Мы видели в проекте не просто образовательную услугу, а перспективу экосистемы — именно этот подход позволил нам на сегодняшний день стать бенчмарком в области среднего профессионального образования. IThub предлагает гибридный формат обучения: офлайн и онлайн, но онлайн — не в современном массовом понимании, а как дополнительный сервис. Если у студента по уважительной причине нет возможности быть на лекции, он может подключиться онлайн из дома к своей группе или позже в личном кабинете посмотреть материалы урока.

— Расскажите подробнее о концепции IThub

— По итогам обучения в колледже мы выдаем диплом государственного образца — у нас есть аккредитация, лицензия, мы соблюдаем все федеральные стандарты, но вместе с тем сохраняем свободу творчества. Мы придерживаемся концепции life learning, когда человек учится и осваивает новые навыки на протяжении всей жизни. Наша миссия — научить учиться, и мы сами находимся в постоянном поиске новых педагогических механик, новых путей симбиоза бизнеса и образования.

Бизнес — наш непосредственный партнер в формировании образовательных траекторий студентов. Внутри IThub есть кафедры: информационная безопасность и системное администрирование, дизайн, программирование и управление IT-продуктом, разработка игр, кинопроизводство, маркетинг и коммерция. Каждая кафедра открывает перед студентом широкий спектр возможностей, мы называем их «бизнес-ролями».

Например, в сфере программирования можно пойти по пути Java- или Python-разработчика — это разные специалисты. При трудоустройстве работодателя заинтересует, что конкретно кандидат умеет делать в своей области, какие hard skills приобрел и как может это доказать. Мы выстроили деятельность так, чтобы работодатель через цифровой след на LXP-платформе увидел, что умеет студент. Другими словами, это портфолио, но подтвержденное образовательной организацией. Выпускник IThub — это молодой специалист с опытом работы в индустрии не менее года, чей уровень квалификации позволяет сразу начать трудовую деятельность. Такие кадры очень нужны бизнесу.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Teacher's Camp колледжа IThub, Москва

— Как выстроена бизнес-модель IThub?

— Наша бизнес-модель — чистой воды социальное предпринимательство. Мы работаем за счет денег клиента, который ежегодно платит за обучение. Стоимость — 450 тыс. в год для Москвы, цифра в регионах варьируется и начинается от 120 тыс. Программа длится три или четыре года, в зависимости от того, когда пришел к нам студент: после 9 или после 11 класса.

Во время первого набора к нам пришли всего 60 человек. За год мы упаковались и сделали продуктовое предложение, в основу которого легла идея: мы воспитываем свободную личность, которая умеет креативно мыслить, создавать новые технологии и продукты. Спрос начал расти: 200 человек во второй набор, 400 — в третий, 600 — в четвертый. При этом мы не задействовали больших маркетинговых ресурсов и работали в скромных бюджетах.

Нашим ноу-хау стали дни открытых дверей: мы проводили их каждый месяц, и на них с абитуриентами общались студенты, которые проходили наставнические сессии, а психолог рассказывала о создании профильных траекторий обучения. Информация о нас пошла среди молодежи по сарафанному радио, и благодаря этому росло число учеников. В 2021 году мы заметили, что в стране вырос спрос на среднее профессиональное образование — нас с Михаилом Сумбатяном стали приглашать с лекциями в государственные структуры, чтобы мы рассказали о своей методологии, а также начали предлагать сотрудничество.

— Как для вас шел процесс масштабирования — безболезненно или возникали сложности?

— Наша система подразумевает персональные образовательные маршруты, индивидуальную работу и наставничество, и, когда студентов стало более 250, появились трудности. Мы начали дифференцировать продуктовые истории — так возникли кафедры со своим руководством и с руководителями бизнес-ролей, обязательно опытными практиками. Когда мы набрали 1500 учеников, начали более детально прорабатывать платформу LXP, чтобы была возможность добавить туда больше аналитики.

По мере роста требовалось делать все более разветвленной систему наставничества внутри колледжа. Студенты старших курсов курировали младших, но, когда только кураторов стало 75 человек, мы ввели новую позицию — тимлидов, выпускников, которые сами когда-то прошли этот путь и теперь могут помочь кураторам.

В прошлом году у нас обучалось 2900 студентов в Москве и более 3000 — в регионах, на этом этапе возникли новые задачи — не потерять управление бизнес-процессами при таком масштабе и сохранить ДНК бренда вне зависимости от того, где и кем открыт колледж. Мы регулярно проводим супервизии: я и моя команда выезжаем в колледжи партнеров, общаемся со студентами без взрослых и понимаем, что идет так, что не так, над какими параметрами надо работать.

Число партнеров тоже растет: сначала их было 4, в прошлом году — 9, за этот год прибавилось еще 3. И мы выбрали «хранителей ценностей» — выпускников из числа тимлидов, кто живет в регионе партнера и понимает его культурные особенности, менталитет жителей. Мы открыты, например, в Махачкале — там эта специфика особенно важна. Хранители ценностей работают, как мы на супервизии, — общаются со студентами, собирают обратную связь и в виде отчетов передают нам.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Колледж IThub, Санкт-Петербург

— Когда вы запустили франшизу, кто стал первым партнером?

— Первый заказ у нас был от Донского государственного университета в Ростове-на-Дону в 2021 году. К нам приехала проректор и сказала: «Я хочу IThub, потому что знаю — для нас это будет провайдер изменений. Мы уверены: у нас проект будет востребован». До сих пор помню слова Светланы Пономаревой, инициатора запуска: «Давайте сделаем так — мы как будто дети в детском саду, а вы, воспитатели, взяли нас за руку и повели. Только не отпускайте, потому что мы упадем». Эти ее слова сыграли ключевую роль в формировании нашей франшизы — на тот момент мы о таком пути вообще не задумывались.

Потом к нам пришел частный заказчик, IT-компания, ему требовались разработчики, маркетологи, и он хотел открывать не собственный учебный центр, а наш колледж, чтобы после выпуска кадры пришли к нему. Следующим стал частный инвестор, который планировал строить все с нуля под нашим руководством. Так сложились три типа партнерства: открытие частного колледжа на базе компании, сотрудничество с государственным вузом, который решил запустить частный колледж, и социальное предпринимательство, когда бизнесмен строит хаб и открывает учебное заведение.

— Есть ли особенности при открытии в разных регионах?

— У нас 6 кафедр и 35 бизнес-ролей, каждая роль — профессиональный трек, который не обязательно будет востребован в городе открытия, это надо учитывать. Важно, чтобы в регионе были бизнес-партнеры, которые предложат выпускникам стажировки и трудоустройство по их специальностям. Соответственно, когда мы открываемся, смотрим, какое в городе производство, экономика, какие направления сильны. Исходя из этого, берем свою матрицу и предлагаем — например, Java в регионе сразу не будет актуально, это сложный язык программирования, а вот бизнес-аналитика и дизайнеры нужны везде. Но и среди дизайнеров не станем рекомендовать промышленный дизайн и дизайн среды, потому что у нас небольшой набор на эти бизнес-роли даже в Москве, посоветуем открыть направление веб-дизайна.

В этом году был кейс во Владивостоке, там на кафедре разработки игр предложили взять за основу движок, которого нет в нашей программе, но на котором работает их крупный работодатель. Здесь уже партнер становится в каком-то смысле держателем бизнес-роли, которая впоследствии может масштабироваться на всю сеть.

— Какими качествами должен обладать ваш партнер?

— В первую очередь, разделять наши ценности — стремиться к постоянному развитию, обладать большими амбициями, ценить человекоцентричный подход в образовании и гуманистическую педагогику. Второй момент — опыт в образовании, потому что очень сложно запускать с нуля партнера, не обладающего знаниями в этой сфере. Либо партнер должен быть готов нанять компетентного директора и заместителей. Третье важное качество — проактивность, когда человеку не все равно, когда он готов проявлять инициативу, не молчит, следит за трендами. И, разумеется, наш партнер должен любить детей. Об этом мы всегда спрашиваем: есть свои дети или нет, если нет, то какой был опыт работы с ними.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Сансара-2024», слет партнеров IThub

— В чем особенности открытия франшизы в сфере образования?

— Требуются большие инвестиции, но в нашем направлении иначе никак. На стадии запуска с инвестициями тяжело, социальное предпринимательство — это не про деньги здесь и сейчас. Когда открытие идет на базе колледжа или вуза, с этим проще, потому что уже есть инфраструктура. Но, если запуск с нуля, все начинается с поиска здания, демонтажа и монтажа — это совсем другой уровень инвестиций. И здесь есть еще одна сложность: по закону образовательное учреждение не может находиться ближе 500 метров к ночным клубам, ресторанам и магазинам, где продают товары только для совершеннолетних, а в этот список попадают даже «Пятерочки». Партнер из Казани искал площадку год, много вложил в экспертизу и в итоге пришел к выводу, что не готов заниматься бизнесом, в котором так много сложных ограничений уже на старте.

Наш паушальный взнос — 5 млн руб., роялти — 20% в первые пять лет. На шестой год сумма роялти — 15%, поскольку, с нашей точки зрения, партнер к этому моменту достаточно погружается в процесс и ему не требуется такое подробное сопровождение. Мы помогаем во всех сферах: в маркетинге, исследованиях и аналитике, предоставляем финансовую и юридическую поддержку, персональных менеджеров и, конечно, проводим постоянное обучение, стажировки. Нет такого, чтобы мы выдали материалы на старте, мануалы, провели 15 уроков и оставили франчайзи один на один с бизнесом.

Мы работаем в команде, отслеживаем, как идут дела у партнеров, предлагаем варианты решения проблем, если они возникают. Наша концепция — стать с франчайзи единой организацией, в которой у нас роль главного офиса, но мы все равно работаем вместе. Когда идет запуск, мы приезжаем в город, работает наша пресс-служба, проводится день открытых дверей. Регулярно, раз в год, наша команда делает для франчайзи бизнес- и психологические расстановки, проверяет рефлексию. Это важный момент: в сфере образования сегодня — самый большой процент выгорания специалистов, поэтому мы активно вкладываемся в мероприятия, которые помогают справляться с этой проблемой.

— Какие у вас планы по дальнейшему развитию?

— Глобальный план — 50 партнеров к 2030 году. Но мы для себя определили, что в год будем запускать не больше шести-семи, это связано с нашей ресурсностью. Мы можем открывать больше, но не хотелось бы двигаться в таком темпе. В 2025 году объявим набор в вуз, который будет специализироваться на приеме выпускников учреждений среднего профессионального образования и предложит им сокращенную программу обучения, рассчитанную на 2,5 года. Кроме того, в планах — открывать центры дополнительного образования, у нас уже много соответствующих программ.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги